Картотека "Лексико-грамматический минимум"
картотека по логопедии

Татьяна Николаевна Иуси

Лексико-грамматический минимум для детей старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksiko-grammaticheskiy_minimum.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Блок №1. «МИР РАСТЕНИЙ»

Тема № 1. ««ОВОЩИ»

Существительные: 

  • овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свекла, лук, чеснок — овощи, у которых мы едим то, что растет в земле (корешки);
  • помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста — овощи, у которых мы едим то, что растет над землей (вершки);
  • огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.

Прилагательные: 

  • цвета — красный, оранжевый, коричневый, зеленый, белый, фиолетовый, желтый, черный, бордовый и т.д.;
  • вкус — кислый, сладкий, горький;
  • форма — круглая, овальная, треугольная;
  • поверхность — гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные — картофельный(ая), огу-речный(ая) и т.д.

Глаголы: 

  • сажать, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, кушать.


Тема №2. «ФРУКТЫ»

Существительные: 

  • фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос;
  • сад, дерево, ветки;
  • вода, полив, урожай; компот, варенье, сок и т.д.

Прилагательные: 

  • сочный, вкус — кислый, сладкий;
  • цвет — зеленый, красный, желтый, оранжевый;
  • форма — круглый, овальный, треугольный;
  • поверхность — гладкий, шершавый, мягкий, твердый;
  • отыменные прилагательные — яблочный (ая, ое) и т.д.

Глаголы: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, кушать, варить, резать.

Тема N 3. «ЯГОДЫ»

Существительные:

  • клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива — Садовые ЯГОДЫ;
  • малина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина — лесные ЯГОДЫ;
  • волчья ягода;
  • сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив, урожай;
  • варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.

Прилагательные: 

  • садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый;
  • цвет — красный, желтый, белый, черный, синий и т.д.;
  • форма — круглый, овальный, треугольный;
  • вкус — кислый, сладкий, горький;
  • отыменные прилагательные — клубничный (ая, ое) и т.д.

Глаголы:

сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить.


Тема №4. ««ДЕРЕВЬЯ, ЛЕС»

Существительные:

  • дерево, береза, дуб, осина, клен, орешник, липа, рябина, ольха, тополь, ива;
  • ель, елка, сосна, пихта и т.д.;
  • дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки;
  • земля, лес, хвоя, иголки, ягоды, грибы; кусты.

Прилагательные:

  • лиственные, хвойные деревья;
  • лиственный, хвойный, смешанный лес;
  • дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний;
  • отыменные прилагательные — березовый, осиновый и т.д.;
  • цвета — зеленый, желтый, красный, бурый, черный.

Глаголы:

  • расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.

Тема №5. «ГРИБЫ»

Существительные:

  • гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, сыроежка, лисичка, груздь, опенок, чернушка, свинушка и т.д.;
  • поганка, мухомор;
  • лес, земля, шапка, ножка, грибница;
  • осень.

Прилагательные:

  • лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый;
  • цвета — белый, коричневый, красный, черный, рыжий и т.д.

Глаголы:

  • ходить, собирать, выбирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить, отравиться.

Тема №6. «САДОВЫЕ ЦВЕТЫ»

Существительные:

  • цветок, нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д.;
  • сад, земля, клумба;
  • корни, стебель, листья, бутон, лепестки;
  • вода, полив, ваза, букет, подарок, праздник.

Прилагательные:

  • красивые, пахнущие, нежные, цветущие;
  • цвета — красный, желтый, белый, зеленый и т.д.

Глаголы:

  • сажать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, распускаться, срезать, дарить, радовать и т.д.

Тема №7. ««ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Существительные:

  • цветок, незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак;
  • корм, венки, поле, луг, земля, букет.

Прилагательные:

  • полевые, луговые, дикие.

Глаголы:

  • расти, цвести, собирать, дарить, есть.

Тема №8. ««ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»»

Существительные:

  • растение, кукуруза, овес, гречиха, хлопок, рожь, пшеница, подсолнух, лен;
  • колос, зерно; человек, поле, урожай, польза;
  • нитки, ткани, одежда, хлеб, мука, масло, мед, корм;
  • пекарь, животновод, ткач, комбайнер, продавец.

Прилагательные:

  • полевые, культурные, полезные;
  • отыменные прилагательные — гречишный, подсолнечное и т.д.

Глаголы:

  • сажать, выращивать, собирать, ткать, молоть, печь, кормить, есть и т.д.

Тема №9. ««ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Существительные:

  • крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох;
  • цветы, растения, лекарство, польза, лес, поле, чай, мед.

Прилагательные:

  • полевые, лесные, садовые;
  • лекарственные, лечебные, полезные, пахучие, сушеные.

Глаголы: 

  • собирать, сушить, заваривать, лечиться.

Тема N 10. ««РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ»

Существительные:

  • кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия;
  • красная книга.

Прилагательные:

  • редкие, исчезающие, красивые;
  • цвета, запахи.

Глаголы:

  • заносить, охранять, рвать, цвести, исчезать.

Блок №2. «МИР ЖИВОТНЫХ»

Тема N11. ««ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Существительные: 

  • животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята;
  • корова, бык, теленок, телята;
  • овца, баран, ягненок, ягнята;
  • коза, козел, козленок, козлята;
  • свинья, боров, поросенок, поросята;
  • собака, пес, щенок, щенята;
  • кошка, кот, котенок, котята;
  • голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост;
  • дом, человек, польза;
  • шерсть, мясо, молоко, кожа.

Прилагательные: 

  • нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашние.

Глаголы: 

  • заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.


Тема N12. ««ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО ЛЕСА»

Существительные:

  • зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосенок, лосята;
  • еж, ежиха, ежонок, ежата;
  • кабан, кабаниха, кабаненок, кабанята;
  • белка, бельчонок, бельчата;
  • мышь, мышонок, мышата;
  • лось, лосиха, лосенок, лосята;
  • волк, волчица, волчонок, волчата;
  • лиса, лис, лисенок, лисята;
  • медведь, медведица, медвежонок, медвежата;
  • лес, поле, нора, дупло, берлога, логово.

Прилагательные: 

  • травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий, млекопитающие.

Глаголы: 

  • жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

Тема N13. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЮГА И СЕВЕРА»

Существительные:

  • животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз;
  • пустыня, север, льды.

Прилагательные:

  • южные, северные, дикие, хищные, травоядные.

Глаголы: (словарь см. в предыдущей теме: «Дикие животные нашего леса»),


Тема N 14. ««ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Существительные:

  • птица, петух, курица, цыпленок;
  • селезень, утка, утенок;
  • индюк, индюшка, индюшонок;
  • гусь, гусыня, гусенок;
  • дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья;
  • зерно, семечки, крошки;
  • птенцы;
  •  яйца, перья, мясо;
  •  курятник, насест, озеро.

Прилагательные:

  • домашние, водоплавающие, летающие, не летающие.

Глаголы: 

  • выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать;
  • кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать.

Тема N15. «ДИКИЕ ПТИЦЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»

Существительные:

  • птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка и т.д.;
  • кормушка;
  • стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды;
  • скворечник, птенцы;
  • зимовка.

Прилагательные:

  • дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелетные, водоплавающие.

Глаголы:

  • высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить и т.д.

Тема N 16. «ДИКИЕ ПТИЦЫ ЮГА И СЕВЕРА»    

Существительные:

  • птица, пеликан, страус, пингвин, гагара, фламинго и т.д.;
  • юг, север, птицы, пустыня, корм, холод.

Прилагательные:

  • южные, северные, летающие, нелетающие (словарь см. в предыдущей теме).

Глаголы: (словарь см. в предыдущей теме).

Тема №17. ««НАСЕКОМЫЕ»

Существительные:

  • насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук;
  • улей, дупло, нора, муравейник;
  • кокон, куколка;
  • крылья, голова, усы, лапки (три пары или 6 лапок у насекомых, 4 пары или 8 лапок у паука);
  • цветы, пыльца, корм, польза, вред;
  • мед.

Прилагательные:

  • вредные, полезные, маленькие, красивые, надоедливые.

Причастия:

  • летающие, ползающие, кусающиеся.

Глаголы:

  • летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить.


Тема №18. ««РЫБЫ»

Существительные:

  • рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осетр, ерш, плотва и т.д.;
  • мальки, икринки, продукты, уха;
  • река, море, океан, аквариум, дом;
  • туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя;
  • водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк.

Прилагательные:

  • речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.

Глаголы:

  • вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.

Тема №19. «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

Существительные:

  • лягушка, тритон, крокодил, черепаха;
  • земля, вода.

Прилагательные:

  • земноводные, плавающие (прич.).      

Глаголы:

  • жить, ползать, плавать, квакать и т.д.

Блок №3. «МИР ЧЕЛОВЕКА»

Тема №20. ««ТРАНСПОРТ»

Существительные:

  • транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолет, корабль, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милиция, пожарная, поливочная, вертолет;
  • колеса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»;
  • светофор, улица, перекресток, дорога, земля, вода, воздух;
  • груз, пассажир, работа;
  • водитель, шофер, пилот, капитан, машинист.

