Путешествие в Страну Правильной речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сомова Елена Анатольевна

 2 Конспекта итоговых занятий в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_chistoy_rechi.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   речевого досуга в старшей группе на тему:      

          «Путешествие в страну Правильной речи»

 ЦельИспользовать знания, полученные на занятиях по развитию речи в поисковой деятельности.                  

     Задачи:

 развитие  звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 - развитие фонематического восприятия;

 - уточнение и обогащение активного словаря;

 - продолжать воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

 Оборудование: изображение двух  паровозов, картинки с изображением нелепиц, три обруча,  игрушки названия которых начинаются на  Р, Л, фонограмма  песенки «Паровозик», «Маленькая страна», аудио магнитофон.

Ход речевого досуга:

  1. Оргмомент

Логопед: Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но не в обычную страну, а в страну которой нет на карте, в страну «Правильной речи». Хотите туда отправиться? (Да, хотим).

Но дорога туда не проста, она полна сложных заданий и трудных упражнений.

     Отправимся мы в путешествие, как вы думаете на каком транспорте?… (Машине, автобусе, самолёте), попробуйте догадаться:

Братцы в гости снарядились,

     Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Поезд).

Путешествовать мы будем двумя  поездами (командами). В одном поезде едут «Знайки», а в другом «Грамотеи»

Девиз «Знайки» -  «Знай больше – говори правильно».

Девиз «Грамотеи» - «Красиво говоришь – приятно слушать».

Звучит музыка «Паровозик» и поезда оправляются в путь.

1.Станция  «Звуковая»

    Логопед: на этой станции вам потребуется внимание. Нужно внимательно слушать и определить одинаковый  звук в названных словах:

Задание «Знайкам» -  паук, липа, суп. (П)

Банан, забор, бусы. (Б)

Рис, море, зверь. (Рь)

Газета, вагон, ягоды. (Г)

Задание «Грамотеям» - туча, вата. билет.(Т)

 Дыня, вода, дым.(Д)

 Лист, поле, даль.(Ль)

 Кухня, балкон, мешок.(К)

С заданием справились верно. Оправляемся дальше в путь. Звучит музыка.

 2.Станция « Путаница»

Логопед держит   игрушку Петрушку. В руках у него карточки  на тему «Звук заблудился».

Говорят один рыбак, в речке выловил башмак, но зато ему потом, на крючок попался Дом.

Жучка буДку не доела, Неохота. Надоело.

На пожелтевшую траву, роняет леВ свою листву.

Куклу  выронив из рук, Маша мчится к  маме:

- Там ползёт зелёный Лук с длинными усами.

На Волке – сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко.

Улетела на три метра шляпа дядина из Ветра.

На долоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.

Птица над водой летала, в воду буква Ч упала,

Птице я помочь хотел, подарил ей букву Л,

Птица больше не летает-

Лает и хвостом виляет.

Петрушка хвалит детей , предлагает отправиться дальше в путешествие.

3. Станция «Словарная»

Логопед: давайте поиграем в игру  «Назови одним словом». Детям  предлагается цепочка слов,  а они называют обобщающее понятие. Цепочки слов  командам предлагаются  по очереди.

-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка: Головные уборы «Знайки»

-диван, стул, стол, кровать, шкаф. Мебель  «Грамотеи»

- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. Овощи. «Знайки»

-Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн.  Планеты. «Грамотеи»

- повар, шофер, плотник, продавец, врач. Профессии. «Знайки»

- утюг, холодильник, пылесос. Бытовые приборы. «Грамотеи»

- кисель, кефир, сок, чай. Напитки. «Знайки»

-фикус, кактус, герань, фиалка. Комнатные цветы. «Грамотеи»

-серьги, браслет, цепочка, кулон. Украшения. «Знайки»

- салат, каша, борщ, запеканка. Приготовленные блюда. «Грамотеи»

Отлично ответили на все задания. Звучит музыка, и дети отправляются дальше в путь.

4..Станция  «Игрушечная»

В обруче находятся   игрушки, в  названии которых  есть звук Р и звук Л. «Знайки» отбирают игрушки со звуком Л, а «Грамотеи» со звуком Р и переносят игрушки каждая команда в свой обруч. Задание выполняется на скорость. После выполнения задания продолжаем путь.

5. Станция «Физкультурная».

Логопед: Предлагаю вам повеселиться и подвигаться.

Собирайтесь, детвора! Ра-ра-ра! Начинается игра! Ра-ра-ра! Да ладошки не жалей! Лей-лей-лей! Бей в ладоши веселей!Лей-лей-лей! Сколько времени сейчас? Час-час-час! Сколько будет через час? Час-час-час! И не правда будет два! Два. Два-два! Дума, думай голова! Ва-ва-ва!Как поёт в селе птух? Ух-ух-ух! Да не филин, а петух! Ух-ух-ух!Вы уверены, что так?? Так-так-так! А на самом деле как? Как-как-как? Это ухо или нос? Нос-нос-нос! Или может сена воз? Воз-воз-воз! Это локоть или глаз? Глаз-глаз-глаз! А вот это что у нас? Нас-нас-нас! Вы хорошие всегда? Да-да-да! Или только иногда? Да-да-да! Не устали отвечать? Чать-чать-чать! Разрешаю помолчать!

6.Станция «Поэтическая»

Логопед: мы прибыли на станцию с прекрасным названием «Поэтическая». На этой станции предлагается:

    Игра «Доскажи словечко».  

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно хором отвечай!

 

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чиполлино).

 

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

 

Враг людей и враг зверей.

Злой разбойник…(Бармалей).

Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

 

У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына –

Шалунишку… (Буратино).

 

Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда-то.

Ну, а зовут её… (Дюймовочка).

 

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

 

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок).

Логопед: Вы молодцы, преодолели все препятствия и сложности, потому что были  дружные, внимательные. Справились со всеми заданиями и теперь двери страны «Правильной речи»  навсегда открыты для вас. А встречает нас с вами хозяйка этой страны – ФЕЯ!

Фея: Ой, какие гости приехали в мою страну   «Правильной речи». У меня страна хоть и маленькая. Но в  ней говорят все правильно!

Фея: Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы чётко и красиво говорить.

                     

 Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

«Чудесный мешочек», колокольчик.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

- Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

- Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Найдите их. дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю.

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

1. задание.

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

2задание

«Назови одним словом»

-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

-диван, стул, стол, кровать, шкаф.

- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

-Марс, венера, земля, плутон, сатурн.

- а, б, в, п.

- повар, шофер, плотник, продавец, врач.

-1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

-фикус, кислица, герань, фиалка.

3. задание.

«Что лишнее? »

- бинт, банан, бочка, белка.

-Заяц, комар, медведь, волк.

-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

- самолет, машина, корабль, стол.

4. задание

«Наоборот»

Примерные слова. большой, громко, грустный. Высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.

5. задание.

«Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6. задание

«Дополни предложение»

-Цветут цветы, когда…

-Уже наступила весна, потому что…

-Слово состоит из…

-Сегодня день…

-Предложение состоит из…

3. Физ. минутка.

Игра с колокольчиком.

- В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит- дети садятся на корточки. Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

4. Продолжение закрепления

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? .

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки:

\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

/\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\

-Молодцы, ребята дорожки проложили, а вот в дома- то зайти жители этой сказочной страны не могут! Злые волшебники перепутали все сказки и теперь сказочные герои не могут разобраться, что сначала, а что потом. Нужно помочь им.

Дети расставляют сюжетные картинки по порядку.

5. Итог.

-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»

Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...

ООД по развитию речи "Путешествие в страну правильной речи"

Закрепить навыки правильного произношения....

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...