Программа дополнительного образования "Речевая мозаика"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом заведующего
МБДОУ Детский сад №86 «Сударушка» МБДОУ Детский сад №86 «Сударушка»
протокол № от 2021 г. приказ № от .2021г.
Рабочая программа по дополнительному образованию
Направление познавательно-речевое «Речевая мозаика»
для детей 6-7 лет(включительно)
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад№86 «Сударушка»
на 2021-2022 учебный год.
Учитель-логопед:
Липатенкова О.В.
Смоленск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание | Стр. | |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | 5 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.4 | Значимые для разработки и реализации программы характеристики | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
1.6 | Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений | 8 |
2. | Содержательный раздел | 9 |
2.1 | Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 9 |
2.2 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 22 |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 24 |
2.4 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 24 |
3. | Организационный раздел | 26 |
3.1 | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 26 |
3.2 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 28 |
3.3 | Список литературы | 28 |
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. У дошкольников часто наблюдается малопонятная для окружающих речь: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии.
У детей с речевой патологией помимо речевых расстройств виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, окружающих ребёнка. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса.
Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Тип программы – коррекционно-развивающая. Программа ориентирована на работу с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровьесберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ФФНР и ОНР. Программа направлена не только на развитие и формирование речи, развитие фонематического слуха и слухового восприятия, мелкой моторики, дыхания и голоса, артистических способностей, развитию пластичности, но и на снятие психо-эмоционального напряжения у детей. Данная программа позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с ФФНР и ОНР в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную
сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – подготовить ребёнка к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
В рамках данной программы решаются следующие задачи:
- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
- развитие физиологического дыхания, артикуляционного аппарата, мимики, голоса;
- развитие координации движений с речью;
- развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков;
- развитие психических функций: слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки;
- развитие творчества и инициативы.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.
Основной формой работы учителя-логопеда является игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольников. Вся коррекционно - развивающая работа носит игровой характер, насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГРАММЫ
Программа по дополнительному образованию сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта детского сада в соответствии с ФГОС ДО обеспечивается реализацией таких принципов:
Единство диагностики и коррекции
Согласно этому принципу учитель-логопед детского сада проводит обязательное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи коррекционно-развивающего плана работы.
В связи с этим, диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале и в конце учебного года.
Деятельностный принцип коррекции
В образовательной деятельности дети в игровой форме развивают дыхание, голос, фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая предметно-пространственная среда способствует реализации этого принципа.
Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка
В своей работе учитель-логопед использует различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления. Таким образом, ребёнок получает возможность самореализовываться в образовательной деятельности.
Комплексность методов психологического воздействия
Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств.
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет (включительно)
У детей седьмого года жизни продолжает развиваться восприятие, образное мышление.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием и общим недоразвитием речи III и IV уровней речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
ОНР III уровня речевого развития характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов.
Грамматика также при ОНР III уровня имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.
Для детей ОНР IV уровня речевого развития характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением.
К ОНР III и IV уровней речевого развития отнесены дети с недоразвитием лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данных уровней типичным является нечеткая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи, нечёткая дикция, нарушения звуко-слоговой структуры слов, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем, нарушения связной речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год: в начале учебного года (в сентябре) и в конце (в мае).
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В результате освоения данной программы ребёнок
- чётко выполняет все задания, координирует речь с движениями;
- без труда показывает и определяет эмоции;
- умеет правильно дышать и управлять своим голосом;
- умеет воспроизвести слоговые ряды, слова по порядку, назвать слоги наоборот, придумать слова с заданным звуком, определить место звука в слове;
- умеет выполнять правильно артикуляционные упражнения;
- выполняет графические упражнения (штриховку в указанном направлении, соединении по точкам, дорисовывание второй половины предмета и т.д.);
- воспроизводит различные действия без их называния.
ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с
детьми с ТНР
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Основной формой работы является подгрупповая ООД, которая проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут. Объём программы: 31 час. Каждое занятие соответствует лексической теме.
Первые две недели сентября и последние две недели мая отводятся на диагностику умений детей.
