Методическая разработка «Особенности постановки твердого звука «М»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В методической разработке представлены особенности проведения артикуляционной гимнастики для постановки заука "М", практический речевой материал для автоматизации звука "М".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Особенности постановки твердого звука «М»
Твёрдый звук «М» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции звука «М» включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «М».
Виды и причины нарушения произношения звука «М».
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «М»:
- отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ак» и «артышка», вместо «мак» и «мартышка».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата ребенка к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Выполняем гимнастику под музыку по показу взрослого или с опорой на картинки.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «М»:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
- втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
- вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
- закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
- кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «М». Пример цепочки звуков: М, П, Б, М, Ф, Н, М, Т, М, К, М…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «М». Пример цепочки звуков: МА, МО, РФ, СУ, МА, ТО, МУ, ЛЫ, МЫ, НО, МА…
Взрослый произносит слова, а ребенок показывает игрушку Коровы или теленка, когда слышит слово со звуком «М». Пример цепочки слов: Настя, часы, майка, мох, кочка, мультик, шлем, банка, мочалка, книжка, дом.
Постановка звука
Чаще всего выделяют твёрдый звук «М» ставят по подражанию: логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «М»:
- губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
- положение языка зависит от следующего звука;
- мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
- голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если ребенку ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «М»
Автоматизация твёрдого звука «М» в прямых слогах:
- ма — мо — ма
- мо — му — мы
- мэ — ма — мы
- му — мы — ма
- мо — му — мэ
- ма — му — мо
Автоматизация твёрдого звука «М» в обратных слогах:
- ам — ом — ум
- ым — ум — ом
- ум — ым — ам
- ом — ам — ум
- ым — ам — ум
- эм — ом — ам
Автоматизация твёрдого звука «М» в интервокальной позиции:
- ама — омо — уму
- ымы — омо — ама
- уму — эмэ — омо
- омо — уму — эмэ
- эмэ — омо — ымы
- ама — омо — эмэ
Автоматизация твёрдого звука «М» в слогах со стечением согласных:
- мба — мбо — мбу
- мбы — мбэ — мбо
- мбу — мба — мбы
- сма — смо — сму
- смы — смэ — сма
- смо — сму — смэ
Автоматизация твёрдого звука «М» в словах:
1. Мама, Маша, мак, масло, манка, малыш, молния, мох, майка, мойка, мост, мультик, муха, молоток, матрёшка, молоко,
2. Корм, холм, шлем, крем, дом, гром,
3. Лампа, помада, комната, сумка, солома, ,
Автоматизация твёрдого звука «М» в словосочетаниях:
Мама моет, Маша моет, мы слушали, молока мало, макет моста, шумные малыши, смотрим мультик, сломанный мост, молоть муку, молочное мороженое, мокрая майка, маленький дом.
Автоматизация твёрдого звука «М» в чистоговорках:
- Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — снежная зима.
- Му-му-му – молока кому?
- Мо–мо–мо, Мо–мо–мо — все мы любим эскимо.
- Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — новые дома.
- Ом–ом–ом, Ом–ом–ом — шуму на весь дом.
- Ам–ам–ам, Ам–ам–ам — мы гуляли там.
- Ым–ым–ым, Ым–ым–ым — из трубы шел дым.
Автоматизация твёрдого звука «М» в предложениях:
Маша ест манку. Мира пьет молоко. Мальчик машет флажком. У мамы мак. У макара майка. У милы мыло. Мама моет раму. Мышонок пьёт молоко. Маша в маске на маскараде. В сумке лежат мандарины. Комары и мухи летают над вареньем.
Автоматизация твёрдого звука «М» в стихах:
Можно мне? — Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)
Автоматизация твёрдого звука «М» в рассказах:
«Мурка»
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная!
Источники:
- «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Особенности графомоторных функций у детей с двигательными нарушениями.
Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефе...
Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".
В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»
: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...
методическая разработка"Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ. концепции, модели, формы взаимодействия ДОУ с семья...
Методическая разработка "Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье"
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в полной или неполной семье....
Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....
Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского районагорода Санкт-Петербурга...