Правильное дыхание - правильная речь
статья по логопедии (средняя группа)
Упражнения для развития правильного речевого дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_dyhanie_-_pravilnaya_rech.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правильное дыхание – правильная речь».
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Особое значение дыхание имеет для детей с речевыми нарушениями. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
‒ выдох должен быть длительным, плавным;
‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;
‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции!
Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:
‒ дозировать количество и темп проведения упражнений; после выдоха перед новым вдохом сделать паузу на 2–3 секунды.
Работу над коротким вдохом и длительным речевым выдохом начинаем с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике):
Вдох и выдох носом.
Вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи-выдохи ртом.
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота.
Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:
Надувать резиновые игрушки и шарики.
Играть на губных инструментах.
Пускать мыльные пузыри.
Упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта.
Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение.
Упражнение «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан с водой.
При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.
Для развития углубленного вдоха детям предлагается:
«Понюхать цветок»
Узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами
Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались
Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.
Упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»:
- Плавный выдох через губы трубочкой
- Плавный выдох, держа губы в улыбке
- Плавный выдох, удерживая язык лопаточкой
- Выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.
Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку.
Формирование диафрагмального дыхания
Очень важное упражнение для развития диафрагмального дыхания. Инструкция: представьте, что живот – это воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.
Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее (упражнение «Удержи игрушку». Дети, лёжа на ковре, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается).
Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеющим простудными заболеваниями.
Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:
‒ На выдохе один звук (а, у, о)
‒ На выдохе два звука (ау, уа)
‒ Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)
‒ Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.
Литература:
Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильное дыхание - правильная речь
Уважаемые коллеги и родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для развития дыхания....
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»...
"Правильное дыхание - правильная речь".
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют н...
Консультация "Правильное дыхание - правильная речь"
консультация предназначена для родителей с упражнениями на дыхание...
Правильное дыхание – правильная речь.
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию....
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬУважаемые родители! Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для реч...
Консультация для родителей «Правильное дыхание – правильная речь».
Консультация для родителей«Правильное дыхание – правильная речь»....