Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
консультация

Светлакова Ольга Николаевна

практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»

                                                           МБОУ СОШ №29 д/о «Морозко» г.Химки

                                                                       Учитель-логопед Светлакова О. Н.

                                                                                         городской округ Химки

                                                                                                                 

Практикум для родителей:

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Красивая речь – это спорт и искусство.

Уинстон Черчилль.

Уважаемые родители! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь – это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором (СЛАЙД 2).

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными (СЛАЙД 3). А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно (СЛАЙД 4).

Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы)

ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно

по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, а логопедические занятия проходят 2 раза в неделю. Я пригласила вас сегодня для того чтобы мы вместе освоили арт упражнения.

Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному. (СЛАЙД 5-6).

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал! (СЛАЙД 7).

Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Далее в процессе практикума родители вместе с детьми осваивают базовый комплекс артикуляционных упражнений (СЛАЙД 8-22).

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем! (СЛАЙД 23).

Приложение 1. Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения для формирования позиции губ

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для язычка.

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Качели - I". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рекомендации по выполнению артикуляционной

гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно

по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.

2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.

6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.

7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения

Благодаря современным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста....

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения.

Материал содержит памятку и практический материал для проведения артикуляционной гимнастики родителями в домашних условиях....

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.Задачи: - Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упраж...

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Первое родительское собрание с родителями. Подведение итогов диагностики. Родительское собрание с практическим применением артикуляционнной гимнастики. Помощь при выполнении домашнего задания....

«Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»...

«Артикуляционная гимнастика- залог правильного звукопроизношения» консультация для родителей

В статье идет речь о важности артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения ,этапах,правилах проведении,видах упражнений. Данный материал поможет родителям осознать важность в систематичн...

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения"

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения"...