"В гостях у деда буквоеда"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект вечера досуга по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_deda_bukvoeda.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечер досуга по грамоте в подготовительной логопедической группе.
Тема: «В гостях у деда Буквоеда»
Учитель-логопед:
Липатенкова Олеся Викторовна
Цели :
1. Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове, определять позиции звука в словах, различать понятия звук — буква;
2. Закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, и). Знать их отличие от согласных звуков;
3. Активизировать знания детей о твердых и мягких согласных звуках;
4. Совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;
5. Учить читать закрытые и открытые слоги, подбирать слова на заданный слог;
6. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
7. Продолжать развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти и мелкой моторики детей.
8. Развивать умения использовать имеющиеся знания.
9. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Оборудование:
Солнышко (по кол-ву детей), сломанные буквы, фланелеграф, животные для фланелеграфа, картинки для игры «Четвёртый лишний», ТОМ и ТИМ с корзинами, мольберт с яблоней, яблочки с картинками на звук Т, Ть; письмо и картина от Деда Буквоеда.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярко, весело.
С солнышком в кружок мы встанем,
Поиграем вместе с ним.
- Упражнение «Солнышко».
Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках, (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка. (смотрят в окно и показывают руками солнце)
Маленькое солнышко
Я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками. (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит, (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете. (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
- Самомассаж лица «Солнышко».
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило,
И погладило.
НД – поглаживание от середины лба к верхней части ушей.
Солнышко проснулось,
К щёчкам потянулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
НД – поглаживание от носа к средней части ушей.
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
НД – поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Потянуться руками вверх, улыбнуться.
2. Сообщение темы занятия.
- В сказочном городке жили поживали, добра наживали… А кто поживал, отгадайте:
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёжик)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой –
- Всё равно он будет мой! (дятел)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
- Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят … (черепахи)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
- Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (мышь)
- Летом на болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка.
Кто это? (лягушка)
По ходу отгадывания загадок, на доске появляются животные – отгадки с песенкой.
Волк – У-У-У
Лягушка – А-А-А
Мышка – И-И-И
Черепаха – О-О-О
Медведь – М-М-М
Дятел – Т-Т-Т
Ёжик – П-П-П
- Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё поучиться и почему? (Гласные и согласные)
Гласные – поются, тянуться, воздух не встречает преграды на своём пути.
Согласные – не поются, воздух на своём пути встречает преграду в виде языка, губ, зубов.
- Назовите звуки, с которыми мы уже работали на занятиях. (Ответы детей)
- Чем звуки отличаются от букв?
Повторение правила (произнося правило, дети указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, карандаш)
Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
- Давайте ещё раз посмотрим, какими же буквами обозначаются песенки животных?
Дети смотрят на животных и видят, что песенки исчезли.
- Что же произошло? Куда исчезли буквы?
Логопед смотрит вокруг и находит письмо.
- Ой, а здесь письмо какое-то. Читает письмо.
«Что, буквы не можете найти? А это я, Дед Буквоед, их съел. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.»
- Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Деда Буквоеда и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
3. Подбор слов на заданный звук.
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
- Что же это за зверёк? Заяц. Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
- Как вы думаете, что это за овощи? Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названье, шла молва,
У игрушек был звук А.
- Как вы думаете, что это за игрушки? Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.
- Слова, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На доске появилась поломанная буква А. Логопед предлагает продолжить выполнение заданий.
4. Выделение гласного звука в конце слова.
- Дед Буквоед предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Один – много».
носок – носки сапог – сапоги совок – совки
тапок – тапки танк – танки ложка – ложки
платок – платки карандаш – карандаши конь – кони
нитка – нитки кошка – кошки кубик — кубики
- Какой звук слышится в конце всех, названных вами слов? (Ответ детей) Можем ли мы увидеть звук И? (нет), а что мы можем увидеть? (букву И) Второе задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На доске появилась поломанная буква И.
5. Выделение гласного звука в начале слова.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
- На волшебной полянке, «заколдованы» картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.
6.Формирование направленного длительного выдоха.
- Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.
- Игра с мячом.
После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.
- Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На доске появилась поломанная буква У.
- Чтение закрытых и открытых слогов. Подбор слов на заданный слог.
- Чтение слогов в звуковых домиках.
- Чтение слогов на индивидуальных карточках и соединение слога с картинкой, название которой начинается с данного слога.
- Подбор других слов на заданный слог.
- Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук П). Можем ли мы увидеть звук П? (нет), а что мы можем увидеть? (букву П) Второе задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На доске появилась поломанная буква П.
- Динамическая пауза. Проводится стоя за стульчиками.
- Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.)
- Игра «Покажи – не торопись, и смотри, не ошибись!»
Логопед просит детей указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
- Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О) Пятое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На доске появилась поломанная буква О.
- Определение места звука в слове.
- Игра «Четвёртый лишний». Предлагается четыре ряда картинок
мясо, мак, мяч, мишка
дом, дым, сом, мышь
сумка, муха, замок, лампа
майка, морж, мухомор, маска
- Назовите все лишние слова: мак, мышь, муха, мухомор. Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук М) На ваших столах тоже прячутся картинки с этим звуком. Найдите их и назовите, выделяя голосом звук М.
Дед Буквоед просит поселить эти картинки в этот домик. Но домик этот не простой. В первом подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в начале слова. Во втором подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в середине слова. А в третьем подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в конце слова.
- Слова с каким звуком, мы поселили в домик? (слова со звуком М) Можем ли мы увидеть звук М? (нет), а что мы можем увидеть? (букву М) Шестое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква М.
- Различение твёрдых и мягких звуков.
- Проговаривание чистоговорки:
Та-та-та – яблоко моя мечта.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти?
Ать-ать-ать – надо яблоню искать.
(Мольберт переворачивается, там яблоня. Под яблоней стоят мальчики – Том и Тим).
- А вот и задание от Деда Буквоеда: надо помочь Тому и Тиму собрать яблоки в корзины. А чтобы появились корзины, нужно выложить на доске звуковые схемы слов: ТОМ, ТИМ.
(Дети по рядам выкладывают схемы за столом, два ребёнка – у доски. Проводится звуковой анализ данных слов. Появляются корзины.)
Логопед просит детей подойти к яблони, взять по одному яблоку и сесть на место.
- Мы помогли Тому и Тиму собрать яблоки, но как же их поделить? На каждом яблоке – картинка. Назовите их и определите первый звук в слове. Яблочки с картинкой на звук Т мы положим в корзину …Тома, яблочки с картинкой на звук Ть – положим в корзину Тима. - Яблоки с картинками на какой звук мы подарили Тому? (на звук Т) Можем ли мы увидеть звук Т? (нет), а что мы можем увидеть? (букву Т) Последнее задание мы выполнили. А буквы так и не появились. Неужели обманул нас Дед Буквоед.
10. Чтение стихов. Появление букв. (Логопед проверяет конверт и находит ещё одно задание)
- Ещё одно задание осталось. Дед Буквоед прислал нам картину, и он пишет, что она волшебная.
А буквы появятся только в том случае, если мы расскажем о них стихи. Я что-то не припомню стихов про буквы. Может быть, вы знаете? (Дети читают стихи, на картине появляются буквы)
- В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква «О».
- Знает Вова, знает Света
«А» — похожа на ракету.
- «У» — как у зайчонка ушки
Эти ушки на макушке.
- На калитку посмотри,
Чем она не буква «И»?
- Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали.
- Дома букву «П» найдём,
Заглянув в дверной проём.
- «Т» — в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Вот и вернулись буквы. Видимо понравились Деду Буквоеду ваши ответы. А эти буквы мы отремонтируем, поиграв в игру «Техники» вечером. Логопед «случайно» находит в домике шоколадные медали и раздаёт детям.
- Итог занятия.
Логопед обращается к детям:
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково,
Их поставишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка, с лишним.
Ведь для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Спасём Золушку от злого деда Буквоеда».
Совершенствоваь диалогическую речь. Закреплять умение составлять простое предложение, используя короткое слово предлог....
В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
Праздник правильной речи " В гостях у деда Буквоеда"
Праздник для детей логопедической группы на этапе закрепления звуков....
Логопедический досуг для детей старшего возраста «В гостях у Деда Буквоеда»
Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей. Совершенствовать у детей приобретённые произносительные умения, формировать навыки самоконтроля з...
Логопедический досуг для детей подготовительной к школе группы с ОНР. " В гостях у Деда Буквоеда"
Проверка и закрепление в занимательной форме знания букв. Укрепление речевого внимания при различии слов по звучанию и значению. Закрепление умения производить звукобуквенный анализ и синтез слов. Угл...
День знаний «В гостях у деда Буквоеда» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
В сентябре в каждой возрастной группе проводятся праздники взросления. Они строятся на знакомом для детей материале, не требуют длительной подготовки. Приветствуется активное участие родителей....