Срок освоения программы – 1 учебный год (9 месяцев).
В данной программе предлагаются комплексы упражнений артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно помочь детям овладеть нормами звукопроизношения родного языка.
В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей (законных представителей), подключая к развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей (законных представителей) к участию в логопедической работе, присутствие на индивидуальной ООД с их ребенком, обязательное консультирование.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
Дети с ОВЗ осваивают программу по дополнительному образованию
«Речевая мозаика» в МБДОУ «Теремок», которая строится в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (артистической).
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает:
- развитие движений органов артикуляции, их переключаемости;
- развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
- умение сочетать движение с речью.
Учебный план реализации программы
Образовательная область | Вид деятельности | Подготовительная к школе группа |
Речевое развитие | Развитие речи | 1 |
Общее количество в неделю | 1 | |
Продолжительность ООД | 30 мин |
Учебно-тематическое планирование
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Основной формой работы является подгрупповая ООД, которая проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут. Объём программы: 32 часа. Каждое занятие соответствует лексической теме.
Первые две недели сентября и последние две недели мая отводятся на диагностику умений детей.
Срок освоения программы – 1 учебный год (9 месяцев). Структура занятия:
- Развитие координации движений с речью
- Мимические упражнения
- Развитие дыхания и голоса
- Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия
- Развитие артикуляционного аппарата
- Развитие мелкой моторики рук
- Психогимнастика
Содержание образовательной деятельности
Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь | ||
Семья | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Семья», «На носочки поднимайся» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Изобрази…» (печальную маму, строгого дедушку и т.д.) | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Водичка, водичка, умой моё личико» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Жуём орехи», «Не буду пить горячее молоко», «Хочу кушать», «Конфетка», «Прощание», «Блинчики», «Дразнилки», «Маятник» |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Покажи» | |
Мой дом | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Город» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Строим дом» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Оконные рамы», «Шагаем по этажам» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Скажи наоборот» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Экскаватор», «Моем окна», «Красим крыльцо», «Красим потолок», «Укладываем полы», «Сверлим дырки дрелью», «Уборка дома», «Протри порог дома» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Дом» Упражнение «Выполни штриховку в указанном направлении» | |
7. Психогимнастика | Образно-пластическое творчество детей. Образные перевоплощения и оживление предметов | |
Октябрь | ||
Деревья и кустарни ки | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнения «Осенний лес», «Деревья», «Осенние листики» |
2. Мимические упражнения | «Высокое дерево», «Низкий кустарник», «Слева-роща, справа- лес», «Сладкая смородина», «Кислый крыжовник» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Веточка», «Аромат черёмухи, яблони, смородины» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Скажи наоборот» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Тонкая берёзка», «Толстый дуб», «Высокое дерево», «Низкий куст», «Вкусная ягодка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Ёлка», «Листья» Упражнение «Срисуй по клеточкам» | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Деревья в разную погоду» | |
Транспорт | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Транспорт» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Ты едешь, летишь, плывёшь», «Шофёр делает гимнастику для шеи» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Спускается колесо», «Ракета», «Насос», «Машины идут по мокрой мостовой», «Гудит поезд», «Сигналит машина» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «В метро», «Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», Шторм на море», гребём |
веслом», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз» | ||
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Упражнение «Дорисуй половинку» | |
7. Психогимнастика | Обыгрывание ситуаций «Рыбаки», «Велосипедист». Игра «Угадайте, что я делаю. | |
Грибы | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Грибы» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Сьедобный и ядовитый гриб», «Гриб с тонкой ножкой и с толстой» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Прогулка по лесу» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Грибок», «Подосиновик», «Боровик», «Лукошко» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Грибы» Упражнение «Продолжи ряд» | |
7. Психогимнастика | Упражнения «Сбор грибов», «Приготовление грибов» | |
Овощи | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Осенняя зарядка» |
2.Мимические упражнения | «Высматриваем огурцы», «Что мы видим слева, а что – справа?», «Чистим и едим лук», «Огородное пугало» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Знакомство с правилами правильного дыхания: вдох через нос, выдох через рот. Упражнения «Арбуз», «Разговоры овощей» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Игра «Доскажи словечко» Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Знакомство с органами артикуляции. «Сказка о весёлом язычке», «Лопатка», «Копаем картошку», «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Игра «Я – не я». | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Сколько грядок в огороде?», «Засолка капусты» Рисование овощей по трафарету | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Уборка урожая», «Угадай, что я делаю». | |
