Обследование мышечного тонуса органов артикуляции
статья по логопедии

Романенко Анна Николаевна

1. Обследование  жевательно-артикуляционных  мышц

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30. В норме нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок жалуется на усталость, боль в области скул.

Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить 5 раз.

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.
Потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

 

2. Обследование  мимико-артикуляционных  мышц

Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.

При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать • положение под счет от 1 до 5.

Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

 

3. Обследование мышц языка

Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. Повторить 5 раз.

Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык вглубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернув его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить 5 раз.

Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны, открывать и закрывать рот 5 раз.

Открыть рот и сделать языком «чашечку». Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала верхние, затем нижние зубы.

10.Приоткрыть рот, сделать языком «трубочку». Удерживать положение под счет от 1 до 5.

 

4. Обследование мышц губ

Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ.

При поражении губных мышц артикуляция нарушается, так как движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно-губных смычных согласных (П, ПЬ; Б, БЬ; М, МЬ).

Для обследования мышц губ предлагаются следующие упражнения:

Открыть рот, сделать «оскал» под счет от 1 до 5.

Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

Сжать челюсти, сделать «хоботок» под счет от 1 до 5.

Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.

Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам под счет от 1 до 5.

 

5. Обследование мышц щек

Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке.

Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность.

Для этого необходимо обследовать щечные мышцы.

Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз.

Втянуть щеки в ротовую  полость  между зубами  и удерживать  под счет от 1 до 5.

Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.

 

6.  Обследование мышц мягкого неба

Для обследования мышц мягкого неба предлагаются следующие упражнения:

Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы.

Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А — Ы.

Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ. Звук К — заднеязычный, при его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки языка к мягкому небу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого неба, язычка, небных дужек, оценить активность мышц глотки.

Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_myshechnogo_tonusa_organov_artikulyatsii.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование мышечного тонуса органов артикуляции

  1. Обследование  жевательно-артикуляционных  мышц

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30. В норме нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок жалуется на усталость, боль в области скул.

Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить 5 раз.

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.
Потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение
.

  1. Обследование  мимико-артикуляционных  мышц

Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.

При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать • положение под счет от 1 до 5.

Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

  1. Обследование мышц языка

Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. Повторить 5 раз.

Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык вглубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернув его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить 5 раз.

Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны, открывать и закрывать рот 5 раз.

Открыть рот и сделать языком «чашечку». Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала верхние, затем нижние зубы.

10.Приоткрыть рот, сделать языком «трубочку». Удерживать положение под счет от 1 до 5.

  1. Обследование мышц губ

Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ.

При поражении губных мышц артикуляция нарушается, так как движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно-губных смычных согласных (П, ПЬ; Б, БЬ; М, МЬ).

Для обследования мышц губ предлагаются следующие упражнения:

Открыть рот, сделать «оскал» под счет от 1 до 5.

Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

Сжать челюсти, сделать «хоботок» под счет от 1 до 5.

Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.

Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам под счет от 1 до 5.

  1. Обследование мышц щек

Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке.

Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность.

Для этого необходимо обследовать щечные мышцы.

Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз.

Втянуть щеки в ротовую  полость  между зубами  и удерживать  под счет от 1 до 5.

Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.

  1.  Обследование мышц мягкого неба

Для обследования мышц мягкого неба предлагаются следующие упражнения:

Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы.

Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А — Ы.

Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ. Звук К — заднеязычный, при его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки языка к мягкому небу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого неба, язычка, небных дужек, оценить активность мышц глотки.

Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполн...

Приемы нетрадиционного воздействия на детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния.

Нетрадиционные приемы воздействия становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы....

Развитие общей моторики.Упражнения ,направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Упражнения для развития крупной моторики, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве...

Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....

Состояние мышечного тонуса при речевых нарушениях в таблице.

Состояние мышечного тонусаМышцыДополнительная симптоматикаязыкагубжевательныемягкого нёбамимическиеПовышен резкоЯзык напряжён, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выра...

Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

Эти упражнения учат управлять своими движениями. С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно-двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с ...

Игры для расслабления мышечного тонуса

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления...