«Педагогический альманах», как форма взаимодействия специалистов с педагогами и родителями»
методическая разработка по логопедии
Развитие речи является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Таким образом, актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16»
ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»
Методическая разработка
«Педагогический альманах», как
форма взаимодействия специалистов с педагогами и родителями»
Разработали:
Ананьина О.В. учитель-логопед
Тарасюк Н.В. учитель-логопед
Прокопьева Е.А. учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад КВ № 16»
Апрель, 2022 год
г.Ачинск
Развитие речи является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Таким образом, актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации.
Данное методическое пособие направлено на повышение грамотности педагогов и родителей в области предупреждения нарушения чтения и письма у дошкольников.
Цель: повысить педагогическую и родительскую компетентность, в вопросах предупреждения дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, через различные формы работы.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников.
3. Раскрыть для педагогов и родителей содержание понятий: «дислексия», «дисграфия»; выстроить просветительскую систему работы по предупреждению нарушений процессов чтения и письма.
4. Научить педагогов и родителей применять на практике специальные игры и упражнения, через различные формы работы (квест, выставка наглядности, открытые занятия педагогов).
На базе «МДОУ Д/с КВ №16» прошло мероприятие «Педагогический альманах», направленное на разработку эффективной модели взаимодействия узких специалистов с педагогами и родителями дошкольной организации по профилактике дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. «Педагогический альманах» имеет три раздела:
1. Организационный раздел.
- Консультационно-просветительский раздел.
- Итоговый раздел.
Данные разделы тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с родителями и педагогами ДОО.
Форма деятельности – открытая.
Количественный состав участников непостоянный.
Предполагаемый результат: обеспечение содержательного взаимодействия родителей и педагогов ДОО в вопросах профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями, повышение их компетентности, умение применить на практике формы и методы, изученные на семинарах.
1 раздел Альманаха - Организационный
На первом этапе проведения мероприятий по «Предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями», проводилось анкетирование родителей, с целью определения их знаний и запросов по профилактике дисграфии и дислексии. Было опрошено 20 респондентов. 98 % из них интересуются вопросами развития речи своих детей, в том числе читают посвященную этим вопросам педагогическую литературу и журналы для родителей, но при этом они указывают, что не знают понятий дисграфия, дислексия, испытывают затруднения в организации обучения процессам чтения и письма ребёнка в домашних условиях. (Приложение 1)
В процессе овладения грамотой у дошкольников большую роль играет гармоничное развитие всех анализаторов. Поэтому педагоги проводят коррекционную работу комплексно, по всем направлениям. Для этого разработали мониторинг по развитию речи, на основе которого, можно выделить детей «группы риска», с предрасположенностью в будущем к нарушению чтения и письма. Учитывая результаты обследованияи поставленные задачи, выстроили систему коррекционной работы с такими детьми. Команда специалистов для повышения компетентности по профилактике диграфии и дислексии у детей разработала для педагогов и родителей план консультативной помощи, подобрала и апробировала практический материал для занятий, распространила рекламные буклеты. (Приложение 2)
2 раздел Альманаха - консультационно-практический
Анкетирование родителей и опрос педагогов показали их недостаточный уровень знаний по теме «Предупреждение дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями». В ходе реализации данного раздела были рассмотрен теоретический аспект нарушения письма и чтения, продемонстрированы методы и приёмы их предупреждения с использованием элементов методики М.Монтессори, дидактических упражнений по коррекции дисграфии и дислексии у детей под авторством Л.Н.Ефименковой, Р.Е.Левиной, Н.В.Нищевой. Оказание консультативной помощи и просветительской работы в форме семинара, квеста, выставки наглядного материала для педагогов и собрания-практикума «Грамотный родитель», позволило значительно повысить компетентность родителей и воспитателей в вопросах, касающихся профилактики проявлений нарушений чтения и письма в процессе коррекционно-развивающей работы.
Основной целью педагога, работающего с дошкольниками, является формирование устной речи детей, их подготовка к усвоению грамоты в школе. Большая роль в этой работе отводится, как узким специалистам, так и педагогам, которые должны комплексно проводить не только коррекционную, но и профилактическую работу с детьми. Чтобы повысить педагогическую компетентность в вопросе профилактики дисграфии и дислексии для педагогов специалисты провели семинар – практикум, который состоял из двух частей: теоретической и практической.
План семинара: Понятия дисграфии, дислексии. Причины возникновения. Классификация дисграфии, дислексии. Рекомендации по предупреждению и преодолению нарушений письменнойи устной речи. Рефлексия. (Приложение 3)
Закрепление теоретического материала прошло в нетрадиционной форме квест – технологии, которая способствовала активной деятельностной позиции педагогов в ходе решения игровых поисковых задач. (Приложение 4)
В квесте участвовали 3 команды педагогов, которые перевоплотились в моряков парусника «Успешный», «плавали» по морю Знаний, собирая высказывание, которое было ключевым словом по теме «Предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями».
