Отчет учителя-логопеда за 2022-2023 учебный год
материал по логопедии

Петраченко Мария Олеговна

В соответствии с поставленными годовыми задачами МБДОУ и их реализации:

Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.

Задачами логопедической работы являются:

- формирование звуковой стороны речи;

- коррекция дефектов звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматического строя речи и словарного запаса;

-  развитие навыков связной речи;

- развитие психических процессов;

- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);

- методическая помощь воспитателям.

Свою работу реализую по следующим направлениям:

  1. Диагностическая работа.

В период с 09 по 15 сентября 2022г., мною было проведено логопедическое обследование. Было обследовано 44 ребенка старшего дошкольного возраста, 24 ребёнка подготовительной группы. С 8 февраля 2023 г. обследовано 27 детей средней группы, дети младших групп обследовались в течение года по заявлению родителей.  На логопункт по решению ППК был зачислен 21 ребенок. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • УО- 1 человек
  • Моторная алалия- 1 человек
  • Общее недоразвитие речи – 8 человек,
  • ФФНР – 9 человек,
  • ФН      - 2 человека,

По результатам логопедического обследования были сформированы 3 подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводились 3 раза в неделю. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 уч.год.

В запланированные сроки (апрель) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося на логопедическом пункте.

На коррекционных занятиях систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр, которые либо приобретались в магазине, либо были сделаны своими руками. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания. Итоговая диагностика в конце учебного года (апрель) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

В феврале 2023 года , проводила диагностику детей старшей и средней групп, с целью выявления детей, нуждающихся, в логопедической помощи и дальнейшего их зачисления их на логопункт. Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультацию в установленное время по графику работы для направления на ПМПК для определения дальнейшего маршрута.

Принимала участие в ППК ДОУ по плану работы.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания на дом. Велась работа с воспитателями.

В периоды с 9 сентября по 22 мая вела работу по обучению грамоте, по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учимся с Логошей» для детей 6-7 лет, целью данной рабочей программы является развитие у детей подготовительных групп, навыков к обучению грамоте.

3. Работа с родителями.

За период с сентября по май проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих коррекционные занятия, даны рекомендации и советы по всем вопросам. Посещала родительские собрания по вопросам проведения занятий по обучению грамоте.  Систематически обновляла  родительский уголок консультации для родителей на темы:

«Индивидуальное консультирование для родителей по результатам логопедического обследования»;

«Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»;

«Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков»;

«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;

«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;

«Развитие связной речи ребенка в семье»;

«Правильно ли говорит ваш ребенок?»;

«Почему у ребенка возникло нарушение речи?»;

«Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения»;

«Рекомендации учителя-логопеда на летний период».

Провела всеобуч для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

В течение 2 месяцев реализовала проект «Этот коварный звук Р», целью которого являлось, формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука [Р], в речи через использование дидактических игр.

Рекомендовала ссылки на развивающие и обучающие игры онлайн, а также для дошкольников  рекомендовала использование дома: пазлов, раскрасок, ребусов и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребёнка в школе.

4.Работа с педагогами, музыкальным руководителем, психологом.

Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года.

Для педагогов провела семинар-практикум «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

5. Самообразование.

Участвовала в прослушивании вебинаров, получен сертификат участника Международного онлайн форума «ТРИЗ-Технологии в образовании»,

Удостоверение - о повышении квалификации ВДША г. Екатеринбург по программе «Методы и приёмы снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, с нарушениями речи»;

Сертификат- «Педагоги России» успешно завершила курс 12 вебинаров, в объеме 36 уч. часов 2022 г;

Сертификат- «Совершенствование системы формирования профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» 18 часов;

Сертификат участника МКДО 2022: «Результаты и направления развития в 2023 году»

Участие в марафоне "Федеральная образовательная программа - новый ориентир в современном дошкольном образовании" Сертификаты в общем объеме на 72 часа по теме: «Коррекционно-развивающая работа в условиях реализации ФОП ДО»; «Современные образовательные технологии как основа реализации ФОП ДО» «Воспитательная деятельность в условиях реализации ФОП ДО» «Задачи и содержание дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО»; «Особенности организации взаимодействия дошкольной организации и семьи,  в соответствии с ФОП ДО»; «Построение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФОП ДО »; «Федеральная образовательная программа дошкольного образования – ключевые ориентиры».