Ноябрь | ||
Фрукты | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнения «Фрукты», «Вот так яблоко» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Сладкое яблоко» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Ароматная груша», «Сбор урожая» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Жуём твёрдую пищу», «Щёчки-яблочки», «Спрячем сливу за щёку», «Круглая виноградинка», «Банан», «Язычок пролез через щель», «Язычок-листок», «Качели», «Чашечка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Закрашивание фруктов в указанном направлении | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Уборка урожая», «Образные перевоплощения» | |
Профессии | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Профессии» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Отгадай профессию» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Трубач», «Приехали в гараж» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Фонетическая зарядка | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Маляр», «Работающий экскаватор», «Работающий бульдозер», «Котлован», «Чердачное окошко», «Стучит швейная машинка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Пальчики- строители» Упражнение «Продолжи ряд» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Покажи профессию» | |
Перелёт- ные птицы | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Перелётные птицы» |
2. Мимические упражнения | Изображение аистов и других перелётных птиц вернувшихся домой. | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Птицы поют» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Поймай звук» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Голодные птенчики», «Клювы разных мам», «Мама-птица прогоняет куницу», «Птенчики ждут пищу», «Очень вкусная пища!», «Аист» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Птичек стайка» Упражнение «Раскрась только птицу» | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Журавль», «Вертишейка», «Чайка» | |
Домашние животные | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнения «Домашние животные», «Важный пёс», «Ёжик и бычок» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Вырази эмоцию», «Кошка умывается», «Бодливый козлик», «Упрямый ослик», «Сердитый Полкан», «Телёнок», |
«Копытца» | ||
3. Развитие дыхания и голоса | Звукоподражания животным «Кошка мяукает», «Собака лает» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Корова жуёт», «Котёнок зевает», «Бульдог сердится», «Лошадь фыркает», «Кошка лакает молоко», «Кошка сердится» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Упражнение «Срисуй по клеточкам» | |
7. Психогимнастика | Упражнения «Кошка и мышка» | |
Декабрь | ||
Дикие животные | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Дикие животные» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Злой волк», «Хитрая лиса», «Трусливый зайка», «У зайки болят зубки», «Лисёнок высматривает мышку», «Медведь отмахивается от пчёл» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Лиса идёт по следу», «Согреем лапки»«Ёжики принюхиваются», «Волк воет», «Кто как голос подаёт?» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Отгадай, кто кричит?» (Звуки животных) | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Бобры пилят дерево», «Зайчик», «Сердитый волк», «Сердитая рысь», «Ёжик фыркает», «Белочка собирает грибы», «Белочка цокает», «Мишка слизывает мёд» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Упражнение с мячом-ёжиком Пальчиковая гимнастика «Полянка» Упражнение «Соедини по точкам» | |
7. Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря | Игра «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Чья лапа?» | |
8. Психогимнастика | Обыгрывание ситуаций «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчёлы» | |
Морские обитатели | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Пять рыбок» |
2. Мимические упражнения | Упражнения по «Сказке о рыбаке и рыбке» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Кит выбрасывает фонтан воды» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Буря в море», «Морской слон», «Голубой кит», «Кашалот открыл рот», «Киты плещутся», «Рыба-прилипала», «Акула» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» |
Упражнение «Соедини по точкам и закрась» | ||
7. Психогимнастика | Упражнение «Отгадай морского обитателя по жестам» | |
Домашние птицы | 1. Развитие координации движений с речью | Игра «Сколько утят?» Упражнение «Утки» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Сердитый индюк», «Отважная курица», «Испуганный цыплёнок», «Трусливый гусёнок», «Петух готовится петь». | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Птичьи голоса», «Гуси шипят» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Цыплята клюют зёрнышки», «Индюк», «Уточка», «Индюшата» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» Упражнение с прищепками «Гусёнок» Упражнение «Дорисуй вторую уточку» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Жили у бабуси…» | |
Зима | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Зима» |
2. Мимические упражнения | Выражение состояния и настроения в разное время зимы (первый снег, холодный ветер, морозный день, солнечное утро и т.д.) | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Вьюга», «Снег идёт» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Окошко», «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Санки-ледянки», «Горка», «Саночки», «Ветер открывает и закрывает форточку» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Зима» Упражнение «Нарисуй такую же снежинку» | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды | |
Новогод ний праздник | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Новый год» |
