Рекомендации родителям
картотека по логопедии

Татьяна Николаевна Иуси

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa.doc191 КБ
Microsoft Office document icon starshaya_otredoktirovano.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматическая тема

«Осенняя ярмарка. Сад – огород»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды, повторить обобщающие слова - «овощи», «фрукты», «ягоды»;

  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах, вкус;

  • рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях);

  • по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды т продают;

  • рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить овощей, фруктов и ягод;

Задание 2 

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Малина, клубника, апельсин, черника.

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак»:

яблоко (какое?) - ... , клюква (какая?) - ... , помидор (какой?)

Задание 4

«Назови, какие ты знаешь фрукты на звук А»

 (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 5

Дидактическая игра «Узнай по описанию» попросить  ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или  ягоде:

«Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 6

Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Лексико-грамматическая тема

«Откуда хлеб пришел»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

  • объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова»;

  • вместе с ребенком сходить в магазин, посмотреть какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

  • рассмотреть пшеничное зерно, муку;

  • поговорить с ребенком о труде колхозников которые выращивают хлеб.

Задание 2

Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Задание 3

Подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Задание 4

Дидактическая игра «Подбери признаю»

хлеб (какой?) - ... , булка (какая?) - …

Задание 5

Выложить из спичек фигурку-отгадку.

 

Мельница крыльями машет вдали.

Будет мука, чтоб пирог испекли.

Лексико-грамматическая тема

«Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

Родителям рекомендуется:

  • обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

  • объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

  • объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

  • спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;

  • совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

  • закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 2

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Куртка, резиновые сапоги, перчатки, панамка.

Задание 3

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф ....

Задание 4

Дидактическая игра «Назови, какие»

сапоги из резины резиновые сапоги; шапка из шерсти - шерстяная; перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 5

Пересчитать предметы

один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки … , пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.

Задание 6

Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?»

одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Лексико-грамматическая тема

«Дом. Мебель»

Родителям рекомендуется:

  • во время совместной прогулки по поселку рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные;

  • внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес;

  • на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах и в сельской местности;

  • совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобное помещение), объяснив их назначение;

  • рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение;

Задание 2

Дидактическая игра «Назови, какой дом»

дом - одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный ... многоэтажный. (Объяснить ребенку значение словосочетания «высотный дом».)

Задание 3

Рассказать, какая мебель есть на кухне/в спальне, в гостиной. (Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.)

Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.

Задание 4

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.

Задание 5

Дидактическая игра «Назови, какой ... »

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, ....

Диван сделан из кожи, ... .

Стул сделан из пластмассы, .. , .

Лексико-грамматическая тема

«Лиственные деревья. Грибы»

Родителям рекомендуется:

  • во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья - березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;

  • научить различать их; показать плоды этих деревьев;

  • обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;

  • найти в природе листья деревьев разного цвета; научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.

  • пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы; рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить
  • внимание на строение и окраску шляпки;

  • рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест (если вы не сможете побывать в лесу, купите грибы на рынке);

  • вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

Задание 2

Дидактическая игра «Назови лист»

лист березы - березовый, лист клена - ... , лист осины - ... , лист липы - ... , лист рябины - ... .

Задание 3

Ответить на вопрос: Какой гриб растет под березой? под осиной? (Объяснить ребенку, почему так назван гриб: подберезовик, подосиновик.)

Задание 4

 Пересчет грибов, деревьев, листьев (согласование числительных с существительными): один мухомор, два мухомора ... пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки ... пять сыроежек.

Лексико-грамматическая тема

«Домашние животные»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;

  • вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними;

  • рассказать о профессии пастуха, скотника.

Задание 2

Дидактическая игра «Назови семью».

Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята). Он - конь, она - лошадь, детеныш (и) - жеребенок,

(жеребята).

Задание 3

Дидактическая игра «Кто где живет».

Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь - ... , (собака).

Задание 4

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?» (Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает.) Сторожит, грызет, лает?

Хрюкает, роет? - ....

Ржет, бегает, скачет? -

Мяукает, лакает, царапается?

Мычит, жует, ходит? - ... .

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Задание 5

Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?»

хвост чей - кошачий …

Туловище (чье?) – кошачье…

Голова (чья?) – кошачья…

Лексико-грамматическая тема

«Перелетные птицы»

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;

  • назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;

  • рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных ПТИЦ.

