«Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Недряга Марина Александровна

Тема: Насекомые

Цель: - сформировать у детей представления о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;

- о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие:

- развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь.

- Вызвать интерес к миру насекомых.

- Формировать реалистические представления о насекомых.

- Расширение кругозора о мире насекомых.

Воспитательные:

-  воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности:

- коммуникативная,

-  познавательная,

-  восприятие художественной литературы,

-  двигательная,

- игровая,

- продуктивная.

Оборудование: иллюстрации насекомых, полянка с макетами насекомых, 2 ленты синего цвета и строительный материал, колокольчик и повязка на глаза, кружки из картона 5 цветов (красные, черные, желтые, зеленые, оранжевые).

Ход занятия: Дети стоя все вместе на ковре перед окном в группе здороваются с Машей (Кукла), воспитателем и гостями.

Воспитатель сообщает детям, что они сегодня отправятся в интересное путешествие.

И что Маша пришла к ним сегодня в гости специально для того, что бы отправится в это путешествие вместе с ними.

Но для начала она (Маша) предлагает детям присесть и послушать интересную историю, которую она хочет им рассказать.

МАША:

Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Однажды я гуляла в лесу, и увидела там полянку. И встречались мне на полянке живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за необычные существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки:

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса).

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей).

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха).

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик).

Маша:

Ребята, вы все загадки отгадали. Какие вы молодцы. А как же одним словом мы можем назвать: муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые.

Воспитатель: Правильно дети, какие вы молодцы. Спасибо Маша тебе за твою историю и загадки, а теперь присаживайся и послушай, что мы с ребятами еще расскажем о насекомых.

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель:

Ребята, а знаете ли вы как передвигаются насекомые?

Ответы детей

Воспитатель: Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель:

А чем питаются насекомые?

Ответы детей

Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедаеют зеленые листья, стебли и молодые побеги растений, траву. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых. (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи).

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи).

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых.

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей).

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

- Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник).

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Игра задание от Маши: помоги муравьям. (Материал для игры: 2 ленты синего цвета и строительный материал)

Маша:

Ребята, посмотрите, прошел дождик и перед муравейником побежали ручейки. Как же теперь муравьям перебраться на другую сторону за палочками, что бы закончить строительство своего домика. Давайте им поможем.

Ребята предлагают варианты. В итоге решают  построить мосты через ручейки.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар).

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Игра задание от Маши: найди подружку. (Материал для игры: колокольчик и повязка на глаза) Играем как в жмурки.

- Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое?

Ответ детей (красные с черными пятнышками).

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми.

Игра задание от Маши: Птицы (материал: цветные кружки из картона разного цвета) Кружки раскладываются на полу в хаотичном порядке, а дети их собирают кроме оранжевых и красных.

Воспитатель:

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель: Подведение итогов: ребята а давайте вспомним все что мы сегодня узнали о насекомых:

- как передвигаются

- чем питаются

- что у них общего

- почему нельзя обижать насекомых.

Воспитатель: Ребята какие вы молодцы вот и Маша что хочет вам сказать

Маша: Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых. Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски и полянка с насекомыми. Раскраски вы можете раскрасить  и сделать выставку. А игрушечных насекомых вы можете взять в руки и рассмотреть, чтобы не обижать настоящих. А теперь мне пора уходить. Досвидание!

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...