2. Мимические упражнения | «Сердитый Мороз», «Дед Мороз выступает» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Снежинка» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Зимняя сказка», «Лопатка», «Прятки», «Мороз на дворе», «Моторчик» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Новый год» Упражнение «Соедини по точкам» |
7. Психогимнастика | Пластический этюд «Новогоднее представление» | |
Январь | ||
Мебель | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Мебель» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Твёрдый стул», «Мягкий диван», «Широкая кровать» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Приколачиваем дрерцу к шкафу» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Столешница стола», «Сиденье стула», «Высокий шкаф», «Диван» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Мебель» Упражнение «Дорисуй половинку» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Перестановка» | |
Зимующие птицы | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнения «Совушка», «Зимующие птицы» |
2. Мимические упражнения | Изображение птиц голодных и замерзающих в морозный день, воробья, попавшего в лапы к кошке. Упражнение «Сонная сова» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Птицы поют» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Голодные птенчики», «Клювы разных мам», «Мама-птица прогоняет куницу», «Птенчики ждут пищу», «Очень вкусная пища!», «Дятел» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Птичек стайка» Упражнение «Дорисуй половинку» | |
7. Психогимнастика | Пластический этюд «Воробушек» | |
Животные жарких стран | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Животные жарких стран» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Обезьянки», «Лев трясёт гривой», «Сердитый тигр», «Испуганная газель», «Жираф», «Слон» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Слон пьёт воду», «Рычание тигра и тигрёнка», «Крокодил» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Поймай звук» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Бегемот», «Обезьянки», «Разговор обезьян», «Злой шакал», «Слон», «Жираф жуёт листочки», «Сигнал опасности у обезьянок» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран» Упражнение «Соедини по точкам» |
7. Психогимнастика | Пластические этюды: «Лев», «Мартышка – кривлялка», «Крокодил», «Гиппопотам» | |
Февраль | ||
Животные холодных стран | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «На Севере» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Отгадай животное» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение Умка сдувает снежинки» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Поймай звук» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Тюлень», «Исхудавшие пингвины», «Морж широко открывает рот», «Полярная сова и пингвин снесли яйца», «Тюлень цедит воду сквозь зубы», «Морж на лежбище», «Дельфин Нарвал», «Тюлень ловит рыбу», «Птенец пингвина пробивает скорлупу», «Морской слон рычит» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Тепы- тяпы» Упражнение «Нарисуй по точкам» | |
7. Психогимнастика | Обыгрывание ситуаций «Олени в тундре» | |
Продукты питания | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Овощи» |
2. Мимические упражнения | «Что в кастрюле?» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Каша кипит» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Поймай звук» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнение «Жуём твёрдую морковь», «Кофейник и чайник», «Горячий чай», «Блинчик», «Рулет», «Пирожок», «Рожок», «Делаем отбивные», «Электромясорубка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Упражнение «Соедини по точкам» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Варим суп» | |
Зимние забавы | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Зимние забавы» |
2. Мимические упражнения | «Мороз трещит», «Ветер свистит», «Вьюга завывает» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Сугроб», «Замёрзли ручки» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Скажи наоборот» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Окошко», «Лошадка катает детей», «Погреем ладошки», «Снеговики радуются снегу и морозу», «Сосулька», «Санки- ледянки», «Горка для спуска», «Саночки» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Снежный ком» Упражнение «Дорисуй половинку» |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Зимние забавы» | |
День защитника Отечества | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Защитники Отечества» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Разведчики», «Танкисты», «Парашютисты» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Ветер дует на парашюты», «Самолёт», «Рупор», «Танк», «Пулемётчики» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Автомат», «Мотор», «Почистить пулемёт», «Пулемётная очередь» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Солдаты» Упражнение «Дорисуй половинку» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Покажи» | |
Март | ||
Посуда | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Посуда» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Чудесные превращения», «Что в кастрюле?» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Пьём коктейль через трубочку», «Дуем на горячий чай», «Чайник» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Жуём твёрдую морковь», «Кувшин с узким и широким горлышком», «Самовар», «Чашечка», «Чашка и блюдце», «Острый ножик и глубокий ковшик», «Ручка чайника» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Посуда» Упражнение «Дорисуй половинку» | |
7. Психогимнастика | Имитация действий «Варим суп» Пластический этюд «Пельмени» | |
