"СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Литературный досуг по произведению С.Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogr_konspekt_nod_2023_skazka_o_glupom_myshonke_.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение города Новосибирска

 «Детский сад № 306 «Ласточка»

ул. Новая, 22, т. 280-45-06, 280-45-07

СЦЕНАРИЙ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

« РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕМА: «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»

Возрастная группа:

дети второй младшей  группы (3-4 года)

                                             АВТОР:

                                    Крутских Дина Владимировна,

                                    Воспитатель высшей категории.

Новосибирск, 2023г.


СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литературный досуг по произведению С.Я. Маршака.

ТЕМА: « СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями:

  • «Социально – коммуникативное развитие»
  • « Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • « Художественно – эстетическое развитие»

Виды детской деятельности:

Познавательная, игровая, двигательная, художественно - эстетическая, коммуникативная.

Возраст (группа) детей: вторая младшая группа комбинированной направленности.

Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, групповая (работа одной командой).

Цель:  продолжить знакомить с книжной культурой и детской литературой на примере произведения С.Я. Маршака « Сказка о глупом мышонке».

Задачи:

Воспитательные:

1.Продолжать формировать представления о способах правильного поведения; воспитывать уважение к взрослым и любовь к родителям.

Обучающие:  

1.Познакомить детей в театрально - игровой форме с произведением детской художественной литературы С.Я.Маршака, вызвать интерес, отклик к его произведению.

2.Способствовать пониманию сказки детьми, умению отвечать на вопросы, рассуждать.

Развивающие:  

1.Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, стимулировать сопереживания персонажам художественного произведения.

Материалы и оборудование: 

Ширма, колыбелька, мягкие игрушки и куклы би-ба-бо - персонажи сказки, портрет и книги С. Я. Маршака, художественное произведение  «Сказка о глупом мышонке». 

Оформление: Оформление в группе выставки книг С.Я. Маршака с портретом писателя.

Технические средства: колонка, запись с писком мышонка.

Действующие  лица и исполнители: Воспитатель – ведущий, учитель-логопед - рассказчик.

Место проведения: группа.

Предварительная работа:

Беседа: «Мышка в гости к нам пришла» рассматривание и обсуждение характерных особенностей мышки, ее внешнего вида;

Чтение сказки «Усатый – полосатый», рассматривание и чтение стихов писателя;

Игры на развитие мимики «Маски» имитация движений животных;

Сюжетно – ролевая игра « Мы играем в театр»;

Дидактическая игра « Чей малыш?»;

Пальчиковая игра «Кошка и мышка»;

Подвижная  игра « Мыши и кот».

Методы и приемы

  1. Словесные – рассказы педагога,  детей, пояснение, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, загадки.
  2. Наглядные – показ, рассматривание.
  3. Игровые – создание игровой ситуации, дидактические игры, пальчиковые игры, подвижная игра.
  4. Практические – элементарный опыт, решение проблемной ситуации.

Планируемые результаты

У детей:

-накапливаются представления  о способах правильного поведения, уважение к взрослым и любовь к родителям;

-развивается умение работать в команде;

-развиваются социально-коммуникативные и познавательные способности;

-развивается речь,  умеют отвечать на вопросы, рассуждать;

-развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности

Дети:

-имеют представление о творчестве детского писателя С.Я. Маршака,  интерес  к его произведению.

-могут эмоционально сопереживать персонажам художественного произведения.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Вводная часть (мотивационный этап). 

 (Дети собираются вокруг воспитателя на коврике.)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнемся.

2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап). 

Раздаётся писк мышонка (из колонки). Дети прислушиваются, находят источник звука, отгадывают кто это.

Воспитатель: Ребята, что это за звук? Откуда он доносится? Кто-то у нас в уголочке маленький сидит и тихонечко пищит?

Дети: Мышонок

Воспитатель: Правильно, это мышонок. Давайте присядем на стульчики и  рассмотрим его поближе. Какой  мышонок по цвету? 

Словесная игра: « Какой, какая, какие»

Воспитатель: Какой  мышонок по цвету?  

Дети: Серый.

Воспитатель: Какой мышонок по величине? 

Дети: Маленький.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим какие  у мышонка ушки, какие глазки, носик? 

Ответы детей: Маленькие, круглые.

Воспитатель:  Какая у него шёрстка на ощупь?

Дети:  Мягкая, пушистая, гладкая.

Воспитатель:  Посмотрите, какие  у мышонка  лапки, хвостик?

Ответы детей: лапки маленькие, хвостик длинный.

Воспитатель: Верно,  у мышонка маленькие лапки и длинный хвостик, как шнурок. Ребята, а еще мышонок умеет быстро бегать, прятаться в норке, пищать.

Воспитатель: Нравится вам мышонок?

Дети: Да.

Воспитатель: И мне понравился мышонок. А давайте поиграем с мышонком? Вставайте на ножки и покажите ладошки.

Пальчиковая игра "Перчатка"

Весёлая мышка -
Перчатку нашла
,      

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены «перчатка». Поворачиваем руки ладонью,  то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,    

 (Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба,
Дала покусать,
(Сжимаем ритмично кулачки).
Погладила  всех
(Гладим скользящим движением тыльную сторону ладони)
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку, спим).

Дети присаживаются на стульчики. Снова раздается писк мышонка.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, как жалобно он поет свою песенку. Ребята, кажется, у мышонка что-то случилось. Вы хотите узнать, что произошло с мышонком?

Ответы детей: Да!

Рассказчик: Ребята, я прочитаю вам сказку о глупом мышонке. Эту сказку написал детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Слушайте внимательно.

Чтение и показ сказки  «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака. (Приложение 1.)

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Давайте вспомним, кто приходил нянчить мышонка в сказке.

 Динамичная пауза с произношением звуков на коврике.

Как шагает утка? (переваливаясь – кря-кря-кря)

Как прыгает лягушка? (высоко – прыг-прыг-прыг)

Как шагает лошадка?  (высоко поднимая колено – цок-цок-цок)

Как любит поваляться в грязи свинка? (на спинке – хрю-хрю-хрю)

Как курочка машет крылышками? (ко-ко-ко, куд-кудах)

Как плавает щука? (разведение рук от груди в стороны)- акцентирование внимания на том, что звук не издает.

Как ходит кошечка? (мягко ступая на лапки – мяу-мяу-мяу)

3.Заключительная часть (рефлексивный этап). 

Воспитатель задает детям вопросы:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется сказка?

Дети: Эта сказка называется «Сказка о глупом мышонке»

Воспитатель:  Почему в сказке мышонка называют «глупым»!

Рассуждения детей: Мышонка называют глупым, потому что он не слушался маму, потому что он другим нянькам говорил, что их голос не хорош.

Воспитатель: Ребята, чья песенка понравилась мышонку?

Дети: Мышонку понравилась песенка кошки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мышка-мама не нашла своего сыночка?

Дети: «Он убежал!» или «Кошка съела!»

Воспитатель:  Я вам открою секрет, кошка мышонка не унесла с собой. Он успел убежать от кошки и спрятаться. А как вы думаете, что нужно  делать мышонку, чтобы ему больше не было грустно и не случалось с ним беды?

Дети: Слушаться маму, быть воспитанным, умным.

Воспитатель: Конечно, ребята. Нужно слушаться маму. Быть воспитанным и умным мышонком. Ребята, а на следующей встрече мы познакомимся со сказкой, как мышонок стал умным, смелым, веселым и вернулся домой.

Воспитатель: Чтобы не забывать и всегда помнить нашего мышонка, я предлагаю вам раскрасить  его портрет, а дома рассказать о нем родителям.       ( Дети карандашами раскрашивают мышат)

Приложение 1.

Драматизация «Сказка о глупом мышонке»

Рассказчик: Пела ночью мышка в норке

Мышка:       Спи мышонок, замолчи

                     Дам тебе я хлебной корки

                     И огарочек свечи.

Рассказчик: Отвечает ей мышонок:

Мышонок:   Голосок твой слишком тонок.

