Конспект занятия "Автоматизация звука "Р" с использованием нейропсихологического подхода"
план-конспект занятия по логопедии

Конспект индивидуального занятия  с использованием нейропсихологического подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок»

Конспект занятия

 «Автоматизация звука [р] с использованием нейропсихологического подхода.

                                                                                                                       

                                                                                                                      Подготовил:

                учитель-логопед                      

                                                                                                            Ключникова О.Е.

  Тема: «Автоматизация звука [р]».

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и чистоговорках.

Задачи:

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику. Развивать дикцию. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Оборудование: пуговицы, схема и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, игрушки хищных зверей, 12 картинок с тумбами, разрезная картинка с изображением клоуна, 4 раскраски, полоски тонкой бумаги для упр. «Фокус», цифры 2, 3, 4, 5.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Сядет тот, перед кем девочка, а теперь тот от кого справа мальчик, тот за кем девочка и, наконец, тот, от кого слева мальчик.

II. Прослушивание образца правильной речи

Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

1. Какой звук встречается часто в этом тексте?

2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите.

III Объявление темы занятия

Наверно вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии? Открыть тему занятия на доске.

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору?

Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].  

IV. Логопедическая зарядка

Давайте приготовимся к поездке в цирк. Выполним упражнение «Зайчик – кольцо»

 

На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

  1. Самомассаж лица и шеи. 

Сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.


Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем

 

  1. Развитие мимики

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются.

  1. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

     В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

  • Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Заборчик»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

  • А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

  • Представим на цирковой арене фокусника.

Упражнение «Фокус»

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.

  • А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

  • А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.

  • Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Упражнение «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

  • Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку»

 

V. Произнесение изолированного звука [р]

Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь. 

Двигаемся двумя пальчиками правой и левой руки по дорожке одновременно, произнося звук р. Верх двигаемся и произносим сначала тихо, потом громче, а сверху вниз – громко – потом тише. Заглушили моторы.

VI. Характеристика звука [р]

Давайте дадим характеристику звуку [р], а помогут нам схема и картинки.

А теперь, используя картинки, самостоятельно составьте характеристику звука.

VII. Автоматизация звука [р] в словах

Физминутка

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

Музыкальная физминутка «Соседей можно потолкать»

  • Развитие словаря и фонематического слуха

Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите  картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

  Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

  • Развитие логического мышления и восприятия

Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете кто сейчас будет выступать.

  • Слоговой анализ слов

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Ракушка, муравей, барабан, помидор.

  • Развитие звуко-буквенного анализа

- Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из букв.

Задание у доски для всех. Буквы написаны на нарисованных мячах.

Индивидуальное задание – составить слова к картинкам из данных букв.

- А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные хищники. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.  

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает игрушку на картинку с изображением тумбы.

         Ракета, корзина, боксёр, Буратино.

  • Развитие навыков словообразования

Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.

     Он сделал важное лицо,

     Потом платком накрыл кольцо,

     Потом взмахнул платком

     И вот цыплёнок на столе!

     Потом в ладони бил фонтан,

     Потом он воду лил в карман,

     Потом в кармане у него

     Не оказалось ничего!

                                                                                                   (Фокусник)

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

Рот – ротик

Рыба – рыбка

Пирог – пирожок

          Перо – пёрышко

          Топор – топорик

Ковёр - коврик

VIII.  Автоматизация звука [р] в чистоговорках

А сейчас я объявляю парад –алле  чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов.  Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

Произносить чистоговорки, используя лист с геометрическими фигурами.

IX. Развитие логического мышления

Во время циркового представления одна чистоговорка рассыпалась. Давайте все вместе дружно её восстановим.

Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.

X. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов  вам понравилось больше всего?  

XI. Домашнее задание

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – жёлтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук [р]?  

XII. Оценка работы детей на занятии

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Нейропсихологический подход при внедрении  здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками с ОНР....

Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Целью данного семинара является  расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с использованием нейропсихологического подхода

Тема: «Как жили люди в старину. Лес – кормилец». Цель: Систематизировать знания детей о значении леса и деревьев для наших предков, о различных деревьях и кустарниках.Коррекцион...