Картотека "Лексико-грамматический минимум"
картотека по логопедии
Лексико-грамматический минимум для детей старшей и подготовительной групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko-grammaticheskiy_minimum.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок №1. «МИР РАСТЕНИЙ»
Тема № 1. ««ОВОЩИ»
Существительные:
- овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свекла, лук, чеснок — овощи, у которых мы едим то, что растет в земле (корешки);
- помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста — овощи, у которых мы едим то, что растет над землей (вершки);
- огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.
Прилагательные:
- цвета — красный, оранжевый, коричневый, зеленый, белый, фиолетовый, желтый, черный, бордовый и т.д.;
- вкус — кислый, сладкий, горький;
- форма — круглая, овальная, треугольная;
- поверхность — гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные — картофельный(ая), огу-речный(ая) и т.д.
Глаголы:
- сажать, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, кушать.
Тема №2. «ФРУКТЫ»
Существительные:
- фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос;
- сад, дерево, ветки;
- вода, полив, урожай; компот, варенье, сок и т.д.
Прилагательные:
- сочный, вкус — кислый, сладкий;
- цвет — зеленый, красный, желтый, оранжевый;
- форма — круглый, овальный, треугольный;
- поверхность — гладкий, шершавый, мягкий, твердый;
- отыменные прилагательные — яблочный (ая, ое) и т.д.
Глаголы: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, кушать, варить, резать.
Тема N 3. «ЯГОДЫ»
Существительные:
- клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива — Садовые ЯГОДЫ;
- малина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина — лесные ЯГОДЫ;
- волчья ягода;
- сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив, урожай;
- варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.
Прилагательные:
- садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый;
- цвет — красный, желтый, белый, черный, синий и т.д.;
- форма — круглый, овальный, треугольный;
- вкус — кислый, сладкий, горький;
- отыменные прилагательные — клубничный (ая, ое) и т.д.
Глаголы:
сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить.
Тема №4. ««ДЕРЕВЬЯ, ЛЕС»
Существительные:
- дерево, береза, дуб, осина, клен, орешник, липа, рябина, ольха, тополь, ива;
- ель, елка, сосна, пихта и т.д.;
- дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки;
- земля, лес, хвоя, иголки, ягоды, грибы; кусты.
Прилагательные:
- лиственные, хвойные деревья;
- лиственный, хвойный, смешанный лес;
- дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний;
- отыменные прилагательные — березовый, осиновый и т.д.;
- цвета — зеленый, желтый, красный, бурый, черный.
Глаголы:
- расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.
Тема №5. «ГРИБЫ»
Существительные:
- гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, сыроежка, лисичка, груздь, опенок, чернушка, свинушка и т.д.;
- поганка, мухомор;
- лес, земля, шапка, ножка, грибница;
- осень.
Прилагательные:
- лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый;
- цвета — белый, коричневый, красный, черный, рыжий и т.д.
Глаголы:
- ходить, собирать, выбирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить, отравиться.
Тема №6. «САДОВЫЕ ЦВЕТЫ»
Существительные:
- цветок, нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д.;
- сад, земля, клумба;
- корни, стебель, листья, бутон, лепестки;
- вода, полив, ваза, букет, подарок, праздник.
Прилагательные:
- красивые, пахнущие, нежные, цветущие;
- цвета — красный, желтый, белый, зеленый и т.д.
Глаголы:
- сажать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, распускаться, срезать, дарить, радовать и т.д.
Тема №7. ««ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»
Существительные:
- цветок, незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак;
- корм, венки, поле, луг, земля, букет.
Прилагательные:
- полевые, луговые, дикие.
Глаголы:
- расти, цвести, собирать, дарить, есть.
Тема №8. ««ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»»
Существительные:
- растение, кукуруза, овес, гречиха, хлопок, рожь, пшеница, подсолнух, лен;
- колос, зерно; человек, поле, урожай, польза;
- нитки, ткани, одежда, хлеб, мука, масло, мед, корм;
- пекарь, животновод, ткач, комбайнер, продавец.
Прилагательные:
- полевые, культурные, полезные;
- отыменные прилагательные — гречишный, подсолнечное и т.д.
Глаголы:
- сажать, выращивать, собирать, ткать, молоть, печь, кормить, есть и т.д.
Тема №9. ««ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
Существительные:
- крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох;
- цветы, растения, лекарство, польза, лес, поле, чай, мед.
Прилагательные:
- полевые, лесные, садовые;
- лекарственные, лечебные, полезные, пахучие, сушеные.
Глаголы:
- собирать, сушить, заваривать, лечиться.
Тема N 10. ««РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ»
Существительные:
- кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия;
- красная книга.
Прилагательные:
- редкие, исчезающие, красивые;
- цвета, запахи.
Глаголы:
- заносить, охранять, рвать, цвести, исчезать.
Блок №2. «МИР ЖИВОТНЫХ»
Тема N11. ««ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Существительные:
- животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята;
- корова, бык, теленок, телята;
- овца, баран, ягненок, ягнята;
- коза, козел, козленок, козлята;
- свинья, боров, поросенок, поросята;
- собака, пес, щенок, щенята;
- кошка, кот, котенок, котята;
- голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост;
- дом, человек, польза;
- шерсть, мясо, молоко, кожа.
Прилагательные:
- нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашние.
Глаголы:
- заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.
Тема N12. ««ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО ЛЕСА»
Существительные:
- зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосенок, лосята;
- еж, ежиха, ежонок, ежата;
- кабан, кабаниха, кабаненок, кабанята;
- белка, бельчонок, бельчата;
- мышь, мышонок, мышата;
- лось, лосиха, лосенок, лосята;
- волк, волчица, волчонок, волчата;
- лиса, лис, лисенок, лисята;
- медведь, медведица, медвежонок, медвежата;
- лес, поле, нора, дупло, берлога, логово.
Прилагательные:
- травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий, млекопитающие.
Глаголы:
- жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.
Тема N13. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЮГА И СЕВЕРА»
Существительные:
- животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз;
- пустыня, север, льды.
Прилагательные:
- южные, северные, дикие, хищные, травоядные.
Глаголы: (словарь см. в предыдущей теме: «Дикие животные нашего леса»),
Тема N 14. ««ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Существительные:
- птица, петух, курица, цыпленок;
- селезень, утка, утенок;
- индюк, индюшка, индюшонок;
- гусь, гусыня, гусенок;
- дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья;
- зерно, семечки, крошки;
- птенцы;
- яйца, перья, мясо;
- курятник, насест, озеро.
Прилагательные:
- домашние, водоплавающие, летающие, не летающие.
Глаголы:
- выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать;
- кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать.
Тема N15. «ДИКИЕ ПТИЦЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»
Существительные:
- птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка и т.д.;
- кормушка;
- стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды;
- скворечник, птенцы;
- зимовка.
Прилагательные:
- дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелетные, водоплавающие.
Глаголы:
- высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить и т.д.
Тема N 16. «ДИКИЕ ПТИЦЫ ЮГА И СЕВЕРА»
Существительные:
- птица, пеликан, страус, пингвин, гагара, фламинго и т.д.;
- юг, север, птицы, пустыня, корм, холод.
Прилагательные:
- южные, северные, летающие, нелетающие (словарь см. в предыдущей теме).
Глаголы: (словарь см. в предыдущей теме).
Тема №17. ««НАСЕКОМЫЕ»
Существительные:
- насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук;
- улей, дупло, нора, муравейник;
- кокон, куколка;
- крылья, голова, усы, лапки (три пары или 6 лапок у насекомых, 4 пары или 8 лапок у паука);
- цветы, пыльца, корм, польза, вред;
- мед.
Прилагательные:
- вредные, полезные, маленькие, красивые, надоедливые.
Причастия:
- летающие, ползающие, кусающиеся.
Глаголы:
- летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить.
Тема №18. ««РЫБЫ»
Существительные:
- рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осетр, ерш, плотва и т.д.;
- мальки, икринки, продукты, уха;
- река, море, океан, аквариум, дом;
- туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя;
- водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк.
Прилагательные:
- речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.
Глаголы:
- вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.
Тема №19. «ЗЕМНОВОДНЫЕ»
Существительные:
- лягушка, тритон, крокодил, черепаха;
- земля, вода.
Прилагательные:
- земноводные, плавающие (прич.).
Глаголы:
- жить, ползать, плавать, квакать и т.д.
Блок №3. «МИР ЧЕЛОВЕКА»
Тема №20. ««ТРАНСПОРТ»
Существительные:
- транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолет, корабль, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милиция, пожарная, поливочная, вертолет;
- колеса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»;
- светофор, улица, перекресток, дорога, земля, вода, воздух;
- груз, пассажир, работа;
- водитель, шофер, пилот, капитан, машинист.
Прилагательные:
- пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.
Глаголы:
- ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать).
Тема №21. ««МЕБЕЛЬ»
Существительные:
- мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно), кровать (ножки, спинки, матрац), диван, кресло, сервант, табуретка;
- дерево, пластмасса, обивка и т.д.
Прилагательные:
- деревянный, пластмассовый, мягкий, твердый, удобный, кухонный, столовый и т.д.
Глаголы:
- сидеть, лежать, кушать, ставить, вытирать.
Предлоги:
- на, в, за, из, из-за, из-под, с (со), под, перед, за, между и т.д.
Тема N22. ««ПОСУДА»
Существительные:
- посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.;
- повар;
- хлебница, сахарница, солонка, масленка и т.д.;
- кухня, столовая, гостиная;
- чай, кофе, суп;
- завтрак, обед, ужин, полдник;
- утро, день, вечер;
- вода, заварка;
- посуда, раковина.
Прилагательные:
- столовая, чайная, кофейная посуда;
- утренний, дневной, вечерний, горячий, холодный, обеденный;
- теклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый.
Глаголы:
- готовить, кушать, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать;
- разбивать.
Тема №23. «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Существительные:
- продукты;
- холодильник;
- масло, молоко, сыр, кефир, сметана;
- мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты;
- рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари;
- овощи, фрукты;
- продавец, магазин;
- специи, соль, перец, сахар.
Прилагательные:
- продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт).
Глаголы:
- покупать, хранить, продавать, готовить.
Тема №24. ««ОДЕЖДА»
Существительные:
- одежда, белье, майка, трусы, носки, колготы, брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.;
- пальто, куртка, плащ, шуба и т.д.;
- варежки, рукавицы, перчатки;
- рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, завязки, кнопки, пояс, штанины;
- зима, весна, лето, осень, погода, мороз, жара, сырость и т.д.;
- сезон.
Прилагательные:
- нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-ве-сенняя, сезонная.
Глаголы:
- шить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, носить, покупать.
Тема №25. «ОБУВЬ»
Существительные:
- обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссовки и т.д.;
- подошва, шнурки, носок, каблук;
- ноги;
- зима, весна, лето, осень.
Прилагательные:
- летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная;
- женская, мужская, спортивная, детская, резиновая, кожаная и т.д.
Глаголы:
- обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.
Тема №26. «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
Существительные:
- шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панамка, фуражка, берет;
- голова, уши.
Прилагательные:
- головные, зимние, летние, осенне-весенние, сезонные, вязаные, кожаные, меховые, теплые, легкие.
Глаголы:
- одевать, надевать, снимать, завязывать, застегивать, защищать.
Тема №27. «ПРОФЕССИИ»
Существительные:
- профессия, работа;
- учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофер, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, танцор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.
Прилагательные:
- нужный, полезный, необходимый, тяжелый, интересный, веселый, опасный и т.д.
Глаголы:
- знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар — готовит еду, строитель — строит дома и т.д.
Тема №28. «МАТЕРИАЛЫ»
Существительные:
- материал, стекло, пластмасса, целлофан, железо, металл, дерево, кожа, шерсть, бетон, глина, керамика, ткань, поролон, бумага, картон.
Прилагательные:
- бумажный, стеклянный и т.д. в согласовании с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа (стеклянный стакан, стеклянная ваза, стеклянное окно;
- стеклянные стаканы, стеклянные вазы, стеклянные окна).
Глаголы:
- связаны с изготовлением и использованием предметов из конкретных материалов (глина — лепить, ткань — шить, металл — отливать, дерево — выпиливать и т.д.).
По усмотрению логопеда и в зависимости от уровня подготовки детей, темы №№ 6-10, 18, 19 могут быть рассмотрены факультативно; темы №№2-3, 4-5, 6-7, 9-10, 18-19, 24-26 при изучении могут объединяться; словарный материал и обобщающие понятия темы №28 мы рекомендуем отрабатывать на протяжении всего курса занятий по формированию лексико-грамматических средств языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Памятка "Теоретический минимум по ТРИЗ для воспитателей"
Краткий обзор терминов, приемов фантазирования и обучения детей по ТРИЗ....
Словарный минимум УМК по проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар” в подготовительной к школе группе
слова для изучения...
Словарный минимум УМК по проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар” в подготовительной к школе группе
слова для изучения...
Педагогическое эссе "Счастливая педагогика с минимумом бумаг......"
Размышления о нашей профессии в реалиях современности........
Словарный минимум для старшей группы ( УМК "Уйный-уйный үсәбез")
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 5-6 лет...