Задание 2

Дидактическая игра «Четвертый лишний»: ворона, утка, голубь, воробей.

Задание 3

Дидактическая игра «Улетает - не улетает» (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.)

Задание 6. 

Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): утка утки, лебедь - лебеди ....

Задание 7.

Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).

Нет (кого?) - нет лебедя, утки... . Нет (кого?) - нет лебедей, уток ...

Задание 8.

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Лексико-грамматическая тема

«Звери наших лесов»

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах;

  • вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

  • рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных; вспомнить загадки о зверях наших лесов.

  • Объяснить почему эти животные называются дикими?

Задание 2

Подобрать как можно больше признаков к предмету:

волк (какой?) - …, медведь (какой?) - ..., лиса (какая?) -... , еж (какой?) - …, заяц (какой?) - ..., белка (какая?) - ....

Задание 3

Подобрать как можно больше действий к предмету: медведь (что делает?) - ..., лиса (что делает?) - ....

Задание 4

Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

        След (чей?) - лисий, волчий                                                 .

        Уши (чьи?) - лисьи, волчьи         .

        Голова (чья?) - лисья, волчья                         .

Задание 5

Подобрать родственные слова.

Медведь - медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса ... ).

Задание 6

Дидактическая игра «Кто сидит в клетке? Кого не стало?»).

Медвежата Волчата

Медвежат Волчат

Задание 7

Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса живет в норе. Медведь зимует в - …; Волк живет в .... Белка живет в .... Ежик живет в …        .

Лексико-грамматическая тема

«Осень»

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить с ребенком какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

  • обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

  • сравнить природу ранней и поздней осенью;

  • рассказать, о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

  • вспомнить название перелетных птиц, почему они так называются;

  • перечислить как можно больше признаков осени;

Задание 2

Подобрать как можно больше признаков к слову ОСЕНЬ: (какая?)

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери предметы к признакам»

Осенний – день,…

Осенняя – погода, …

Осеннее – небо, …

Осенние – дожди, …

Задание 4

Дидактическая игра «Правильно – неправильно»

  • Я взял зонт потому что пошел дождь. Дождь пошел потому что я взял зонт.
  • Птицы улетел на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому что птицы улетели на юг.

Лексико-грамматическая тема

«Библиотека»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря;

  • спросить, для чего людям нужны библиотеки;

  • рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг;

  • прочитать книгу С. Маршака «Как печатали книгу»;

  • посетить вместе с ребенком библиотеку.

  • рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.

  • попытайтесь вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение. Сделайте книжку, пусть ребенок нарисует картинки к своей книге, красочно ее оформит и принесет в детский сад.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

книга (какая?) - детская, художественная, научная, красочная, большая ....

Задание 3

Подобрать родственные слова к слову книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).

Лексико-грамматическая тема

«Зимующие птицы»

 

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить ее на улице.

Задание 2

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Синица, воробей, грач, снегирь.

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак»

синица (какая?) - …, голубь (какой?) - …

Задание 4

Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).

Лексико-грамматическая тема

«Хвойные деревья»

Родителям рекомендуется:

  • во время прогулки в зимнем лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и вечнозелеными деревьями;

  • внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, расположение веток, хвою и шишки ели и сосны;

  • на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: кедр, пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья и плоды, в каких целях использует человек эти деревья;

  • объяснить ребенку, почему лес - наше богатство.

Задание 2

Дидактическая игра «Назови - какой»

Лес (какой?) - еловый, сосновый, кедровый ....

Шишка (какая?) - еловая ... .

Иголки (какие?) - сосновые ... .

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

ель (какая?) - ... , сосна (какая?) - ... , кедр (какой?) - ....

Задание 4

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дуб, береза, осина, лиственница.

Кедр, липа, сосна, ель.

Задание 11. Выложить из спичек фигурку по образцу.

Задание 5

Изготовить поделки из природного материала (шишек, хвои, деревьев).

Лексико-грамматическая тема

«Новый год»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит; обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы;

  • рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету;

  • посмотреть на большую елку, установленную на центральной улице города;
  • вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

елка (какая?) - ... , праздник (какой?) - ... , елочные игрушки (какие?) - ... , Дед Мороз (какой?) - ... , Снегурочка (какая?) - ... , ребята (какие?) - ... , подарки (какие?) - .....

        

Лексико-грамматическая тема

«Зимние забавы»

Родителям рекомендуется:

  • спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр;

  • выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.

