Дидактические игры для развития речи.
методическая разработка по логопедии
В помощь педагогам и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития речи
детей двух–трех лет
Консультация для педагогов и родителей
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи.
В наше время все компьютеризировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения - минимум.
Первыми забили тревогу педагоги дошкольников, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.
Основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитие интеллекта, иными словами, мы должны подготовить почву для успешного обучения детей в школе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна.
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье.
Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи — это возраст от 1 года до 3 лет.
Сегодня мы рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет.
Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях
Дидактическая игра « Умелые руки!».
Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет.
Дидактическая игра «Выложи картинку».
Здесь используют обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей.
Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм.
В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Варианты заданий, которые можно использовать в работе с детьми:
− «Большой — средний — маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.
− «Мягкий — твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).
− «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).
− «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.
− Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.
− Игрушки, состоящие из геометрических фигур — вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
− Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.
Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей развивается любознательность, пытливость; формируются знания об определённых сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; формируются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Таким образом, эффективность использования дидактических игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.
Автор-составитель: Словохотова Лариса Геннадьевна, учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....