КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
картотека по логопедии
Система игровых упражнений для коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда ДОУ, в полифункциональной среде сенсорной комнаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_dlya_sensornoy_komnaty.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(Для коррекционной деятельности учителя – логопеда ДОУ,
в полифункциональной среде сенсорной комнаты)
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Наименование оборудования | Название упражнения | Коррекционно –логопедические задачи упражнения | Описание упражнения |
Сухой бассейн Мячи – фитболы Подвесной модуль «Сухой дождь» Мобайл «Светящиеся нити» | «Медвежонок» «Страшный сон мышонка» «Чайка» «Ловцы жемчуга» «Сосчитай мячики» «Заячьи бега» «Пожарники» «Насос» «Шарик» Гармошка» «Ветер, ветерок, ветрище» «Костёр» «Поиграй со светлячками» | Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук. Упражнять в задержке дыхания. Упражнять правильное речевое дыхание. Стимулировать глубокое, частое дыхание. Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи. Тренировать дыхательную мускулатуру. Отрабатывать нижнее диафрагмальное дыхание и длительность выдоха. Автоматизировать нижнее диафрагмальное дыхание. Формировать направленность и силу выдоха. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме.
| Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок. Как дышит мышка-крошка, Дети лежат в сухом бассейне на спине. Логопед: На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на мячах - фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца. Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону. Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение. Дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение. Дети дуют на подвесные цветные ленточки – «дождинки», изображая ветер разной интенсивности по сигналу логопеда Логопед включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер. Логопед включает светящуюся нить. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нити. |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ СПАСТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В МЫШЦАХ ТЕЛА, У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Наименование оборудования | Название упражнения | Коррекционно –логопедические задачи | Описание упражнения |
Маты Мячи – фитболы «Волшебное зеркало | «Медуза» «Ленивец» «Отдых» «Буратино удивляется» «Колобок» «Лесные обитатели» «Настроение» «Солнышко» (упражнение с элементами психогимнастики) | Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их. Удерживать позу общего расслабления Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса. Активизировать мышцы плечевого пояса. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи. Развитие мимики и пантомимики; Снижение мышечного напряжения Умение выражать различные эмоциональные состояния. Снижение мышечного напряжения. Снижение мышечного напряжения. | Дети лежат на матах, руки и ноги врозь. Я лежу на спине, Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
Дети сидят на мячах-гигантах. Ребёнок, стоя перед зеркалом, передаёт эмоции человека: радость, огорчение, удивление. Дети выполняют действия в соответствии с рассказом логопеда. |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТИ РУКИ
Наименование оборудования | Название упражнения | Коррекционно –логопедические задачи | Описание упражнения |
Сухой бассейн Рельефные мячи и валики | «Полоскание» «Тора» «Можжевельник» «Ёжик» | Выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление, укреплять кисть руки. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса, укреплять кисти руки. Самомассаж кисти руки Самомассаж кисти руки | Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руки и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг. Руки в бассейн опущу, тщательно прополощу. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу. Логопед: Дети катают рельефный валик между ладонями. Логопед читает потешку: У пихты, сосны и ёлки, Очень колкие иголки Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник. Дети катают рельефный мячик между ладонями. Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками. |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННВЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК.
Наименование оборудования | Название упражнения | Коррекционно –логопедические задачи | Описание упражнения |
«Сенсорная тропа» Коврик «Топ – топ» | «Времена года» «Неделька» «Скажи правильно» Игра «Посчитай-ка!» | Запоминание и выполнение инструкции логопеда. Закрепление названий времён года их последовательности. Временные представления (до, после, перед) Формирование лексического строя речи. Связная речь Запоминание и выполнение инструкции логопеда. Закрепление названий дней их последовательности. Временные представления (до, после, перед). Лексика. Связная речь. Выполнение инструкции логопеда. Закрепление предлога ЗА, МЕЖДУ. Прямой, обратный, порядковый счёт. Лексический строй. | Разные цвета «Игровой дорожки» символизируют различые времена года. Вместе с детьми, определяется цвет времени года: красный – лето, желтый – осень, синий – зима, зеленый – весна. Дети берут картинку и занимают тот сектор, который соответствует изображению на картинке. Заняв своё место, ребёнок, должен сказать: «На моей на картинке - лето. Лето наступает после весны» Усложнение: произнести предложение «Лето наступает после весны, перед осенью» Дополнительный материал к игре. Карточки с цифрами от одного до семи или карточки с количеством изображений предметов от одного до семи.Карточки раскладываются на круглых ковриках слева направо, создавая, таким образом, календарь – «дни недели». Стоя на коврике, ребёнок должен правильно сказать: Я стою ЗА Сашей Усложнение: «Я стою МЕЖДУ Сашей и Наташей». Шагая по коврикам, ребёнок считает в прямом, обратном порядке. |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ НА ОСНОВЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Наименование оборудования | Название упражнения | Коррекционно –логопедические задачи | Описание упражнения |
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Тактильное панно «Ёжик» | «Найди на ощупь» «Найди и покажи» «Опиши предмет» | Развитие словаря прилагательных Обогащение антонимического словаря Развитие словаря прилагательных | Ребёнок достаёт шарик, называет какой он на ощупь. По заданию логопеда, ребёнок отыскивает два шарика (твёрдый – мягкий, шершавый гладкий) Дети прикладывают ладошку к любой понравившейся части панно и описывают свои ощущения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.
Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...
Картотека игровых упражнений: "Дыхательная гимнастика"
"Дыхательная гимнастика"...
Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"
Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"...
Картотека игровых упражнений для дошкольников
Материал включает разнообразные игровые упражнения с дошкольниками, позволяющими развивать определенные группы мышц, координацию движений....
Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика
Известно, что всем детям нравятся пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и координацию движений, активизиро...
Картотека игровых упражнений на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи
Подборка упражнений и игр на развитие фонематических функций у дошкольников....
Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....
- Мне нравится (1)