  • совместно с ребенком вспомнить, какой зимний спортивный инвентарь ему знаком и какие загадки о нем он знает.

  • вспомнить и назвать зимние виды спорта.

Задание 2

Дидактическая игра «Почему так назван»

конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

Задание 3

Дидактическая игра «Кому что нужно»

клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки - ... , лыжи - … , шайба -…

Задание 4

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Санки, лыжи, скакалка, коньки.

Лексико-грамматическая тема

«Наш поселок. Моя улица»

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить с ребенком, как называется город (поселок), в котором он живет, улица, на которой находится его дом, назвать главную улицу города (поселка);

  • обратить внимание, в честь кого назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в вашем городе, какие достопримечательности в нем есть;
  • рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города (поселка);

  • вспомнить, какой транспорт можно увидеть на улицах города (поселка);

  • повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад;

Задание 2.

Дидактическая игра «Назови  какой?»

дом (какой?) - многоэтажный, одноэтажный ....

Задание З.

Дидактическая игра «Подбери признак»

город (какой?) - ... , улица (какая?) - ... , дом (какой?) - ... .

Лексико-грамматическая тема

«Как звери зимуют»

        

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой;

  • вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;

  • рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

Задание 2

Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Кто где живет

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая - в норе,

Жучка - в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Белочка - хозяйка

Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.

Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.

Лексико-грамматическая тема

«День защитника Отечества. Военные профессии»

Родителям рекомендуется:

 

  • рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;

  • вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии;

  • воспитывать уважение и любовь к Российской армии;

  • познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).

Задание 2

Задать ребенку вопрос: «Кто служит в армии?»

-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;

-ист: связист, танкист, артиллерист.

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак»:

защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный ....

Задание 4.

Дидактическая игра «Сосчитай» (счет различных предметов - согласование числительных с существительными): один танк, два танка ... пять танков.

Задание 5.

Выучить стихотворение.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья

Это празднует февраль Армии рожденье.

(С. Маршак)

Лексико-грамматическая тема

«Зима»

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;

  • во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;

  • вспомнить названия времен года и зимних месяцев;

  • объяснить, какое время года самое холодное и почему;

  • напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том,
  • как они зимуют;

  • назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;

  • вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;

  • назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.

Задание 2

Объяснить ребенку пословицы:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В феврале зима с весной встречаются.

Задание 3

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы».

Задание 4

Дидактическая игра «Подбери родственные слова».

Снег - снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик ....

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз - морозный, морозить, замораживать '" .

Лед - ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед

Задание 5

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) - ... , лед (какой?) ... , мороз (какой?) - ....

Лексико-грамматическая тема

«Почта. Профессии»

Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;

  • рассмотреть их с ребенком;

  • показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

  • рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

  • показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;

  • показать ребенку посылку;

  • рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);
  • предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте; вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»  

открытка (какая?) - праздничная, поздравительная, ит.д.

 

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери родственное слово»: почта - почтальон, почтовый, почтамт.

Задание 4

Дидактическая игра «Образуй новое слово»: телефон - телефонист, телефонистка, телеграф _. телеграфист, телеграфистка.

Задание 5

Дидактическая игра «Подбери предметы к признакам»

почтовый         (голубь, перевод),

почтовая         (открытка, посылка),

почтовое         (письмо).

Лексико-грамматическая тема

«8-е Марта. Женские профессии»

Родителям рекомендуется:

побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;

научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;

 

побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера);

прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия женских профессий)

Задание 2

Дидактическая игра «Кто что делает» (подбор действий к существительным): повар - варит, портниха - ....

Задание 3

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» повару - поварешка, продавцу - ... ; ножницы - портнихе, бинт - ....

Задание 4

Дидактическая игра «Подбери признак»

мама (какая?) - добрая, ласковая, заботливая ....

Задание 5

Дидактическая игра «Бывает - не бывает»

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара.

Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Задание 6

Дидактическая игра «Назови женскую профессию» (словообразование):

 повар - повариха, портной -         ,

        учитель -         , воспитатель - ... ,

художник - , певец -         ,

        скрипач -         ,  пианист - ... , продавец -         .

Лексико-грамматическая тема

«Животные холодных стран»

Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;

  • рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

  • спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;

  • вместе с ребенком посетить зоопарк.

  • совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название. Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т. д.). Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм? Враги.

Как защищается? Детеныши.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»:

морж (какой?) ....

Задание 3

Дидактическая игра «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.

Задание 4

Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных Севера.

Лексико-грамматическая тема

«Животные жарких стран»

Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;

  • рассказать об их внешних признаках, характерных повадках; задать вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого, из них ты видел в зоопарке?»;

  • посетить с ребенком зоопарк.

Задание 2.

Составить описательный рассказ об одном из животных жарких стран по плану:

Как называется? Где живет?

Какое у него жилище?

Какой внешний вид?

Какие повадки?

Чем питается?

Как добывает пищу?

Какие у него враги?

Как защищается? Детеныши.

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак»:

жираф (какой?) - ... , зебра (какая?) - ... , слоны (какие?) - ....

Задание 4

Дидактическая игра «Назови семью»:

папа лев, мама - львица, детеныш - львенок (детеныши львята) ... .

Задание 5

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»:

голова (чья?) - львиная, хвост (чей?) - львиный, туловище (чье?) - львиное, уши (чьи?) - львиные.

Задание 6

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Лев, тигр, морж, зебра.

Верблюд, зебра, лев, жираф.

Носорог, бегемот, тигр, волк.

Лексико-грамматическая тема

«Перелетные птицы»

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки);

  • обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

  • рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы;

  • учить бережному отношению к живой природе;

  • вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

  • по возможности по наблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ворона, воробей, стриж, голубь.

Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3

Дидактическая игра «Улетает - не улетает».

(Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она перелетная или зимующая.)

Задание 4.

Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка ... .

Задание 5.

Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

        У грача грачата, у скворца -         .

        У грача - грачонок, у журавля - .

 

Задание 7.

Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.

Лексико-грамматическая тема

«День космонавтики»

Родителям рекомендуется:

  • объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

  • рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать ребенку о первом космонавте - Ю. Гагарине.

Задание 2.

Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит сильный и смелый.

Задание 3

Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

Задание 4

Нарисовать картину на тему «Космос».

Задание 5

Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением космической техники и космонавтов.

Лексико-грамматическая тема

«Школьные принадлежности»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

  • рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности , поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

  • задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

  • сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»

портфель (какой?) - кожаный, вместительный, яркий, большой ....

Задание 3

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Задание 4

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

Задание 5

Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности).

Лексико-грамматическая тема

«Орудия труда. Профессии»

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

  • спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

  • рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;

  • если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.

Задание 2.

Дидактическая игра «Кем ты будешь»

(употребление глаголов будущего времени).

Я буду строителем, построю дома. Я буду … .

Задание 3.

Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик).

Кто носит багаж? - Носильщик.

Кто сваривает трубы? - Сварщик.

Кто вставляет стекла? - Стекольщик. Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик.

Кто чинит часы? - Часовщик.

Кто точит ножи? - Точильщик.

Кто кроит платье? - Закройщик.

Задание 4.

Дидактическая игра «Назови женские профессию» (словообразование): ткач - ткачиха, повар - ... , воспитатель - о." учитель - ... , художник - ... , продавец - ... , певец - ... , летчик - ... , пианист - "0, скрипач - ... о

Задание 7.

Дидактическая игра «Назови действия»: лопатой - копают, иголкой -         , пилой - ... , топором - ... ,

граблями - ... , кистями -         , ножницами - ....

Лексико-грамматическая тема

«День Победы»

Родителям рекомендуется:

 

  • рассказать ребенку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»;

  • рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;

  • вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать ребенку фотографии родственников;

  • воспитывать у ребенка уважение к героям войны.

  • Подобрать синонимы: смелый - храбрый, отважный, геройский.

  • Подобрать антонимы: смелый - трусливый.

  • Подобрать родственные слова: герой - геройский, героический 0.0; защита - защитник, защищать, защищенный.

  • Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок, «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Лексико-грамматическая тема

 «Сад, парк, луг. Лес - наше богатство»

Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребенка с растениями луга и сада; показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке;

  • рассмотреть внешний вид растения, показать его части: корень, стебель, лист, цветок, семена;

  • вместе с ребенком совершить прогулку по парку, лесу.

  • побеседовать с ребенком о лесе, о том, какие деревья растут в лесу (лиственные и хвойные), какой бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный);

  • объяснить, почему лес так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы);
  • рассказать о профессии лесничего;

  • объяснить ребенку выражение «Лес - наше богатство».

Выучить стихотворение.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий охраняет друг-лесничий. (Е. Степанов)

Задание 2

Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» (в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).

Задание 3

 Объяснить ребенку значение сложного слова «садовод».

Лексико-грамматическая тема

«Насекомые»

Родителям рекомендуется:

  • спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;

  • побеседовать с ребенком о насекомых;

  • а парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;

  • рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);

  • рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;

  • рассказать, что муха - вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка (какая?) - ... , муравей (какой?) - ...

Задание 3

Прочитать ребенку басню И. Крылова «Стрекоза и муравей». Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

Лексико-грамматическая тема

«Весна. Времена года»

Родителям рекомендуется:

 

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

  • отметить эти изменения во время прогулки в парке;

  • вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной;

  • рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки;

  • обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.

  • вспомнить названия всех времен года.

  • вспомнить названия всех месяцев года.

Задание 2

Образовать признак по аналогии: январь - январский, февраль - февральский ....

Задание 3

Дидактическая игра «Ответь на вопрос как?»

Утром светло, а днем еще (как?) - светлее.

Вечером темно, а ночью еще ....

Осенью холодно, а зимой еще ....

В пальто тепло, а в шубе еще ....

Весной солнце светит ярко, а летом еще ....

Весной птицы поют звонко, а летом еще ... .

Лексико-грамматическая  тема

«Стройка, трудовые действия»

Уважаемые папы и мамы!!!

  • побеседуйте с ребенком на тему «Стройка»

  • расскажите своему малышу о том, людей каких профессий можно встретить на строительной площадке.

  • - объясните, что каждый на стройке занимается своим делом. Например, маляр - красит, каменщик - строит, крановщик поднимает строительный материал на высоту и т.д.

  • Спросите ребенка, для чего нужны люди этих профессий

 

  • Объясните ему, что без этих людей у нас бы не было садика, вашего дома, новой школы, магазинов и других важных для людей зданий.



Предварительный просмотр:

Лексико-грамматическая тема

«Овощи. Огород»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

  • объяснить, что все это можно назвать одним словом «ОВОЩИ»;

  • обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

  • по возможности рассказать и показать ребенку, где и как (растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет);

  • совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей

  • рассмотреть картинки с изображением овощей.

  • Поиграйте в игру« Большой -маленький»

Редис - редисочка, горох - …; огурец - …; капуста -…; помидор - …; морковь - …;

  • поиграйте в игру «Один - много» Огурец - огурцы, помидор - ..., горох - …

  • поиграйте в игру «Назови цвет»

Морковь (какая?) - оранжевая, помидор (какой?) - ..., огурец - …; капуста - …, и т.д.

  • помогите детям найти картинки с овощами, зарисовать или вырезать и наклеить их в папку для домашнего задания.

Лексико-грамматическая тема

«Осень. Признаки осени. Деревья Осенью.»

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

  • обратить внимание ребенка на то, какие изменения происходят в живой и неживой природе. Спросите ребенка, нравится ли ему осень.

  • сравнить природу ранней и поздней осенью;

  • по дороге домой, посмотрите на деревья.

  • расскажите ребенку, что в них изменилось.

  • рассказать о том, как звери и птицы готовятся к зиме;

  • вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

  • перечислить как можно больше признаков осени;

  • рассказать о труде людей осенью в огородах и садах.

  • попросите ребенка ответить на вопросы: лист с березы какой? березовый. (листья клена, осины, ивы, липы, рябины)

  • попросите своего малыша нарисовать осенний пейзаж.

Лексико-грамматическая  тема

«Фрукты. Сад»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;
  • обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
  • по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
  • рассказать и показать, что можно приготовить из фруктов.
  • рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах и журналах.

 

Задание 2

Поиграть в игру « Один - много»

Яблоко -яблоки, груша - ... , слива - .. " персик - .. " банан - ... , апельсин - ... , лимон - ....

Задание 3.

Игра « Большой - Маленький»

Яблоко - яблочко, лимон - .. , банан - .. " мандарин - .. " апельсин - ....

Задание 4.

Игра « Назови сок, варенье»

Сок из яблока - яблочный, варенье из яблок - яблочное; сок из груши - ... , варенье из груши -.,,;

сок из апельсина - ... , варенье из апельсина - ....

Задание 5.

