Методическая разработка «Особенности постановки твердого звука «М»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

В методической разработке представлены особенности проведения артикуляционной гимнастики для постановки заука "М", практический речевой материал для автоматизации звука "М".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка 19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Особенности постановки твердого звука «М»

Твёрдый звук «М» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции звука «М» включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «М».

Виды и причины нарушения произношения звука «М».

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «М»:

  • отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ак» и «артышка», вместо «мак» и «мартышка».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата ребенка  к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Выполняем гимнастику под музыку по показу взрослого или  с опорой на картинки.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «М»:

  • сомкнуть и разомкнуть губы;
  • сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
  • втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
  • вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
  • закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
  • кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «М». Пример цепочки звуков: М, П, Б, М, Ф, Н, М, Т, М, К, М…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «М». Пример цепочки звуков: МА, МО, РФ, СУ, МА, ТО, МУ, ЛЫ, МЫ, НО, МА…

Взрослый произносит слова, а ребенок показывает игрушку Коровы или теленка, когда слышит слово со звуком «М». Пример цепочки слов: Настя, часы, майка, мох, кочка, мультик, шлем, банка, мочалка, книжка, дом.

Постановка звука

Чаще всего выделяют твёрдый звук «М» ставят по подражанию: логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «М»:

  • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
  • положение языка зависит от следующего звука;
  • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
  • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если ребенку ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «М»

Автоматизация твёрдого звука «М» в прямых слогах:

  • ма — мо — ма
  • мо — му — мы
  • мэ — ма — мы
  • му — мы — ма
  • мо — му — мэ
  • ма — му — мо

Автоматизация твёрдого звука «М» в обратных слогах:

  • ам — ом — ум
  • ым — ум — ом
  • ум — ым — ам
  • ом — ам — ум
  • ым — ам — ум
  • эм — ом — ам

Автоматизация твёрдого звука «М» в интервокальной позиции:

  • ама — омо — уму
  • ымы — омо — ама
  • уму — эмэ — омо
  • омо — уму — эмэ
  • эмэ — омо — ымы
  • ама — омо — эмэ

Автоматизация твёрдого звука «М» в слогах со стечением согласных:

  • мба — мбо — мбу
  • мбы — мбэ — мбо
  • мбу — мба — мбы
  • сма — смо — сму
  • смы — смэ — сма
  • смо — сму — смэ

Автоматизация твёрдого звука «М» в словах:

1. Мама, Маша, мак, масло, манка, малыш, молния, мох, майка, мойка, мост, мультик, муха, молоток, матрёшка, молоко,

2. Корм, холм, шлем, крем, дом, гром,

3. Лампа, помада, комната, сумка, солома, ,

Автоматизация твёрдого звука «М» в словосочетаниях:

Мама моет, Маша моет, мы слушали, молока мало, макет моста, шумные малыши, смотрим мультик, сломанный мост, молоть муку, молочное мороженое, мокрая майка, маленький дом.

Автоматизация твёрдого звука «М» в чистоговорках:

  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — снежная зима.
  • Му-му-му – молока кому?
  • Мо–мо–мо, Мо–мо–мо — все мы любим эскимо.
  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — новые дома.
  • Ом–ом–ом, Ом–ом–ом — шуму на весь дом.
  • Ам–ам–ам, Ам–ам–ам — мы гуляли там.
  • Ым–ым–ым, Ым–ым–ым — из трубы шел дым.

Автоматизация твёрдого звука «М» в предложениях:

Маша ест манку.  Мира пьет молоко. Мальчик машет флажком. У мамы мак. У макара майка. У милы мыло. Мама моет раму. Мышонок пьёт молоко. Маша в маске на маскараде. В сумке лежат мандарины. Комары и мухи летают над вареньем.

Автоматизация твёрдого звука «М» в стихах:

Можно мне? — Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Автоматизация твёрдого звука «М» в рассказах:

«Мурка»
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная!


Источники:

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Особенности графомоторных функций у детей с двигательными нарушениями.

Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефе...

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

методическая разработка"Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К ПРОБЛЕМЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С  СЕМЬЁЙ.          концепции, модели, формы  взаимодействия  ДОУ  с  семья...

Методическая разработка "Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье"

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в полной или неполной семье....

Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....

Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского  районагорода Санкт-Петербурга...