РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по логопедии (старшая группа)

Кабачок Ирина Викторовна

Одной из причин, приводящей к нарушениям речи дошкольников, а также их дезадаптации в детском саду является несформированность фонематического восприятия. Фонематическое восприятие представляет собой специальные умственные действия по различению и установлению звуковой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

Кабачок Ирина Викторовна,воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №21, п. им. М. Горький

Одной из причин, приводящей к нарушениям речи дошкольников, а также их дезадаптации в детском саду является несформированность фонематического восприятия. Фонематическое восприятие представляет собой специальные умственные действия по различению и установлению звуковой структуры слова.

Огромную роль в развитии процессов письма оказывает сформированность фонематического восприятия, а также развитые навыки фонематического анализа и синтеза. Основным признаком недоразвития фонематических процессов является нарушение звукопроизношения, однако несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия может присутствовать и при правильном звукопроизношении.

Г.А. Тумакова [3] указывает на то, что дети у которых отсутствуют нарушения в фонематическом восприятии рано начинают говорить все звуки чисто, так как они правильно воспринимают окружающие их фонемы. А дети у которых присутствуют даже незначительные проблемы в фонематическом восприятии имеют нарушения в звукопроизношении, понимании речи, так как они затрудняются в различении близких по звучанию фонем. Именно поэтому такие слова, как «бочка-почка, коза-коса, миска-мишка» звучат для детей одинаково, затем, в более старшем возрасте, данные ошибки переносятся на письменную речь.

Таким образом, для устранения речевых дефектов сначала необходимо скорректировать фонематические процессы ребёнка. Отсутствие способности чётко дифференцировать на слух фонемы русского языка приводит к тому, что ребёнок не может овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на полноценное усвоение грамоты.

Работа по развитию фонематического восприятия является ведущей в коррекционном процессе при наличии фонетико-фонематического недоразвития речи. Многочисленные исследования доказывают важность правильного развития фонематической системы в становлении всей речевой системы в целом.

Чтобы диагностировать у дошкольника фонематические процессы Е.Ф. Архипова [1] предлагает такую систему заданий:

-узнавание, различие и сопоставление простых фраз;

- выделение и запоминание некоторых слов в ряду других;

- различие отдельных звуков в ряду звуков, далее - в слогах и словах;

-запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: ма-ме-му, с изменением согласной: ка-ва-та, па-ба-па);

- запоминание звуковых рядов.

Г.В. Чиркина [4] отмечает, что работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Всю коррекционную работу необходимо осуществлять в игровой форме, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Все занятия должны строится с учётом индивидуальных особенностей детей, с учётом степени нарушения фонематического восприятия и от особенности речевой симптоматики.

  1. Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

- Игра «Что я делаю?»

Процедура: Логопед за ширмой или за спиной ребёнка совершает действия с различными предметами (пересыпает крупу, режет бумагу, стучит по барабану и т.п.), а затем ребёнок должен назвать это действие.

- Игра «Повтори за мной»

Материал: ритмичные музыкальные инструменты (2 барабана, 2 дудочки, 2 бубна). Процедура: Логопед за ширмой или за спиной ребёнка совершает определённый ритмический рисунок музыкальным инструментом. После этого ребёнок должен в точности повторить ритмический рисунок за логопедом.

  • Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

- Собери лото.

Процедура: Перед ребёнком лежат картинки, логопед называет слова, а ребёнок должен запомнить слово и закрыть нужную картинку.

- Игра «Слушай внимательно».

Процедура: Логопед называет ребёнку 3-4 слова, в зависимости от возраста ребёнка. А ребёнок должен прослушать, запомнить все слова, а затем повторить их в той последовательности, в которой они были ему предъявлены.

  1. Развитие простых форм фонематического анализа.
  • Фонематический анализ ряда гласных.

- Определение наличия гласного (согласного) звука в ряду гласных(согласных) звуков.

Процедура: Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд звуков, а затем поднять руку (хлопнуть, топнуть) тогда, когда он услышит заданный в начале игры звук.

- Определение количества и последовательности звукового ряда гласных(согласных).

Процедура: Логопед предлагает ребёнку прослушать звуковой ряд.  Затем ребёнок должен назвать количество звуков и перечислить их по порядку.

  • Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

- Определение наличия гласного звука (Ребёнку предлагается слово, в котором он должен определить наличие гласного звука).

- Определение наличия согласного звука (Ребёнку предлагается слово, в котором он должен определить наличие гласного звука).

  • Фонематический анализ слов.

- Выделение звука на фоне слова.

- Выделение первого ударного гласного из слова.

- Вычленение первого согласного звука из слова.

- Определение конечного согласного в слове.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

- Развитие навыка определять количество звуков в слове.

- Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

- Развитие навыка определения места звука в слове.

4. Развитие фонематического синтеза.

Логопед предлагает ребёнку набор звуков, из которых ему необходимо составить слово. Сначала даются три звука, затем количество звуков увеличивается.

5. Развитие фонематических представлений.

Ребёнку предлагается определённый звук, на который ему необходимо придумать слова. Задание можно усложнять, так можно сказать ребёнку придумать слово из 4 звуков, но содержащее в себе уже заданный звук.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

  • Отбор картинок с заданным звуком в названии, определение количества звуков.
  • Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте.
  • Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: КО + (ком, кома, комар и т.п.)

И.А. Зимняя [2] пишет о том, что коррекция речевых нарушений может быть только при опережающем формировании фонематического восприятия. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление и развитие всех фонематических процессов, которые формируются на его основе.

Таким образом, проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших в логопедической работе. Своевременная работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для становление правильного звукопроизношения, а также для успешного обучения детей.

Литература:

1.        Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. — М. : АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.

2.        Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2001. —429 с.

3.        Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.:  Мозаика - Синтез, 2006. — 144с.

4.        Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: уч. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студ. педвузов. ‒ М. : АРКТИ, 2003. ‒ 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему:"Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В статье описаны игры, задания и упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

К.Д. Ушинский писал, что сознательно писать и читать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова....