Консультация для воспитателей.
статья по логопедии

Работа воспитателя с детьми ,с тяжелыми нарушениями речи.Воспитатель является цетром между ребенком и логопедом,и от совместной ,правильной работы зависит успешный результат ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_20.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа с детьми в группе компенсирующей направленности осуществляется под руководством и контролем учителя-логопеда. Воспитатель в логопедической группе выполняет функцию помощника логопеда в исправлении речевых и связанных с ними нарушений. От успеха формирования правильной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно зависит эффективность закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях, воспитателем. В то время как логопед занимается коррекцией произношения звуков и развитием речевого общения, воспитатель закрепляет у детей речевые навыки, полученные на занятиях с логопедом. Таким образом, воспитатель активно участвует в коррекционной работе, следуя рекомендациям логопеда и проводя индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком.

        К коррекционным задачам можно отнести следующее:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие памяти, внимания, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление навыков чтения и письма.

Коррекционное развитие детей дошкольного возраста требует четкой организации времени пребывания в детском саду, правильного распределения нагрузки в течение дня, координации и преемственности в работе логопедов и воспитателей.

Для компенсации речевых и языковых трудностей, социальной адаптации и подготовки детей к дальнейшему обучению им необходимо овладеть теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой детского сада. В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатели должны учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, двигательных процессов, мотивации и актуальных способов мышления. Содержание композиционной, коррекционной и развивающей работы с ребенком логопед заносит в "тетрадь взаимодействия". Содержание работы описывается в трех частях:

Логопедическая пятиминутка;

Игры и упражнения;

Индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной речи.

Комплексы логопедических упражнений направлены на:

  1. Работу по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;
  2. Работу над общей и мелкой моторикой;
  3. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;
  4. Развитие правильного речевого дыхания;
  5. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
  6. Развитие пространственных отношений.

Игры и упражнения, словесные игры, лексико-грамматические упражнения, игры на координацию речи с движением могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз. Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна.

Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.

Ежедневно в НОД и совместной деятельности воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т. д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, выработка правильного поведения в коллективе, развитие этических и нравственных представлений детей. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. В процессе воспитания педагог организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются коммуникативные умения и навыки.

Характерные особенности детей с ОНР заметны любому педагогу. Это проявляется на занятии, играх и бытовой деятельности. На занятиях некоторые дети быстро устают, начинают вертеться и разговаривать. Они перестают воспринимать материал. При анализе различных негативных проявлений поведения ребенка воспитателю важно замечать признаки повышенной агрессивности, конфликтности или переутомления, переутомляемости, пассивности и вялости и предъявлять различные требования в связи с этим. Важно проводить и внедрять личностно-ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Это возможно на основе знаний воспитателя о возрасте ребенка и индивидуальных психофизиологических особенностях.

Таким образом, система постепенного воздействия на ребенка всеми участниками коррекционно-развивающего процесса-логопедами, воспитателями и другими специалистами также родителями, позволяет сочетать все виды деятельности по совершенствованию сформированных речевых навыков детей с тяжелыми нарушениями речи в логопедической группе.

Литература:

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. : «Издательство Гном-Пресс», 1999.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...