Мамин праздник | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Мамин день» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Весело-грустно», «Мама спит» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Месим тесто», «Подуй на варенье через трубочку» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Поймай звук» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Блинчики», «Вкусное варенье», «Чашка», «Пирожок» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Наши мамы» Упражнение «Срисуй по клеточкам» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Как я помогаю маме» | |
Цветы | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Первоцветы» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Ветерок качает подснежник» |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Нюхаем садовые цветы», «Роза распускается», «Тюльпан раскрывается» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «В саду» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Цветы» Упражнение «Продолжи ряд» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «На лугу» | |
Весна | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Весна» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Отгадай эмоцию» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Стихотворение «Диалог Зимы и Весны», «Капель стучит по крыше» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «На реке трескается лёд», «Пускаем кораблики», «Исхудавшие за зиму зверята», «Сосулька тает», «Лужи», «Капель», «Лопаются почки на деревьях» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Упражнение «Дорисуй половинку» | |
7. Психогимнастика | Изображение зверей и птиц, встречающих весну. Изображение как люди готовятся к прилёту птиц. | |
Апрель | ||
Одежда и обувь | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Одежда» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Передай эмоцию» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Шитьё одежды», «Укололи пальчик», «Где мой пальчик?» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Скажи наоборот» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Стучит швейная машинка», «Застёгивание и расстёгивание молнии», «Большие и маленькие пуговки», «Иголочка», «Воротник с широкими и узкими краями», «Бельё на ветру», «Строчка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Зимняя одежда», «Обновки» Упражнение «Выполни штриховку в указанном направлении» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Оживление предметов» | |
Части тела и лица | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Моё тело» |
2. Мимические упражнения | Упражнение «Покажи закрытыми глазами», «подмигни правым (левым) глазом», «Подними правую, левую руку», «топни правой (левой) ногой» |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Толстячки- худышки», «самовар» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнение «Сказочка-указочка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика, Пальцы – дружная семья» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Где дотронулись» | |
Игрушки | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Игрушки» |
2. Мимические упражнения | «Уборка в комнате игрушек», «Отгадай игрушку» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Дышим носом с куклой Татой» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Скажи наоборот» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Лопаточка», «Горка», «Трубочка», «Часики», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Топотушки» Упражнение «Соедини по точкам» | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Мухомор», «Опёнок», «Сыроежка» | |
Ягоды | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнение «Соберём ягоды» |
2. Мимические упражнения | Упражнения «Сладкая клубника», «Кислая клюква» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Ароматная малина», «Кислая красная смородина» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Запомни и повтори» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Вкусное варенье» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Ягоды» Упражнение «Нарисуй такую же ягоду» | |
7. Психогимнастика | Упражнение «Отгадай ягоду» | |
Май | ||
Насекомые | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнения «Насекомые», «Бабочка» |
2. Мимические упражнения | «Покажи муху, стрекозу, жука, комара» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнение «Лови комара», «Муха в паутине» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Оса» | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Хоботок комарика», «Шмель», «Комарик кусает», «Бабочка летает вокруг цветка», «Кузнечик», «Пчела» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Насекомые и пауки» Упражнение «Дорисуй бабочку» |
7. Психогимнастика | Упражнение «Отгадай насекомое» | |
Лето | 1. Развитие координации движений с речью | Упражнения «Лето», «Дождик» |
2.Мимические упражнения | «Наше настроение» | |
3. Развитие дыхания и голоса | Упражнения «Аромат леса», «На летнем лугу» | |
4. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Упражнение «Чей звук?» (звуки весеннего леса) | |
5. Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения «Повернись и приглядись», «У ёлочки», «Хомячок- толстячок», «Белочка», «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом», «Почистим зубки» | |
6. Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика «Лето» | |
7. Психогимнастика | Пластические этюды «Образные перевоплощения», «Действия с воображаемыми предметами» |
- ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Рабочая программа направлена на подготовку ребёнка к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
В дошкольном возрасте выделены следующие виды деятельности:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие ее виды);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- восприятие художественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- театрализованная (восприятие и понимание смысла мимических и пластических этюдов);
- двигательная (овладение основными движениями, артикуляционными и мелкими движениями).