Прилагательные:

  • пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.

Глаголы:

  • ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать).

Тема №21. ««МЕБЕЛЬ»

Существительные:

  • мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно), кровать (ножки, спинки, матрац), диван, кресло, сервант, табуретка;
  • дерево, пластмасса, обивка и т.д.

Прилагательные:

  • деревянный, пластмассовый, мягкий, твердый, удобный, кухонный, столовый и т.д.

Глаголы:

  • сидеть, лежать, кушать, ставить, вытирать.

Предлоги:

  • на, в, за, из, из-за, из-под, с (со), под, перед, за, между и т.д.

Тема N22. ««ПОСУДА»

Существительные:

  • посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.;
  • повар;
  • хлебница, сахарница, солонка, масленка и т.д.;
  • кухня, столовая, гостиная;
  • чай, кофе, суп;
  • завтрак, обед, ужин, полдник;
  • утро, день, вечер;
  • вода, заварка;
  • посуда, раковина.

Прилагательные:

  • столовая, чайная, кофейная посуда;
  • утренний, дневной, вечерний, горячий, холодный, обеденный;
  • теклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый.

Глаголы:

  • готовить, кушать, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать;
  • разбивать.


Тема №23. «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Существительные:

  • продукты;
  • холодильник;
  • масло, молоко, сыр, кефир, сметана;
  • мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты;
  • рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари;
  • овощи, фрукты;
  • продавец, магазин;
  • специи, соль, перец, сахар.

Прилагательные:

  • продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт).

Глаголы:

  • покупать, хранить, продавать, готовить.

Тема №24. ««ОДЕЖДА»

Существительные:

  • одежда, белье, майка, трусы, носки, колготы, брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.;
  • пальто, куртка, плащ, шуба и т.д.;
  • варежки, рукавицы, перчатки;
  • рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, завязки, кнопки, пояс, штанины;
  • зима, весна, лето, осень, погода, мороз, жара, сырость и т.д.;
  • сезон.

Прилагательные: 

  • нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-ве-сенняя, сезонная.

Глаголы:

  • шить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, носить, покупать.


Тема №25. «ОБУВЬ»

Существительные:

  • обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссовки и т.д.;
  • подошва, шнурки, носок, каблук;
  •  ноги;
  • зима, весна, лето, осень.

Прилагательные:

  • летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная;
  • женская, мужская, спортивная, детская, резиновая, кожаная и т.д.

Глаголы: 

  • обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.

Тема №26. «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Существительные:

  • шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панамка, фуражка, берет;
  • голова, уши.

Прилагательные:

  • головные, зимние, летние, осенне-весенние, сезонные, вязаные, кожаные, меховые, теплые, легкие.

Глаголы:

  • одевать, надевать, снимать, завязывать, застегивать, защищать.


Тема №27. «ПРОФЕССИИ»

Существительные:

  • профессия, работа;
  • учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофер, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, танцор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.

Прилагательные:

  • нужный, полезный, необходимый, тяжелый, интересный, веселый, опасный и т.д.

Глаголы:

  • знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар — готовит еду, строитель — строит дома и т.д.

Тема №28. «МАТЕРИАЛЫ»

Существительные:

  • материал, стекло, пластмасса, целлофан, железо, металл, дерево, кожа, шерсть, бетон, глина, керамика, ткань, поролон, бумага, картон.

Прилагательные:

  • бумажный, стеклянный и т.д. в согласовании с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа (стеклянный стакан, стеклянная ваза, стеклянное окно;
  • стеклянные стаканы, стеклянные вазы, стеклянные окна).

Глаголы:

  • связаны с изготовлением и использованием предметов из конкретных материалов (глина — лепить, ткань — шить, металл — отливать, дерево — выпиливать и т.д.).

По усмотрению логопеда и в зависимости от уровня подготовки детей, темы №№ 6-10, 18, 19 могут быть рассмотрены факультативно; темы №№2-3, 4-5, 6-7, 9-10, 18-19, 24-26 при изучении могут объединяться; словарный материал и обобщающие понятия темы №28 мы рекомендуем отрабатывать на протяжении всего курса занятий по формированию лексико-грамматических средств языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку  по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет...

Памятка "Теоретический минимум по ТРИЗ для воспитателей"

Краткий обзор терминов, приемов фантазирования и обучения детей по ТРИЗ....

Педагогическое эссе "Счастливая педагогика с минимумом бумаг......"

Размышления о нашей профессии в реалиях современности........

Словарный минимум для старшей группы ( УМК "Уйный-уйный үсәбез")

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 5-6 лет...