Участие в логопедическом марафоне на тему: «Коррекция нарушений звукопроизношения». Сертификат участника в объеме 36 часов (с 26 апреля по 3 мая).

 

6. Методическая работа.

1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.

Занималась подготовкой воспитанников детского сада для участия в различных конкурсах, проводимых МБДОУ.

Диплом за 1 место в конкурсе костюмов.

Сертификат участника по сбору макулатуры.

Диплом участника конкурса рисунков, посвященному годовщине К.И.Чуковского.

Исполнение различные роли на утренниках.

Также проводила мастер-классы для детей старших и подготовительных групп, по изготовлению подарков к празднику «День защитников Отечества» и 8 марта.

Мною были проведены открытые занятия по различным направлениям, индивидуальные, фронтальные, а также показала открытое занятие по обучению грамоте учителям начальной школы.

Принимала участие в реализации педагогического проекта «Этот коварный звук Р», где заняла почетное, 2-е место.

 Подготовила сообщение по теме: Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Систематически веду «Экран звукопроизношения», где отмечаю поставленные звуки.

Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха (буклеты, картотека).

В МБДОУ постоянно обновляю логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщаю родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделаны буклеты с памятками и рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2022/2023 учебный год и сопоставив, результаты диагностики детей, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_2022-2023_god.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Холм-Жирковский детский сад «Теремок»

п.г.т. Холм-Жирковский

Смоленская область

Отчет учителя-логопеда

О проделанной работе за 2022-2023 учебный год

Подготовила

Учитель-логопед

Петраченко Мария Олеговна

2023 г,

п.г.т. Холм-Жирковский

В соответствии с поставленными годовыми задачами МБДОУ и их реализации:

Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.

Задачами логопедической работы являются:

- формирование звуковой стороны речи;

- коррекция дефектов звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматического строя речи и словарного запаса;

-  развитие навыков связной речи;

- развитие психических процессов;

- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);

- методическая помощь воспитателям.

Свою работу реализую по следующим направлениям:

  1. Диагностическая работа.

В период с 09 по 15 сентября 2022г., мною было проведено логопедическое обследование. Было обследовано 44 ребенка старшего дошкольного возраста, 24 ребёнка подготовительной группы. С 8 февраля 2023 г. обследовано 27 детей средней группы, дети младших групп обследовались в течение года по заявлению родителей.  На логопункт по решению ППК был зачислен 21 ребенок. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • УО- 1 человек
  • Моторная алалия- 1 человек
  • Общее недоразвитие речи – 8 человек,
  • ФФНР – 9 человек,
  • ФН      - 2 человека,

По результатам логопедического обследования были сформированы 3 подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводились 3 раза в неделю. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 уч.год.

В запланированные сроки (апрель) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося на логопедическом пункте.

На коррекционных занятиях систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр, которые либо приобретались в магазине, либо были сделаны своими руками. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания. Итоговая диагностика в конце учебного года (апрель) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

В феврале 2023 года , проводила диагностику детей старшей и средней групп, с целью выявления детей, нуждающихся, в логопедической помощи и дальнейшего их зачисления их на логопункт. Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультацию в установленное время по графику работы для направления на ПМПК для определения дальнейшего маршрута.

Принимала участие в ППК ДОУ по плану работы.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания на дом. Велась работа с воспитателями.

В периоды с 9 сентября по 22 мая вела работу по обучению грамоте, по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учимся с Логошей» для детей 6-7 лет, целью данной рабочей программы является развитие у детей подготовительных групп, навыков к обучению грамоте.

