Технологическая карта
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Татаркина Елена Викторовна

Занятие по автоматизации звука Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabolevshiy_gus.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта индивидуального  логопедического занятия

Ф.И.О.

Учителя-логопеда

Татаркина Елена Викторовна

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная группа, комбинированной направленности. Индивидуальное занятие  ребёнок с ЗПР.

Тема занятия

Автоматизация звука /ш /в начале слова « Простывший гусь»

Цель

Научить  произносить звук ш в начале слова.

Задачи

Образовательные:

-  четко давать акустико-артикуляционную характеристику звук Ш;

- автоматизировать звук /Ш/ в словах;

развивать фонематический слух и  восприятие;

Коррекционно-развивающие

-совершенствовать  навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать внимание, мышление, память;

-развивать словесно-логического мышления.

Воспитательные:

-воспитывать умение делать выводы;

-воспитывать самоконтроль за речью ;

-воспитывать у ребенка желание помочь.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: 

1. Формировать мотивацию на занятии.

2. Развивать адекватную самооценку своих действий.

Регуляторные УУД: 

1. Развивать умение формулировать цель деятельности.

3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

4. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в  беседе.

2.Формулировать собственные мысли, высказывания.

3.Осуществлять индивидуальную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД:

1.Осозновать поставленную задачу.

2.Формировать умение делать выводы в результате индивидуальной работы  с учителем-логопедом.

3.Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения,  выводы.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Аппаратное обеспечение: индивидуальный компьютер, доска СМАРТ.

Предметные картинки со звуками /Ш/ зеркало, пазл «Гусь»,счетные палочки, дидактическая игра: «Внимательные ушки», «Замени  звук в начале слова»,«Доскажи словечко»; предметные картинки шапка, шаль, шуба, шлем, шарф, шоколадка ,штаны, шаравары), картинки артикуляционной гимнастики; схема,раскраска с гусем.

Организационная структура занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Этап мотивации

Беседа, просмотр-«видео-записи», артикуляционная моторика, работа с картинкой, дыхание, работа с загадкой.

Игровая

Здравствуй Матвей. Логопед приветствует ребёнка: Слайд(?)

Мне прислали видео -запись, но я не могу понять кто это. Рядом записка. Шипит –гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду боюсь. Кто это ?

Давай проверим это точно гусь.У меня есть картинка.Собери ее.

(можно на доске сделать пазл?.но гусь должен выглядеть больным)

Верно. Но что то с ним не так. Как ты думаешь что с ним?

Послушай как он шипит(слушает звук ХХХ) (звукозапись. непонятного крехтения ХХХ)

Нужно его вылечить.

Ты хочешь ему помочь?

  Сначала я предлагаю выполнить

артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика(каринки)

«Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

 «Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

«Лопаточка»

Язычок широкий, гладкий-

Получается лопатка.

«Чьи зубы чище»

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Может ты уже  догадался какой звук не может  произнести гусь?

Воспитанник и учитель-логопед здороваются.

Ответ: гусь

Собирает  картинку –пазл.

это точно гусь.

У него болит горло

да.

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения.

Звук Ш.

Этап актуализации знаний

 Самостоятельная работа, сравнение, анализ.

Верно. Что бы напомнить гусю как он шипит Давай вспомним.

 Как себя ведут язык, губы, и какое дыхание? При произнесении звука \ш\. 

-что делает язычек при произнесении этого звука?

-что делают губы? -в каком положении находятся зубы?

- а как мы дышим и куда направляем воздух?

 

 

-Кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; 

-Губы несколько выдвинуты вперед;

-Боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.

Этап выявления затруднений

Самостоятельная работа, сравнение, анализ

Игровая

Матвей, а теперь давай поиграем в игру.

« Внимательные ушки»

Если услышишь звук Ш в слогах ,положи одну счетную палочку.(СА,ша, ча,ше, ме,аш, ус, ик, ыш).

Молодец! Давай из этих палочек построим букву Ш.

На нужный звук ребёнок выкладывает счетные палочки.

По образцу выкладывает букву.

Этап объяснение (добывания) нового знания

Наблюдение, анализ

Игровая

Мне кажется гусь пытается нам что-то сказать. Но ведь он не умеет произносить звук Ш в словах. Ты сможешь его научить? Что для этого нужно сделать?

Давай попробуем вместе.

Подумай, что может надеть гусь, чтобы не простудиться.

(слайд) Складывай одежду в одну стопку.(шапка, шаль, шуба, шлем, шарф, шоколадка ,штаны, шаравары)

Молодец, почему шоколадка у тебя осталась в стороне.

Самому попробовать  произносить звук в словах.

Ребёнок повторяет слова со звуком Ш в начале слова.

Потому что это не одежда.

Закрепление во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой

Рефлексия

Речевые упражнения, самостоятельная работа

Игровая

(слайд)Давай поиграем в  игру « Замени звук в начале слова»

Тапки-шапки,

Губы-шубы,

Топот-шопот,

Мыло-шило.

Пар-шар,

Споры-шпоры.

(слайд)Еще одна игра « Доскажи словечко»

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные … (шары).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему … (штанишки).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …(шишка).(еще подумаю, так как тут звук ш в двух местах, а мне надо в начале)

Вылезла из норки мышка,

На нее упала … (шишка).

Любопытные мартышки

Собирают с веток … (шишки).

Уберем скорее чашки

И сыграем с другом в … (шашки).

(Слайд) вот тут очень хочется показать.

Что-то наш Гусь схватился за голову .Послушай что он сказал. Вылетает каждый звук отдельно.(если бы еще голос добавить)…

Давай разберем слово Шум.

Назови первый звук. Второй звук. Третий. сколько всего звуков. Сколько гласных. Назови. сколько согласных.

Гусь повеселел.

Ребёнок выполняет задание на развитие фонематического слуха

Ребёнок выполняет задание.

это слово Шум.

Ребёнок выполняет звукобуквенный анализ слова Шум.

Первый звук Ш-это согласный, твердый звук. Второй звук У-это гласный звук. Последний звук М –согласный твердый звук. Всего три звука.

Рефлексия, включение нового в систему знаний

Рефлексия, самооценка

Игровая

Теперь наш гусь веселый и он поёт свою любимую песенку.

Матвей, а  какое важное задание мы должны были  выполнить во время занятия?

-Как ты думаешь, гусь здоров?

Почему ты сделал такой вывод?

Что необходимо помнить, чтобы правильно произносить звук /Ш/в словах?

- Матвей ты сегодня очень старался. И Гусь тебя благодарит за помощь. О дарит тебе свой портрет. Раскрась его дома. А на следующем занятии принесешь его.

Вылечить гуся.

Ответ ребёнка: здоров, потому что он улыбается..

Гусь научился говорить звук Ш в словах.

Ответ: необходимо следить за язычком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...