Комплексы артикуляционных упражнений
картотека по логопедии

Бузулан Оксана Викторовна

Коплексы артикуляционных  упражнений для всех групп звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) 

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

- Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

- Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.)

«СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ» или «ЛОПАТОЧКА»

улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

- Не высовывался язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

- Боковые края языка должны касаться углов рта.

- Если это упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук Ф длительно, сдуть ватку на противоположный край стола.

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щеки.

- Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ ) 

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

- Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.)

«СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ» или «ЛОПАТОЧКА»

улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

- Не высовывался язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

- Боковые края языка должны касаться углов рта.

- Если это упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

- Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.

- Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.

- Если нижняя челюсть участвует в выполнении упражнения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

- Выполнять упражнение только в медленном темпе.

«ГРИБОК»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

- Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

- При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

- Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«ГАРМОШКА»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти.

- Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

«ФОКУС»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

  • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ)

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

- Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.)

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«ПАРАХОД ГУДИТ»

Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход)

- Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

«ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (БЛ-БЛ) (Как индюк болбочет)

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)

- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

- Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему упражнение «Приклей конфету», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА»

Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

- Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

- Кончик языка не должен загибаться внутрь.

- Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ Р, РЬ) 

«ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?»

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался вовнутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

- Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)

- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

- Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему упражнение «Приклей конфету», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

- Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.)

«ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (БЛ-БЛ) (Как индюк болбочет)

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«БАРАБАНЩИКИ»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

комплекс артикуляционных упражнений

шпаргалка для родителей...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

Комплексы артикуляционных упражнений

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...