3. Работа с родителями.

За период с сентября по май проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих коррекционные занятия, даны рекомендации и советы по всем вопросам. Посещала родительские собрания по вопросам проведения занятий по обучению грамоте.  Систематически обновляла  родительский уголок консультации для родителей на темы:

«Индивидуальное консультирование для родителей по результатам логопедического обследования»;

«Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»;

«Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков»;

«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;

«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;

«Развитие связной речи ребенка в семье»;

«Правильно ли говорит ваш ребенок?»;

«Почему у ребенка возникло нарушение речи?»;

«Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения»;

«Рекомендации учителя-логопеда на летний период».

Провела всеобуч для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

В течение 2 месяцев реализовала проект «Этот коварный звук Р», целью которого являлось, формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука [Р], в речи через использование дидактических игр.

Рекомендовала ссылки на развивающие и обучающие игры онлайн, а также для дошкольников  рекомендовала использование дома: пазлов, раскрасок, ребусов и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребёнка в школе.

4.Работа с педагогами, музыкальным руководителем, психологом.

Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года.

Для педагогов провела семинар-практикум «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

5. Самообразование.

Участвовала в прослушивании вебинаров, получен сертификат участника Международного онлайн форума «ТРИЗ-Технологии в образовании»,

Удостоверение - о повышении квалификации ВДША г. Екатеринбург по программе «Методы и приёмы снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, с нарушениями речи»;

Сертификат- «Педагоги России» успешно завершила курс 12 вебинаров, в объеме 36 уч. часов 2022 г;

Сертификат- «Совершенствование системы формирования профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» 18 часов;

Сертификат участника МКДО 2022: «Результаты и направления развития в 2023 году»

Участие в марафоне "Федеральная образовательная программа - новый ориентир в современном дошкольном образовании" Сертификаты в общем объеме на 72 часа по теме: «Коррекционно-развивающая работа в условиях реализации ФОП ДО»; «Современные образовательные технологии как основа реализации ФОП ДО» «Воспитательная деятельность в условиях реализации ФОП ДО» «Задачи и содержание дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО»; «Особенности организации взаимодействия дошкольной организации и семьи,  в соответствии с ФОП ДО»; «Построение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФОП ДО »; «Федеральная образовательная программа дошкольного образования – ключевые ориентиры».

Участие в логопедическом марафоне на тему: «Коррекция нарушений звукопроизношения». Сертификат участника в объеме 36 часов (с 26 апреля по 3 мая).

6. Методическая работа.

1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.

Занималась подготовкой воспитанников детского сада для участия в различных конкурсах, проводимых МБДОУ.

Диплом за 1 место в конкурсе костюмов.

Сертификат участника по сбору макулатуры.

Диплом участника конкурса рисунков, посвященному годовщине К.И.Чуковского.

Исполнение различные роли на утренниках.

Также проводила мастер-классы для детей старших и подготовительных групп, по изготовлению подарков к празднику «День защитников Отечества» и 8 марта.

Мною были проведены открытые занятия по различным направлениям, индивидуальные, фронтальные, а также показала открытое занятие по обучению грамоте учителям начальной школы.

Принимала участие в реализации педагогического проекта «Этот коварный звук Р», где заняла почетное, 2-е место.

 Подготовила сообщение по теме: Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Систематически веду «Экран звукопроизношения», где отмечаю поставленные звуки.

Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха (буклеты, картотека).

В МБДОУ постоянно обновляю логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщаю родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделаны буклеты с памятками и рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2022/2023 учебный год и сопоставив, результаты диагностики детей, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

Приложение 1

Сводный отчет по всем показателям

Звездочка

Уровни диагностики

 Фонетико-фонематическая сторона речи

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Понимание речи

Входная диагностика (начало года)

Высокий уровень

5

Средний уровень

13

9

12

10

11

Низкий уровень

2

6

3

4

Всего

15

15

15

15

15

Итого, % качества

86,67%

60%

80%

100%

73,33%

Итоговая диагностика (конец года)

Высокий уровень

9

11

4

11

12

Средний уровень

6

4

11

4

3

Низкий уровень

Всего

15

15

15

15

15

Итого, % качества

100%

100%

100%

100%

100%

Радость

Уровни диагностики

 Фонетико-фонематическая сторона речи

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Понимание речи

Входная диагностика (начало года)

Высокий уровень

4

1

Средний уровень

8

9

9

7

5

Низкий уровень

4

3

3

1

6

Всего

12

12

12

12

12

Итого, % качества

66,67%

75%

75%

91,67%

50%

Итоговая диагностика (конец года)

Высокий уровень

6

8

3

9

10

Средний уровень

5

3

8

2

1

Низкий уровень

1

1

1

1

1

Всего

12

12

12

12

12

Итого, % качества

91,67%

91,67%

91,67%

91,67%

91,67%

Незабудка

Уровни диагностики

 Фонетико-фонематическая сторона речи

Словарный запас

Грамматический строй речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Связная речь (обследуется при наличии фразовой речи)

Понимание речи

Входная диагностика (начало года)

Высокий уровень

Средний уровень

2

3

3

3

4

Низкий уровень

3

2

2

2

1

Всего

5

5

5

5

5

Итого, % качества

40%

60%

60%

60%

80%

Итоговая диагностика (конец года)

Высокий уровень

2

4

3

2

3

Средний уровень

3

2

3

2

Низкий уровень

1

Всего

5

5

5

5

5

Итого, % качества

100%

80%

100%

100%

100%

Солнышко

Уровни диагностики

 Фонетико-фонематическая сторона речи

Словарный запас

Грамматический строй речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Связная речь (обследуется при наличии фразовой речи)

Понимание речи

Входная диагностика (начало года)

Высокий уровень

Средний уровень

1

2

3

3

2

Низкий уровень

3

2

1

1

2

Всего

4

4

4

4

4

Итого, % качества

25%

50%

75%

75%

50%

Итоговая диагностика (конец года)

Высокий уровень

1

3

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

2

1

Низкий уровень

1

Всего

3

4

4

4

4

Итого, % качества

100%

100%

100%

75%

100%

Малинка

Уровни диагностики

 Фонетико-фонематическая сторона речи

Словарный запас

Грамматический строй речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Связная речь (обследуется при наличии фразовой речи)

Понимание речи

Входная диагностика (начало года)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

1

1

1

1

Всего

1

1

1

1

1

Итого, % качества

0%

0%

0%

0%

0%

Итоговая диагностика (конец года)

Высокий уровень

Средний уровень

1

Низкий уровень

1

1

1

1

Всего

1

1

1

1

1

Итого, % качества

100%

0%

0%

0%

0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда старшая группа 2022-2023 уч. год

Рабочая программа  коррекционно-развивающей работы учителя логопеда в старшей группе компенсирующей направленности...

отчет родит.собрания зс 2022-2023 учебный год

отчет родит.собрания зс 2022-2023 учебный год...

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.

Аналитический отчет учителя-дефектолога   Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....

Отчет по самообразованию за 2022-2023 учебный год «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС ДОЙ»

В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, развитие творческих способностей,...

Цифровой отчет учителя-логопеда Черновой Е.Г. за 2022-2023 уч.год компенсирующая группа

Отчет о работе учителя-логопеда МОУ СОШ №19 дошкольное отделение №3....

цифровой отчет учителя-логопеда Черновой Е.Г. за 2022-2023 уч.год на логопедическом пункте

Отчет о работе учителя -логопеда МОУ СОШ № 19 дошкольное отделение №3...

Аналитический отчет учителя-логопеда за 2022-2023 уч.год

Аналитический отчет учителя-логопеда за 2022-2023 учебный год...