Образовательные области | Виды деятельности | Формы организации образовательной деятельности и культурных практик |
Физическое развитие | Двигательная | Игры и упражнения, физкультминутки, игры- имитации, мимические игры, дыхательная и голосовая гимнастика, пластические этюды, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, графические упражнения, упражнения на расслабление. |
Социально- коммуникативное развитие | Игровая, трудовая, коммуникативная | Игры с правилами, беседы, игровые проблемные ситуации. |
Познавательное | Познавательно- | Дидактические и развивающие игры, решение |
развитие | исследовательская | проблемных ситуаций, беседы. |
Речевое развитие | Коммуникативная, восприятие художественной литературы | Беседы, игровые проблемные и проблемно- речевые ситуации, творческие, дидактические игры. |
Художественно- эстетическое развитие | Театрализованная | Пластические этюды и мимические упражнения |
Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в образовательном процессе
Название метода | Определение метода | Рекомендация по их применению |
Методы по источнику знаний | ||
Словесные | Виды: рассказ, объяснение, беседа. | Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. |
Наглядные | Группы наглядных методов: иллюстраций и демонстраций. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. | Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом презентаций и т.п. |
Практические | Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. | Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной, но и в самостоятельной деятельности. |
Методы по характеру образовательной деятельности детей с ОВЗ
Информа- ционно – рецептив- ный | Педагог сообщает готовую информацию; дети воспри-нимают, осознают и фиксируют в памяти | Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако использование умений и навыков в новых или изменившихся условиях затруднено |
Репродук- тивный | Метод состоит в многократном повторении способа деятельности детей по образцу воспитателя | Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей — в выполнении действий по образцу. Использование умений и навыков в новых или изменившихся условиях затруднено |
Частично поисковый | Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения | Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует |
Исследова- тельский | В основе исследовательской деятельности лежит познава-тельный интерес. Воспитатель создает условия для удовлетворения интереса ребенка | В процессе образовательной деятельности дети овладевают способами познания, прогнозирования, предвосхищения событий, способности к самостоятельной постановке вопросов |
Активные | Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте. В группу активных методов образования входят дидактические игры — специально разработанные, моделирующие реальность и | Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе опреде-ленной последовательности выполне-ния заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактических игр. Активные методы должны применяться по мере их |
приспособленные для целей обучения | усложнения |
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Одной из характеристик личностного развития дошкольника является проявление детской инициативы.
Основанием для выделения сторон инициативы послужила собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
Стороны инициативы:
- Творческая (включенность в пластические этюды, где развиваются воображение, образное мышление и т.д.).
- Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды упражнений продуктивной деятельности — дорисовывание, соединение по точкам, штриховка в указанном направлении и т.д., требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи).
- Коммуникативная (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатии, коммуникативная функция речи.
- Познавательная - любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Система работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) включает:
- Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами работы учителя-логопеда на родительских собраниях, на официальном сайте Детского сада, в открытой образовательной деятельности
- Ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием данной программы;
- Участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, конкурсах;
- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- Обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах- практикумах, консультациях и открытой индивидуальной ООД.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей (законных представителей).
