ЭЛЕМЕНТЫ НЕЙРОЙОГИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
статья по логопедии
Со стороны занятия нейройогой кажутся игрой, но на самом деле - это серьезная работа по развитию или восстановлению слаженной полноценной работы мозга, опирающаяся на знания йоги и нейропсихологической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bochkarevao.s.docx | 241.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕМЕНТЫ НЕЙРОЙОГИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
Нейропсихология детского возраста (или детская нейропсихология) является одним из направлений развития общей нейропсихологии, науки возникшей в 40-х годах ХХ столетия. Она возникла на стыке нескольких научных дисциплин - психологии, неврологии, нейрохирургии, морфологии и анатомии мозга, физиологии и лингвистики. Основоположником этой области научного знания был выдающийся ученый - психолог и врач - Александр Романович Лурия.
Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, послушным и спокойным, чтобы мамы и папы могли им гордиться. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым, талантливым и одаренным, мог легко и свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми, легко и успешно обучался.
Со стороны занятия нейройогой кажутся игрой, но на самом деле - это серьезная работа по развитию или восстановлению слаженной полноценной работы мозга, опирающаяся на знания йоги и нейропсихологической науки.
Комплексы Нейройоги сочетают в себе наилучшие нейропсихокоррекционные методики, упражнения йоги, дыхательной гимнастики, гимнастики мозга, которые, при правильном и регулярном применении способны оказать большое влияние на улучшение работы мозга любого человека, в любом возрасте, с любым состоянием здоровья.
В каждый Сказочный Комплекс Нейройоги обязательно входят:
- Простые растяжки разминки с элементами суставной гимнастики
- Массажи
- Глазодвигательные и артикуляционные упражнения, скороговорки
- Упражнения на развитие мелкой и общей моторики
- Сложные растяжки
- Функциональные упражнения
- Дыхательные упражнения
- Релаксация
«Сегодня мы отправляемся на далекий остров, где нас ждет очень много разных и интересных приключений такими словами мы начинаем каждое свое сказочное путешествие. Занятия проходят в форме, воодушевляющей игры и включают эффективную гимнастику, каждое упражнение которой воздействует на определенный участок мозга и развивает его.
Глазодвигательные упражнения: Позволяют расширить поле улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения, повышают энергетизацию организма.
Артикуляционные упражнения: Укрепляют и развивают речевой аппарат, улучшают произношение, увеличивают скорость речи, улучшают четкость речи
Упражнения на развитие мелкой и общей моторики обеспечивают: Развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных движений), развитие высших психических функций, активизацию вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия.
Развитие интеллекта, ведь «наш ум находится на кончиках наших пальцев».
Дыхательные упражнения: Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность, успокаивают и способствуют концентрации внимания, увеличивают объем легких, усиливают газообмен и улучшают кровообращение.
Производят интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия
А при этом:
- увеличивается зрительное поле, чтобы потом в школе глазки скользили по строчке плавно, а не скакали, пропуская буквы;
- "волшебное" дыхание не только насыщает головной мозг кислородом, но и помогает управлять своим состоянием;
- растягивая тело, мы энергизируем головной мозг, ведь усвоение нового знания очень энергозатратно (попробуйте весь день писать левой /неведущей рукой);
- учим мозг работать оптимально (не редко можно встретить детей, которые при письме напрягают не только руку, но и все тело, у них поднимаются плечи, ворочается язык). Понятно, что при таком письме нарастает утомление, и на следующее задание сил просто не остается, со временем накапливающееся утомление проявляется в плаксивости и непослушании. Даже для того, чтобы включить механизм торможения, мозгу нужны силы.
- ползая, мы развиваем межполушарное взаимодействие (для выполнения сложной мыслительной деятельности важно, чтобы оба полушария работали слаженно).
В течение курса занятий как бы заново проходят этапы развития мозга, последовательно запускаются в работу все его отделы, особенно те зоны мозга, которые по каким-либо причинам в свое время не были достаточно разбужены.
После курса нейройоги дети начинают лучше усваивать новый материал; становятся более организованными, лучше владеют своим телом, пальчиками; повышается их общий жизненный тонус.
Список литературы:
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 2008.
- Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.
- Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов Дефектология. 1999. № 3.
- Дудъев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи Дефектология. 1999. № 4.
- Марковская И. Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития Невропатология и психиатрия. 1977. № 12
О.С.Бочкарева, учитель – логопед.
Л.Т.Читанава, учитель – логопед
МБДОУ №82 г.Иркутск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Использование элементов мнемотехники в работе с детьми старшего возраста.
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая и сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения)...
Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по развитию у детей речи, познавательных и творческих способностей, фантазии посредством ТРИЗ (элемент - лимерики)...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....