"Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми ОВЗ"
статья по логопедии

Использование артикуляционой гимнастики с биоэнергопластикой помогает длительно удерживать интерес и поддерживать мотивационную готовность ребенка к логопедическим занятиям, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_bioenergoplastiki.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми ОВЗ"

     Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

     Несмотря на то, что дети к старшему дошкольному возрасту осваивают много различных пальчиковых игр, уровень их мелкой моторики оказывается, недостаточно сформирован. Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия в решении данного вопроса.

     В процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения очень часто возникает проблема – недостаток интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания добиваться необходимых результатов.

     Поэтому передо мной возникла задача, как наиболее эффективно организовать логопедическое воздействие так, чтобы каждое занятие было оптимальным по времени, регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу над всеми речевыми компонентами, мелкой моторикой, психическими функциями.

     Исходя, из данной проблемы целью коррекционной работы в данном направлении является - воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых упражнений.

     Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении;

- развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- автоматизировать звуки;

- развивать и совершенствовать фонематические процессы;

- развивать познавательные процессы;

- длительно удерживать интерес ребёнка;

- повышать мотивационную готовность детей;

- поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

     Предполагаемый результат данной работы: использование в работе новых игровых методов и приёмов позволит сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и значительно повысит результат коррекционной работы в формировании правильного звукопроизношения у детей.

     Определяя содержание коррекционно-развивающей деятельности по совершенствованию мелкой и артикуляционной моторики на занятиях с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста, я  пытаюсь  найти такие методы и приемы, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности. Во-вторых, чтобы они содержали в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании. И, в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты. Все это прекрасно сочетает в себе коррекционная методика - биоэнергопластика, способствующая профилактике и исправлению речевых нарушений, основанная на синтезе речи и движения.

     Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками, состоит в том, что этот метод: вызывает интерес и помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышает мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка;

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.

     Основы для занятий самые разнообразные: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Проводимые занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием и развитием силы и высоты голоса, гимнастика для глаз).

     Применяя метод биоэнергопластики,  я  использую «Волшебные перчатки»: на выполняющую движения руку взрослый надевает перчатку, дети надевают такую же. Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

     Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время занятия дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

В практике работы мне удалось совместить биоэнергопластику с таким интересным направлением работы, как сказкотерапия. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.

     Элементы коррекционной работы,  включенные в сказочный сюжет, способствуют развитию неречевых процессов: внимания, памяти, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развитию движений, а также корректируют речевые нарушения.

     Результатом проводимой работы является следующее:

- у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный;

- улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха, заметна положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;

- у детей улучшается качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает колоссальное влияние на качество восприятия любого вида информации в целом;

- творческие способности детей проявляются намного активнее;

- заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика, в связи с этим речь при выполнении различных упражнений становится намного качественнее.

     Таким образом, можно утверждать, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению логопедических занятий. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.

Учитель-логопед: Татарова С.Н.

Ноябрь, 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию ...

Семинар-практикум "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда ".

Цель: развитие арктикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики....

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

Использование биоэнергопластики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую...

«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»

Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...