Игра « Что где растёт »: яблоко -на яблоне, слива - на ..., груша –на…

Лексико-грамматическая тема:

«Грибы, ягоды»

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какие дары осени можно собрать в лесу (грибы, ягоды);

 

  • спросить у ребенка, какие грибы и ягоды он знает;

  • объяснить ребенку значение         названий грибов:

подберезовик,         подосиновик,         боровик, моховик, волнушка;

  • попросить ребенка назвать вам съедобные и ядовитые грибы;

  • спросить малыша, какие ягоды можно кушать, а какие нет;

  • попросить назвать красные ягоды, синие;

  • спросить ребенка, что можно приготовить из грибов и ягод;

Задание 2

Поиграть в игру « Один - много»

подосиновик - …;

волнушка - …;

мухомор - … и т.д.

Лексико-грамматическая тема

«Перелетные птицы»

Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;

  • рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

  • объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;

  • по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц - стаю улетающих уток, гусей и т. д.;

  • обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.

Задание 2.

Выучить считалку:

Начинается считалка:

На дубу - скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец.

Задание 3.

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)

Задание 4.

Дидактическая игра «Улетает - не улетает» (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.)

Задание 5.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.

 

Задание 6.

Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением перелетных птиц.

Лексико-грамматическая  тема

«Домашние животные зимой»

Уважаемые папы и мамы!!!

  • Покажите ребенку картинки с домашними животными - кошка, собака, лошадь, свинья, коза, овца.
  • Обсудите внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда кошка ходит, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.
  • Поговорите о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними животными.
  • Почитайте стихи и рассказы о домашних животных.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Кто как голос подает?» корова - «му-у» (корова мычит)

кошка-

собака-

свинья -

лошадь-

овца-

коза-

Задание 4.

Дидактическая игра «Один - много» (Образование множественного числа существительных: кошка -  кошки, собака - собаки; котенок- котята; жеребенок – жеребята).

Задание 5. Дидактическая игра «У кого  - кто?» (падежное согласование существительных): у кошки - (котята), у собаки - щенок (щенята), у козы - ... ; котенок - у кошки, щенок у ... , жеребенок - ... , козленок - ....

Задание 8. Подобрать признаки к существительным кошка (какая?) - ... , щенок (какой?) (какой?) - .... ,

жеребята (какие?) - ... , телята (какие?) - ….

Задание 9. Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка - кошечка, с ка, свинья - свинка... .

Лексико-грамматическая тема

«Дикие животные и их детеныши»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; Отметить их внешние признаки;

  • рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

Задание 2

Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий - …;

Серый, зубастый, страшный - ...;

Хитрая, пушистая, рыжая - ...;

Маленький, длинноухий, пугливый -…

Серый - ... , косолапый - ... , хитрая - ... , колючий - ...

Задание 3.

Дидактическая игра «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании):

у медведя - медвежонок, у волка ... , у лисы - ... ;

у медведя - медвежата, у волка - ..., у лисы - …

 

Задание 4. 

Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа - медведь, мама - медведица, детеныш(и) - медвежонок (медвежата);

папа волк ... ,

папа - заяц - ... ;

папа - еж ... ;

папа - лис ....

Лексико-грамматическая тема

«Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о том, какое время года наступило;

  • обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);

  • объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;

  • во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;

  • в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.

Задание 2

                Прочитать и выучить стихотворение

Дождик, дождик - кап-кап-кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Задание 4.

Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава .... ).

Задание 5.

Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?»

Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.

 

Задание 6.

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя - шапка ...; мой - шарф ...; мои сапоги ....

Задание 7

Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Лексико-грамматическая тема

«Посуда»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую;
  • закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;
  • показать ребенку продукты, из которых готовится пища: закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?» Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);
  • показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
  • рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
  • сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие ...), обратив внимание на то, что посуда может биться;
  • в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.

Задание 2.

Составить предложения с предлогом В, упражняться в словообразовании словообразовании.

В какую посуду кладут ... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)?

Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)?

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник

Задание 3.

Объяснить ребенку значение сложных сл( «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».

Задание 4.

Дидактическая игра «Сосчитай посуду» один нож,  два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

Лексико-грамматическая  тема

«Игрушки»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком несколько игрушек;

  • определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);

  • отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

  • провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;

  • в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.

Задание 2

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию. (Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.)

Задание 3

Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь». (Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее)

Задание 4.

