Логопедический кабинет
статья по логопедии

«Оборудование логопедического кабинета в ДОУ. Дидактический материал для проведения обследования, фронтальных и индивидуальных занятий»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_kabinet.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему «Оборудование логопедического кабинета в ДОУ. Дидактический материал для проведения обследования, фронтальных и индивидуальных занятий»
                                                      Составила- Шведова Елена Игоревна

Логопедический кабинет:

требования, оснащение и оборудование

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям  СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Организация
коррекционно-развивающей среды

пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50x150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми 9х12
  • Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа)
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Дидактические игры и пособия
в логопедическом кабинете

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы. 

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).  герои кукольного и настольного театра; настенная азбука, фишки, магнитная касса букв и слогов;
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Варианты дидактических игр для фронтальных и индивидуальных занятий:

Развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов

«Почини сапожки», «Одень девочку и мальчика» «Сложи из частей целое"( по теме «Игрушки» «Обувь» «Одежда» «Птицы» «Дом животные» «Дикие животные», мозаики; «Четвертый лишний», матрешка, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; «Выложи картинку из палочек»,  «Спрячь мышку от кошки», настольный театр, «Какой бантик завяжем кошке?», «Паровозик», «Разноцветные домики», «Волшебные варежки», «Сплети венок», кубики «Транспорт», «Подбери по размеру», «Подбери по цвету», «Собери машинку из геометрических фигур», пазлы.

Формирование звукопроизношения:

«Урожай»,  «Веришь-не веришь», «1,2,3,4,5 — будем слово выбирать», «Оркестр», «Лесной пир», «Солнечные лучики», «Футбольный матч «Угадай-ка», «Рифмы», «Заменяйка»,«Классическое лото», «Логическое лото», «Покупки» «Звуковые улитки», «Кто больше?», «Логопедическое лото», «Играем со звуками», «Звуки, я вас различаю!» и т.д.
Тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков; наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек, «Сказки веселого язычка», альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,Н. Новоторцева и др.).

Формирование слоговой структуры слова:

«Необыкновенное чудо» (делим слова на слоги) предметные картинки на звуки; пособие Ткачевой «Формирование слоговой структуры слова»
тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков;
наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек,
 «Сказки веселого язычка»,
Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,Н. Новоторцева и др.).

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Набор звучащих предметов: погремушки, бубен, свистулька, свисток.
Д/и «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины); звуковые модели, звуковая линейка.

Д/и«Звуковые домики»; «Какой это звук?»; «Назови картинку с заданным звуком», «Закрой окошечко, где живет звук»; «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото», «Где звук звучит», «Каждому звуку свою комнату», «Доскажи звук», «Найди гласный звук», «Путешествие в страну звуков», «Играем со звуками», «Подбери картинку к схеме»;

карточки-задания на формирование фонематического анализа, звуковые схемы слов, квадратики для звукового анализа, камушки зеленого и синего цвета для определения твердости и мягкости согласного звука и т.д.

Формирование предпосылки грамотности

Магнитная азбука, касса букв, книга «Букварь» Н.В.Нищевой, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания, схемы: гласные и согласные буквы для чтения,  «Составь слово», «Составь слово из слогов», «Цепочка слов», Лото «Мы читаем», «Покажи количество слогов в слове», «Сложи слово, найди ему пару», «Пишем и читаем», «Читаем по слогам», «Слоги», слова с пропущенными буквами, слогами, Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).и т.д.

Формирование лексико- грамматического строя речи

Папки по темам:
«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Животные и их детеныши», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт», «Семья», «Времена года», «Инструменты», «Обитатели морей и океанов», «Птицы»,  игры на развитие навыка словообразования; карточки «Дикие животные» «Овощи и фрукты», «Еда и напитки», «Посуда», «Домашние животные и птицы», «Одежда», «Грибы и ягоды», «Транспорт», «Цветы», «Деревья»; «Назови одним словом», «Какой лист, какая ветка, какое полено?», «Предлоги», «Паровозик», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «В огороде» и т.д.

Картинки на развитие лексико-грамматического строя:

«Один-много», «Противоположные по смыслу», «Объясни почему?», «Доскажи словечко», «Что за чем?», «Чья голова-чей хвост?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?» «Назови ласково», «Что где растет?», «Кому что нужно», «Что забыл нарисовать художник», «Узнай что это?», «Парные картинки», «Забавные ребусы»,  «Сосчитаем»

Учебно-игровые комплексы:

«Действия»,  «Домашние животные», «Слова-действия, от предложения к рассказу», «Предлоги», «Дикие животные», «Ягоды», «Сложные слова», «Деревья», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы и цветы», «Слова-предметы»,

Связная речь:

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр».
«Моделирование в описательной речи детей с ОНР», «Составь сюжет для сказки. Любимые сказки», «Слово-предложение-рассказ», «Помоги составить рассказ», «Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет», «Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом у дошкольников 5-7 лет», Составление рассказов по картинкам «Профессии», «В деревне» и т.д. 

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

 Мозаики различных видов, кубики, конструкторы, свистульки, мыльные пузырьки, свечка, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, разрезные картинки, счетные палочки, прищепки, «Сухой бассейн из гороха(фасоль)», индивидуальные массажные мячики, раскраски 

Центр «Будем говорить правильно»
в групповом помещении.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т. п., дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т. п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры- «ходилки» по изучаемым темам.

Весь материал: игры, игрушки, пособия, должны быть доступны для использования детьми по мере прохождения лексических тем и постоянно обновляться.
У ребенка должно появиться  желание и стремление идти в 
кабинет учителя-логопеда, ведь там интересно, необычно и скучать не придется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление логопедического кабинета

В работе представлены идеи оформления развивающего пространства логопедического кабинета....

Материал для оформления логопедического кабинета

Представлен материал для оформления кабинета логопеда , который поможет детям эффективно усваивать и различать гласные и согласные звуки и буквы, "живущие " в разных городах. Так гласные звуки мы засе...

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета. В нем описано оборудование, указаны программы обучен...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте....

Паспорт логопедического кабинета, внешний вид кабинета и техника по стерилизации логопедических инструментов.

Рекомендую для просмотра логопедов:паспорт логопедического кабинета, фотографии кабинета и  оборудованию по стерилизации логопедических инструментов. Мы купили согласно  приказа  о стер...

Паспорт логопедического кабинета в ДОУ( логопедический пункт)

В материале содержится литература, пособия, игры, используемые в работе логопеда....

Паспорт логопедического кабинета "Мой кабинет , моя гордость"

Примерное оформление паспорта логопедического кабинета в  ДОУ...