Консультирование предполагает работу по запросу родителей (законных представителей) или педагогов.
На индивидуальных консультациях родителям (законным представителям) воспитанников учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители (законные представители) постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в коррекционном процессе.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей (законных представителей) появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи детей, при раннем выявлении воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР III и IV уровней речевого развития, дизартрия, алалия, заикание, нарушение слуха, дети с билингвизмом, задержкой психоречевого развития).
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной (с целью выработки общих подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей) или групповой форме (семинар-практикум, выступление с сообщением на педагогическом совете ДОУ и т.п. с целью повышения компетенций педагогов по вопросам речевых нарушений и речевого развития). Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда в условии ДОУ.
Организация системы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.
В работе образовательным областям, как «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкального руководителя) учитель-логопед выступает в роли консультанта и помощника. Он может помочь педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи, и этапа коррекционной работы. Таким образом, целостность коррекционной работы
обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей (законных представителей) дошкольников.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей
- Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Закрепление скорректированных учителем-логопедом звуков в режимных моментах.
- Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций.
- Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях.
- Развитие и совершенствование связной речи.
- Проведение консультаций, семинар-практикумов, мастер-классов.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя
- Использование упражнений на развитие общей моторики и координации движений.
- Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.
- Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
- Работа над просодической стороной речи.
- Проведение консультаций.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Методические пособия
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 40 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – 2 –е изд., доп. – М. «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 16 с.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО
«Издательство «Эксмо», 2003. – 61 с.: ил.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика – СПб.: Издательский Дом «Литера» 2004. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с: ил.
- Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 32 с: ил.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом
«Литера», 2006. – 32 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2009. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.: ил.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.
– М.: Книголюб, 2006. – 16 с.: цв. ил. (Развитие и коррекция).
- Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 32 с.: ил.
- Майорова А.С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 111 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 136 с.
- Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 48 с.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.: ил.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцеввой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 32 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 32 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста I период обучения. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 160 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста II период обучения. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 184 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста III период обучения. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ и Д, 2008. – 112 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства логопедического кабинета, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Раздел | Содержание |
Развитие координации движений с речью | Предметные и сюжетные картинки |
Мимические упражнения | Предметные и сюжетные картинки |
Развитие дыхания и голоса | Вертушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, свистки, свистульки, пёрышки, альбом «дыхательные упражнения» |
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия | Различные предметы, фонограммы, потешки, чистоговорки |
Развитие артикуляционного аппарата | Зеркала, шпатели одноразовые, карточки с изображениями артикуляционных упражнений |
Развитие мелкой моторики рук | Массажные мячи разного размера, су-джок мячи, эспандеры разного диаметра, шнуровки, трафареты, пазлы, тетради, листочки, простые и цветные карандаши, дидактические игры «Собери картинку», «Волшебный мешочек», коврики, прищепки, пуговицы, счётные палочки |
Психогимнастика | Сюжетные картинки |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 40 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей
для закрепления произношения звуков у дошкольников. – 2 –е изд., доп. – М.» «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 16 с.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО
«Издательство «Эксмо», 2003. – 61 с.: ил.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика – СПб.: Издательский Дом «Литера» 2004. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с: ил.
- Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 32 с: ил.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом
«Литера», 2006. – 32 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2009. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64 с.: ил.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.: ил.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.
– М.: Книголюб, 2006. – 16 с.: цв. ил. (Развитие и коррекция).
- Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 32 с.: ил.
- Майорова А.С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 111 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 136 с.
- Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 48 с.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.: ил.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцеввой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 32 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 32 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста I период обучения. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 160 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста II период обучения. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 184 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста III период обучения. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ и Д, 2008. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет
Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....
Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»
Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....
Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА" для детей от 4 до 7 лет на 2015 - 2017 учебный год
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку И научиться этому можно у ребенка… А.И. Буренина. Основное назначение программы «Ритмическая...
Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...