                    Ты мне мама не пищи

                    Лучше няньку поищи.

Рассказчик: Побежала Мышка-мать,

                    Стала Утку в няньки звать:

Мышка:       Приходи к нам, тетя Утка,

                     Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:

Утка:          Баю-бай, усни, малютка!

                    После дождика в саду

                    Червяка тебе найду!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

                    Отвечает ей спросонок:

Мышонок:   Нет, твой голос не хорош:

                    Очень громко ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

                    Стала Жабу в няньки звать:

Мышка:      Приходи к нам, тетя Жаба,

                    Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:

Жаба:          Ква-ква-ква – не надо плакать,

                    Спи, Мышонок, до утра

                    Дам тебе я комара

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

                     Отвечает ей спросонок:

Мышонок:   Нет, твой голос не хорош:

                     Очень скучно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

                     Стала Лошадь в няньки звать.

Мышка:       Приходи к нам, тетя Лошадь,

                     Нашу детку покачать.

Лошадь:      Иго-го!

Рассказчик: Поет Лошадка…

Лошадь:      Спи, Мышонок, сладко-сладко,

                    Повернись на правый бок,

                   Дам овса тебе мешок.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

                    Отвечает ей спросонок:

Мышонок:   Нет, твой голос не хорош

                    Очень страшно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

                    Стала Свинку в няньки звать.

Мышка:      Приходи к нам, тетя Свинка,

                    Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Свинка хрипло хрюкать,

                    Непослушного баюкать…

Свинка:       Баю-баюшки,

                    Хрю-хрю!

                    Успокойся, говорю!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

                    Отвечает ей спросонок:

Мышонок:   Нет, твой голос не хорош

                    Очень грубо ты поешь.

Рассказчик: Стала думать Мышка-мать

Мышка:       Надо Курицу позвать…

                     Приходи к нам, тетя Клуша,

                     Нашу детку покачать.

Рассказчик: Закудахтала Наседка:

Курица:       Куд-куда, не бойся детка..

                    Забирайся под крыло,

                    Там и сухо и тепло.

Рассказчик: Глупый, маленький Мышонок

                     Отвечает ей спросонок:

Мышонок:   Нет, твой голос не хорош,

                     Эдак вовсе не уснешь!

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

                     Стала в няньки Щуку звать

Мышка:      Приходи к нам, тетя Щука,

                   Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь Мышонку Щука

                     Не услышал он не звука

                     Разевает Щука рот

                     И не слышно, что поет.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

                    Стала в няньки Кошку звать.

Мышка:       Приходи к нам, тетя Кошка,

                    Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка

Кошка:       Мур-мур-мур,

                   Усни, мой крошка...

                   Мяу-мяу, ляжем спать,

                     Мяу-мяу на кровать.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

                    Отвечает ей спросонок:

Мышонок:   Голосок твой так хорош

                     Очень сладко ты поешь.

Рассказчик: Прибежала Мышка-мать,

                     Посмотрела на кровать,

                     Ищет глупого Мышонка,

                     А мышонка …Не видать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое взаимодействие по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» (средняя группа)

Задачи:обучающие:знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;обучение детей сотрудничеству, изображению повадок живо...

Открытая логоритмическая НОД в подготовительной группе для детей с ОНР: «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С.Маршака)

Конспект  открытой логоритмической НОД в подготовительной группе для детей с ОНР в стихотворной форме....

Инсценировка по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Заключительный этап проекта "Домашние животные"- инсценировка по мотивам сказки  С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»....

По мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Сценарий праздникаВ первой младшей группе «Василек»...

«День Матери» Музыкально-театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке» по мотивам сказки С. Я. Маршака

Музыкально-театрализованное представление ко Дню Матери "Сказка о глупом мышонке" по мотивам сказки С.Я. Маршака для подготовительной группы...

Инсценировка сказки по мотивам С.Я.маршака "Сказка о глупом мышонке"

Авторская методическая разботка по художетскнно=эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста: Инсценировка "Сказка о глупом мышонке"...

Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...