Дидактическая игра «Назови ласково»

мяч - мячик, кукла - ... ; мишка - ... ; матрешка - ... ; Петрушка - ....

Лексико-грамматическая тема

«Зима. Зимние месяцы»

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;

 

  • вспомнить названия зимних месяцев, приметы зимы;

 

  • по наблюдать за изменениями в природе во время совместной прогулки;

  • понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало жарко или холодно, день стал длиннее или короче;

  • вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы зимой, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками и в одежде людей.

Лексико-грамматическая тема

«Зимующие птицы»

Уважаемые родители!!!

  • Рассмотрите с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомните их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • Во время совместной прогулки рассмотрите встретившихся зимующих птиц, обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;
  • Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • Изготовьте, по возможности, совместно с ребенком кормушку и повесьте ее на улице.
  • Попросите ребенка составить рассказ из жизненного опыта о том, как он помогает птицам зимой.

Задание 2.

Дидактическая игра «Один - много»

ворона - вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....

Задание 3.

Дидактическая игра «Назови ласково»

воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , снегирь - ... , синица - ....

Задание 4.

Дидактическая игра «Счет птиц»

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона;

первый

первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.

Задание 5.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Ворона - «как-кар» - она каркает, воробей - ....

Задание 6.

Дидактическая игра «Подбери признаю>: во-

она (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (каой?) - ... , синица (какая?) - ... .

Лексико-грамматическая тема

«Зимние забавы»

Родителям рекомендуется:

  • спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

  • в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

Задание 2.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику - ….

Задание 3.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).  

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику  нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Задание 4.

Вырезать картинки с изображением зимних .юав и вклеить в альбом.

Лексико-грамматическая тема

«Новый год»

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;
  • вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.
  • Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?

Задание 2.

Выучить стихотворение.

Елка

Наша елка велика, наша елка высока,

Выше мамы, выше папы, достает до потолка!

Будем весело плясать, будем песни распевать,

Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!

Лексико-грамматическая тема

«Транспорт. Виды транспорта.»

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребенком понаблюдать на улице различного транспорта;

  • познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;

  • побеседовать с ним о необходимости соблюдения прав дорожного движения, а также о профессии шофера;

  • для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие маши перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Задание 2

Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» Порядковые числительные:

первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина.

Количественные числительные:

один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета,

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) - ..., автобус (какой?) - ..., самолет (какой?) -....

Задание 4

Подобрать действия к предметам.

Поезд (что делает?) - …, самолет (что делает?) - …,  

пароход (что делает?) - ….

Задание 5

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар

Лексико-грамматическая тема

«Профессии на  транспорте»

Родителям рекомендуется:

поговорить с ребенком о том какие профессии  связаны  транспортом;

рассказать малышу в чем заключается их трудовая деятельность;

вспомнить о родственниках , которые работают на транспорте.

 

Задание 2.

Дидактическая игра «Один - много»

Самолет - самолеты, машина - ... (самокат, трамвай,  автобус, троллейбус ...)

Задание 3.

Дидактическая игра «Кто чем управляет»

Самолетом - управляет летчик, машиной  - …, поездом - …,

кораблем - ...

Задание 4.

Выучить стихотворения по выбору.

Шофер

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я ее приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор

Машину беречь должен каждый шофер.

Лексико-грамматическая тема

«Комнатные растения»

Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки;

  • объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль;

  • обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений;

  • выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений;

  • объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером.

Задание 2.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

(взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листья! у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». Кактус).

Задание 3.

Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы.

Катя и Паша будут поливать цветы.

Задание 4

Вырезать картинки с изображением комнатных растений и вклеить их в альбом.

Лексико-грамматическая тема

«Детский сад. Профессии»

Родителям рекомендуется:

  • объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад; совместно  с воспитателями ознакомить с детским садом - его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

  • рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

  • выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

  • рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 2.

Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад - там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 3.

Построить детский сад из строительного материала  (кубиков).

Лексико-грамматическая тема

«День защитника Отечества»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку об этом празднике - кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

  • рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

  • провести  с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

  • познакомить ребенка с некоторыми видами военной техники.

  • нарисовать любую военную технику по вы-

  • вырезать картинки с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклеить их в альбом.

Лексико-грамматическая тема

«Мебель. Части мебели»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки;

  • попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табуретки, кресла;

  • вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»

стул (какой?) - ..., кресло (какое?) - ..., кровать (какая?) - ....

