Опыт работы «Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Опыт работы Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Тестопластика как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности».
Воспитатели: Е.Е. Левченко
Е.М. Попова
Тестопластика - является одним из видов художественного конструирования, которое способствует развитию у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Лепка для детей с нарушением интеллекта имеет большое значение. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка, развивает и совершенствует природное чувство осязание обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого. Лепка из соленого теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления; формирует эстетические вкусы, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях.
Дети с нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно – педагогического воздействия с трудом овладевают изобразительной деятельностью из – за ряда особенностей: моторная неловкость, недостаточная мышечная сила; слабо развитые, замедленные и неточные движения ладоней и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук; недостаточность зрительно-двигательной координации. В следствие чего при работе с пластилином у детей иногда появляется негативная реакция на занятие лепкой из-за его твёрдости. Учитывая особенности детей, мы включаем в занятия лепкой работу не только с пластилином, но и достаточно мягкий и приятный на ощупь материал соленое тесто. Лепить из соленого теста детям очень интересно и достаточно просто, что особенно важно при работе с особыми детьми.
Обучая дошкольников приемам лепке из соленого теста мы развиваем у них художественно - творческие способности. Мы учим детей переносить опыт работы с пластилином на работу с незнакомым пластичным материалом – тестом, обогащая и расширяя художественный опыт дошкольников; развиваем и коррегируем мелкую ручную моторику, зрительно – двигательную координацию, и тактильную чувствительность рук; воспитываем интерес к искусству тестопластики.
При проведении занятий по тестопластике последовательно знакомим детей со свойствами данного материала, с различными видами и приемами лепки: (раскатывать, сплющивать, вдавливать, отщипывать, катать, вырезать), при этом используем словесные методы, такие как беседа, рассказ, объяснение, пояснение. Рассматриваем наглядные пособия: картины, рисунки, фотографии, готовые изделия. Особое внимание уделяем самостоятельной практической деятельности детей.
На начальном этапе работы с соленым тестом мы демонстрируем детям процесс лепки, привлекая их внимание к полученному результату. Во время демонстрации приучаем детей выполнять работу совместными действиями со взрослым, а в дальнейшем и самостоятельно, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для каждого ребенка. При ощупывании предметов у детей формируем способы обследования предметов и выделения его формы.
При организации занятий для детей с нарушением интеллекта мы тщательно подбираем материалы и оборудование с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, от этого во многом зависит успешное выполнение работы детьми.
Для занятий с детьми изготавливаем авторские пособия такие как: разнообразные трафареты и обводки ламинированные трафареты, предназначены для соотнесения и накладывания теста необходимого цвета.
В свою работу активно привлекаем родителей для закрепления полученных детьми умений, приемов работы с тестом в домашних условиях. Взаимодействие с родителями – это важная часть деятельности, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для развития творческих способностей дошкольников. В связи с творческой темой мы провели мастер – класс для родителей, целью которого являлось: научить родителей использовать возможности соленого теста в совместном творчестве с детьми, на котором мы познакомили родителей с особенностями и технологическими возможностями данного материала; научили изготавливать соленое тесто, показали приемы работы с тестом, попытались вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми. В итоге родители заинтересовались данным видом изобразительной деятельности и стали чаще выбирать данную технику при изготовлении поделок и конкурсных работ.
Регулярно в группе проводим тематические выставки, на которых демонстрируем изделия созданные детьми из теста совместно с родителями, применяем продукты детской деятельности в оформлении группы. Наши дети активно участвуют в городских творческих конкурсах, на которых демонстрируют изделия, созданные из теста совместно с родителями.
По результатам проведения данной работы установили, что техника тестопластика является эффективным средством художественно-творческого развития дошкольников. Дети проявляют большой интерес к творческому процессу, получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности выразить в пластическом виде искусства свои мысли, свое отношение к увиденному. У них возникает потребность в поиске новых действий, в изменении технологии, конструкции изделий. Пробуждается интеллектуальная и творческая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.
Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
«Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»
Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....
Конспект подгруппового занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с дошкольниками с легкой умственной отсталостью. Тема: «Домашние животные. Закрепление»
Конспект подгруппового занятия по познавательному развитию по теме "Домашние животные. Закрепление." М.б. использован для занятия с детьми дошкольного возраста....
Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью.
Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью....
«Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить врем...
ОПЫТ РАБОТЫ Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности...