Памятка "Теоретический минимум по ТРИЗ для воспитателей"
консультация по теме

Плуталова Татьяна Владимировна

Краткий обзор терминов, приемов фантазирования и обучения детей по ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_minimum_dlya_vospitatelya.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ТРИЗ —теория решения изобретательских задач, автор – отечественный изобретатель,

писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.

РТВ —развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.

ПРОТИВОРЕЧИЕ —предъявление к одному объекту противоположных требований.

Например, один и тот же объект и хороший и плохой, и большой и маленький, и крепкий и

некрепкий, и горячий и холодный и т. п.

ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ —объяснение способов, как один объект

может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

– во времени:

в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (напри-мер, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла);

– в пространстве:

одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например,

утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

– в системах:

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает про-тивоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а

много спичек трудно сломать);

– в отношениях:

объект  для  кого-то  обладает  одним  признаком,  а  для  другого  –  противоположным

(например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой);

СИСТЕМА —любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей

между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.

Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. –

летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, кото-рый обладает системным качеством – способностью летать.

ПОДСИСТЕМЫ —составные части (элементы), из которых состоит система.

НАДСИСТЕМА —система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система

является частью.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способанализа системы, подсистем и надсистем объекта

в прошлом, настоящем и будущем.

Системный оператор можно изобразить в виде схемы –

«девятиэкранки»

или «пятиэкранки» (для детей).

«ДА-НЕТКА» —вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на

которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «да-нетки» решаются постепенным

сужением круга поиска.

«Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детек-тивные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).

Кроме того выделятся числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отга-дать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраива-ются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются

на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

ФУНКЦИЯ —цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен

объект?).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ —прием фантазирования, при котором будущее объекта рас-сматривается на трех уровнях:

1. В объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем.

Функция объекта сохраняется.

Например, карандаши не будут ломаться.

2. Объекта не будет, а функция будет выполняться.

Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.

3. Объекта нет и функция не нужна.

Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

ЭВРОРИТМ —прием фантазирования, при котором объект рассматривается в после-довательности:

1. Функция объекта, противоречия в объекте.

2. Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких вариантов не суще-ствует).

3. Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие последствия

этого могут быть.

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.

6.  Придумывание  новых  объектов  путем  объединения  данного  объекта  с  другими

(можно произвольными).

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ —прием фантазирования, при котором на исход-ный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема – ВайтингЧ.(США)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ —прием фантазирования объекта, при котором вна-чале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные

варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем

комбинации различных вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).

С. И. Гин. «Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»

126

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ)– прием, позволяющий объяснить и смо-делировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет

наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие чело-вечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за

руки и стоят на одном месте, «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться

и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку  по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ПО УСВОЕНИЮ СЛОВАРНОГО МИНИМУМА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК»

Обучающий характер  должен  проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах....

Использование методики ТРИЗ-РТВ воспитателем ДОУ

     Для развития воображения  существует богатый опыт в практике ДОУ. Но, по мнению С.В. Кукалева, методикой, дающей наиболее реальные практические результаты, является ТРИ...

Консультация по ТРИЗ для воспитателей

Консультация по ТРИЗ для воспитателей...

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...

Консультация для воспитателей «Ознакомление воспитателей с игровыми приёмами и методами ТРИЗ»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...