Этапы прохождения квеста «Морское путешествие» для педагогов:
1 этап:
-вступительное слово ведущего;
-знакомство с правилами: выполняя задания на «Островах знаний» педагоги должны ответить на вопрос: «От сформированности каких психических процессов и познавательных функций зависит успешность ребёнка при обучении чтению и письму?»;
-распределение педагогов на команды;
-раздача карт -путешествий, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения «Островов Знаний»
2этап: прохождение педагогами основных этапов заданий маршрута, решение задач, выполнение упражнений по профилактике дислексии и дисграфии.
В квесте использовались разработанные специальные задания по развитию графомоторных навыков, зрительного гнозиса и праксиса, звуко-слогового анализа и синтеза слов. Квест прошёл в интересной непринужденной обстановке. Педагоги проявили не только эрудицию и сообразительность, креативность и нестандартное мышление, но и сплоченность команд.
3 этап: подведение итогов, обмен мнениями. Итоговой рефлексией было домашнее задание для педагогов: приготовить наглядный материал по теме «Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников с нарушением речи», который в дальнейшем будет использован на занятиях. Желающим педагогам было предложено провести мероприятие с детьми, с использованием изученного на семинаре материала.
Для обучения родителей организации занятий с детьми с ОВЗ в домашних условиях было проведено собрание – практикум «Грамотный родитель» по теме: «Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников с нарушением речи». Прослушав теоретическую часть, родители познакомились с понятиями дислексия и дисграфия и формами работы с этими нарушениями.
Команда специалистов представила родителям варианты игровых заданий и упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков, звуко – слогового синтеза, развитие грамматического строя речи у детей. Родители под руководством педагогов приняли участие в работе творческой мастерской по созданию игровых пособий, направленных на развитие речи, обучению грамоте и развитию мелкой моторики у детей. По запросам родителей специалистами были разработаны рекомендации, буклеты по теме проведённого мероприятия. (Приложение 5)
3 раздел Альманаха- Итоговый
В рамках оценки эффективности проведенных в ДОО мероприятий по теме «Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи» состоялось закрытие «Педагогического Альманаха». Была презентована выставка наглядного материала для практического использования на ООД. Педагоги проанализировали занятия, проведенные по данной теме в старших возрастных группах. В ходе обсуждения было установлено, что содержание занятий соответствует поставленным целям и задачам, прослеживается система в коррекционной работе, созданы условия для качественной организации работы по профилактике нарушений чтения и письма: использование эффективных методов и приёмов работы, интересного демонстрационного и раздаточного материала, игр и упражнений по развитию устной речи. У группы детей, с которой проводилась профилактическая работа, значительно повысился уровень развития познавательных процессов, обогатился словарный запас, улучшились графомоторные навыки, сформировалась внутренняя мотивация к чтению. Для родителей специалистами были разработаны стендовые рекомендации, буклеты по темам: «Профилактика нарушений дислексии и дисграфии у дошкольников», «Речь и игра – рядом всегда», «Пальчиковые игры в системе работы по развитию речи» (Приложение 6)
Вывод: таким образом, прогнозируемые результаты по профилактике дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи имели положительный фактор: родители и педагоги повысили свою компетентность, в вопросах предупреждения дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. Дальнейшая работа педагогов будет направлена на раннее выявление отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы с детьми. Родители смогут в домашних условиях заниматься со своими детьми по обучению грамоте и профилактике нарушений чтения и письма по материалам, полученным на собрании- практикуме.
Список использованной литературы:
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М.: МПСИ, 2001.
2.Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? – Ростов н/Д:Феникс, 2015.
3.Гомзяк О.С. Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
4.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
5.Морозова Е.В. Занимательная фонетика: В мире звуков и букв. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. ПермяковаЛ.В. Развитие речи, обучение письму и чтению, введение в грамматику. Снежинск., 2002.
7. Сорокина Е.Н. Из опыта работы с семьёй монтессори -группы детского клуба. Снежинский монтессори-центр., 2005.
Список рекомендуемой литературы:
1.Ванюхина Г.А. Речецветик: пособие по развитию речи и мышления. – М.: Русич, 1996.
2.Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.
3.ЗегебартГ.М.Чтение от слова к тексту. Тетрадь для младших школьников. – М.: Генезис, 2017.
4.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2005.
5.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». – М.: БИНОМ, 2019.
6.Кирюшкина Т.В. Программа работы по системе М.Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2-6 лет. – СПб.: «Детство – пресс», 2009.
7.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СпБ: «Стройлеспечать», 1995.
8.Оглобина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников / И.Ю.Оглобина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.
В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие», в основе которой лежит совместная детско-родительская...
Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников
Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:• информационно-аналитические;• консультационно-просветительские;• ор...
Доклад "Педагогические условия и формы взаимодействия педагога и родителей по вопросам познавательного развития"
«Педагогические условия и формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам познавательного развития». Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста яв...
Родительский клуб, как форма взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Методическая разработка по организации взаимодействия родителей и специалистов ДОУ....
Педагогический совет направление формы взаимодействия с семьями воспитанников: «Информирование родителей»
Педагогический совет направление формы взаимодействия с семьями воспитанников: «Информирование родителей»...
Формы взаимодействия специалистов и родителей детей с ОВЗ.
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно много литературы для родител...
Проект «Использование разнообразных форм взаимодействия «Специалист-ребёнок-родитель»
Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие. Логопеду важно организовать такую среду и соз...