Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: "ЗВУК".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по формированию представлений о понятии "звук" на примерах речевых и неречевых звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk.konspekt_zan._1.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Тема: "ЗВУК".
Цель: формировать представления о понятии "звук".
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых и речевых звуках.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание, голос.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.
Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, трещётка. колокольчики, ложки деревянные), бумага, полиэтиленовый пакет , коробка, мешок.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся, называя имя соседа слева и передавая ему хорошее настроение.
(здороваются)
2. Развитие дыхания и активизация работы головного мозга.
Чтобы настроение было ещё лучше, сделаем дыхательную гимнастику:"Насос"- носом вдох, и медленный выдох ртом (3 раза). Насос трудится долго и коротко, пробуем делать быстрый вдох и резкий быстрый выдох ( 5раз).
Молодцы. Теперь нам надо сесть на свои места. На ходу поиграем с коленями. Делаем перекрёстные движения: правая ладонь встречается с левым коленом и наоборот. (дети садятся)
3. Основная часть.
- Введение в тему.
- Посмотрите, ребята, кто прискакал к нам в гости? (заяц)
Прискакала зайчиха и передала письмо для вас. Послушайте, что написано на листе.
В одной сказаочной стране жила - была зайчиха. У неё были длинные уши, которыми она любила слушать, как звучат разные звуки. Зайчиха прислушивалась к разным звукам и запоминала их и теперь хочет, чтобы и вы их послушали.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
- Развитие памяти и слухового внимания.
Зайчиха передала мешочек с предметами, издающие звуки. Посмотрите и назовите эти предметы, а так же послушайте, какие они издают звуки.
(логопед показывает предметы, дети называют и запоминают издающий этим предметом звук)
Звуковая игра. Необходимо закрыть глаза и послушать звук. Потом назвать, какой предмет звучал.
(Предметы из мешочка лежат на столе. Подходит один ребёнок, и
производит звук любым предметом )
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал.
А чем вы слышали?(ушами)
Уши - это важный орган нашего тела. Что необходимо делать, чтобы сохранить слух и не причинять вред? ( Нельзя кричять громко друг другу на близком расстоянии, змкрывать уши в холодную погоду и вовремя их мыть)
Сейчас мы слушали звуки неречевые.
Зайчиха предлагает нам представить себя в лесу, рядом с болотом.
Физкультминутка
(выполняют движения в соответствии с текстом)
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Снова правой ногой,
Снова левой ногой.
Вот тогда придёшь домой. (топают на месте).
Ребята, шаги тоже относятся к неречевым звукам.
Зайчила в конверт положила картинку. Посмотрите, кто здесь изображён (павлин). У павлина хвост большой и красивый. Когда павлин хвост раскрывает , то еле слышен звук. Он тоже относится к неречевым звукам.
Хвост у павлина раскрывается постепенно и мы это можем показать.
Пальчиковая гимнастика:
пальцы сжаты в кулаки и по одному вытягиваются вверх, затем в обратном порядке сгибаются в кулак.
(Скорость раскрытия и складывания постепенно увеличивается.)
- В лесу мы можем услышать много разных неречевых звуков, каких например? (шум ветра, хруст сломанной ветки, звук летящей птицы)
Представьте, как вдалеке струится маленький ручеёк:"С-с-с"; комарик пищит тоненьким голоском:"З-з-з"; медленно ползёт змейка, шурша :"Ш-ш-ш".
Сейчас мы передали звучание ручейка, комарика, змейки.Звуки, которые мы произносим - речевые. Звуки речи соединяются и получаются слоги, затем слова.
Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: му-му-му.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины трещали: тр-тр-тр.
- Однажды на лесной полянке собрались звери и запели:
Лиса: "А-а-а"
Волк: "У-у-у"
Белочка: "И-и-и"
Ёжик: "Э-э-э"
Медведь: "Ы-ы-ы"
Повторите песенку зверей громким (тихим, обычным, тоненьким, грубым) голосом.
- Что помогает нам произносить звуки? (Губы, зубы, язык)
(Артикуляционная гимнастика перед зеркалом: заборчик, дудочка, качели, часики, лопатка).
- Рот тоже, как и уши требует заботы. Как мы будем о нём заботиться?
( чистить зубы, полоскать рот после еды, не кусать очень твёрдые предметы)
Игра "Кто как голос подаёт?( педагог включает запись голосов птиц и животных, дети называют чей голос слышали)
4. Итог занятия.
Зайчихе очень понравилось на занятии и она обязательно ещё придёт к нам в гости.
А мы сейчас вспомним:
- Что могут издавать предметы вокруг нас? (разные звуки)
- Чем мы слышим?(ушами)
- Чем произносим звуки?( ртом,.. )
- Какие бывают звуки? (речевые и неречевые)
- Оценка работы детей.
Список использованной литературы.
1. Виноградова Е.А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи / Елена Виноградова. - Изд. 3 - е - Ростов н/Д : Феникс, 2022. - 205с. - (Библиотека логопеда).
2. Гомзяк О.С. говорим Правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. -128 с. - (Учебно - методический комплект "Компексный подход к преодолению ОНР у дошкольников").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы
Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.»
Конспект логопедического занятия в старшей группе...
Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Незнайка покупает посуду».
Цель:Коррекционное-образовательные цели:-расширить и углубить представления детей о посуде закрепить навык четкого произношения звука [с]-закрепление четкой артикуляции и характеристики звука [с]...