Задание 3

Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

Задание 4

Выполнить действия с предметами по указанию взрослого

Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.

Лексико-грамматическая тема

«Рыбы»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
  • обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;

  • ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

  • рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;

  • прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;

  • рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

  • объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

  • объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»

рыбка (какая?)  - ….

Задание 3

Ответить на вопросы.

Как называется суп из рыбы? – (Уха)

Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки?        (Рыбкины детки)

Задание 4

Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»

у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - ... .

Задание 5

 Дидактическая игра «Сосчитай рыбок»

одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Лексико-грамматическая тема

«Мамин праздник»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о празднике 8-е марта – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день».  

  • научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитателю в детском саду;

  • побеседовать с ребенком о женских профессиях повара, продавце, учителя, воспитателя, врача;

  • объяснить ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

Задание 2

«Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребенка).

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери признак»

мама какая? - ..., (сестренка, бабушка, воспитательница).

 

Задание 4

Дидактическая игра «Назови ласково»

мама - мамочка, мамуля, матушка

(бабушка, сестра, тетя).

Лексико-грамматическая тема:

«Ранняя весна. Приметы весны»

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;

  • по дороге домой обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;

  • назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц март;

  • понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче;

  • вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, в одежде людей;

  • объяснить ребенку значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить гнезда.

  • Найти и вырезать картинку с изображением раннего весеннего пейзажа и наклеить в альбом.

  • Выучить стихотворение

Апрель! Апрель! на дворе звенит капель.

по полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

 Пробирается медведь сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник

                                (С. Маршак)

Лексико-грамматическая тема

«День космонавтики»

Родителям рекомендуется:

  • объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

  • рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;

  • рассказать ребенку о первом космонавте - Ю. Гагарине.

Задание 2

Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит сильный и смелый.

Задание 3

Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением космической техники и космонавтов.

Лексико-грамматическая тема

«Родной поселок. Мой адрес»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку, как называется поселок, в котором он живет, в честь кого назван поселок, чем он знаменит;

  • рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего поселка;

  • обратить внимание на главную улицу поселка,  какие на ней построены дома;
  • во время прогулки по поселку обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;

  • объяснить ·ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом - свой номер; выучить с ребенком свой домашний адрес.

Задание 2

Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание 3

Дидактическая игра «Один - много»

один дом - много домов, одна улица ... (поселок, город ...).

Задание 4

Построить из строительного материала (кубиков) поселок.

Задание 5

Вырезать картинки с изображением родного поселка и вклеить их в альбом.

Лексико-грамматическая тема

«Правила дорожного движения»

Родителям рекомендуется:

понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

закрепить названия видов транспорта;

спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

 

спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

вспомнить, люди, каких профессий работают на различных видах транспорта;

провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда - нет;

рассказать ребенку о профессии регулировщика.

Задание 2

Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.

 

Задание 3

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: старый ... , новый '" , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой .. , , трехколесный .,. , быстроходный ... , летящий .,. .

Задание 4

Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

Задание 5

Составить предложение из слов.

Машина, мост, ехать, под.

Машина из гаража '" . Машина к дому         Машина от дома         .

Машина в ворота .... Машина до дома         Машина с моста         .

Лексико-грамматическая тема

«День Победы»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день;

  • вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;

  • воспитывать уважение к ветеранам войны;

  • совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

  • нарисовать картину на военную тематику.

  • вырезать картинки с изображением праздника «День Победы» и вклеить их в альбом.

Лексико-грамматическая тема

«Насекомые»

Родителям рекомендуется:

  • в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;

  • рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе;

  • объяснить, что муха - вредное насекомое;

  • рассмотреть  иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид;

  • вырезать картинки с изображением насекомых и наклеить их в альбом.

Лексико-грамматическая тема

«Лето. Полевые цветы»

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, какие изменения произойдут в природе летом, какие цветы появятся, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами;

  • рассмотреть части, из которых состоит цветок: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе);

  • обратить внимание на цвет и запах цветов.

Задание 2

Дидактическая игра «Подбери признак»

одуванчик (какой?) - …, мать-и-мачеха (какая?) - ..., незабудки

(какие?) - ....

Задание 3

Нарисовать весенние цветы, которые распускаются весной в саду (по выбору).

Задание 4

Вырезать картинки с изображением первоцветов и вклеить их в альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...