Памятка "Теоретический минимум по ТРИЗ для воспитателей"
консультация по теме
Краткий обзор терминов, приемов фантазирования и обучения детей по ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_minimum_dlya_vospitatelya.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
ТРИЗ —теория решения изобретательских задач, автор – отечественный изобретатель,
писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.
РТВ —развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.
ПРОТИВОРЕЧИЕ —предъявление к одному объекту противоположных требований.
Например, один и тот же объект и хороший и плохой, и большой и маленький, и крепкий и
некрепкий, и горячий и холодный и т. п.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ —объяснение способов, как один объект
может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
– во времени:
в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (напри-мер, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла);
– в пространстве:
одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например,
утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
– в системах:
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает про-тивоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а
много спичек трудно сломать);
– в отношениях:
объект для кого-то обладает одним признаком, а для другого – противоположным
(например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой);
СИСТЕМА —любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей
между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.
Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. –
летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, кото-рый обладает системным качеством – способностью летать.
ПОДСИСТЕМЫ —составные части (элементы), из которых состоит система.
НАДСИСТЕМА —система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система
является частью.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способанализа системы, подсистем и надсистем объекта
в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы –
«девятиэкранки»
или «пятиэкранки» (для детей).
«ДА-НЕТКА» —вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на
которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «да-нетки» решаются постепенным
сужением круга поиска.
«Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детек-тивные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
Кроме того выделятся числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отга-дать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраива-ются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются
на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
ФУНКЦИЯ —цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен
объект?).
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ —прием фантазирования, при котором будущее объекта рас-сматривается на трех уровнях:
1. В объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем.
Функция объекта сохраняется.
Например, карандаши не будут ломаться.
2. Объекта не будет, а функция будет выполняться.
Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.
3. Объекта нет и функция не нужна.
Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
ЭВРОРИТМ —прием фантазирования, при котором объект рассматривается в после-довательности:
1. Функция объекта, противоречия в объекте.
2. Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких вариантов не суще-ствует).
3. Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие последствия
этого могут быть.
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими
(можно произвольными).
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ —прием фантазирования, при котором на исход-ный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема – ВайтингЧ.(США)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ —прием фантазирования объекта, при котором вна-чале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные
варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем
комбинации различных вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).
С. И. Гин. «Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»
126
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ)– прием, позволяющий объяснить и смо-делировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет
наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие чело-вечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за
руки и стоят на одном месте, «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться
и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ПО УСВОЕНИЮ СЛОВАРНОГО МИНИМУМА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК»
Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах....
Использование методики ТРИЗ-РТВ воспитателем ДОУ
Для развития воображения существует богатый опыт в практике ДОУ. Но, по мнению С.В. Кукалева, методикой, дающей наиболее реальные практические результаты, является ТРИ...
Консультация по ТРИЗ для воспитателей
Консультация по ТРИЗ для воспитателей...
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...
Консультация для воспитателей «Ознакомление воспитателей с игровыми приёмами и методами ТРИЗ»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...