Марблс: Уникальный материал для развития детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье приводится информация об использовании в работе логопеда в детском саду с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, игр с использованием камней марблс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marbls_unikalnyy_material_dlya_razvitiya_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Марблс: Уникальный материал для развития детей с речевыми нарушениями
Все, чем занимается ребенок, — это игра. Ведь именно в процессе игры развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика и мыслительные операции. Неудивительно, что она является неотъемлемой частью образования ребенка.
Стимуляция движений пальцев рук активизирует работу центральной нервной системы и способствует развитию речи. В логопедической практике активное использование мелкой моторики головного мозга является неотъемлемой частью успешного обучения.
Исследования нейробиологов и психологов, посвященные развитию головного мозга и психическому развитию детей, с ходу показывают связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, с лучшей моторикой рук, имеют лучше развитый мозг, в частности, его речевую область. Иначе говоря, чем лучше развиты навыки пальчиков, тем легче детям осваивать речь.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) накладывают особые требования на среду развития детей дошкольного возраста: она должна быть насыщенной, вариативной и доступной. Педагогам поручается творчески переработать учебный материал с целью стимулирования у детей постоянного интереса к знаниям и творчеству.
Использование камешков "Марблс" является одним из нетрадиционных методов обучения, который вызывает у детей особый интерес. Заниматься мелкой моторикой с помощью этих камешков становится увлекательным процессом, способствующим сенсорному развитию. Они предоставляют так много возможностей для игр, творчества и развития моторики.
Камешки "Марблс" полностью отвечают требованиям ФГОС и могут быть успешно использованы в работе с детьми разных возрастных групп и со специальными образовательными потребностями.
"Марблс", сферические игрушки, изготовленные из стекла, глины, стали или агата, предоставляют замечательную возможность развития мышления, речи, общения и воображения у детей разного возраста. Они являются настоящим сокровищем в работе с детьми, имеющими проблемы с речью, так как позволяют решить множество задач.
Основная цель использования "Марблс" — это развитие общей и мелкой моторики рук. Они помогают:
1. Формировать правильный захват камешков рукой.
2. Развивать сложные координированные движения пальцев и кисти.
3. Стимулировать мышление.
4. Улучшать ориентировку в пространстве.
5. Предотвращать оптико-пространственные нарушения.
6. Развивать память и умение запоминать цвета.
7. Обогащать словарный запас.
8. Развивать внимание и память.
9. Раскрывать творческие возможности ребенка.
У камешков "Марблс" приятная на ощупь поверхность, эстетическая привлекательность и способность расслаблять детей. Дети с удовольствием работают с этим материалом и испытывают наслаждение от этого творческого процесса.
Игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков
1. Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.
2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.
3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.
4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.
5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.
6. Выложи слово из букв с автоматизированным звуком.
7. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова.
8. Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.
9. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук. Ребенок, наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту.
10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.
11. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.
Использование камушков Марблс при изучении лексических тем
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
• «Выложи по контуру».
• «Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
• «Заполни картинку камушками»
Звукобуквенный анализ слов.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камушки выкладывать под буквами).
• «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
• Звуковой анализ по схеме слова.
Составление предложений.
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении выложить камешками схему.
Развитие сенсорных представлений
• «Соотнеси по цвету»
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
• «Длинный-короткий»
Предложить ребёнку выложить из камушков длинную дорожку и короткую.
• «Высокий-низкий»
Предложить детям выложить из камушков высокую башенку и низкую.
• «Разложи по размеру»
• «Разложи по цвету»
• «Разложи по форме»
Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.
• «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
• «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
• «Лабиринты»
• «Графический диктант»
• «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)
Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий - над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.
Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)
• «Помоги Дюймовочке»
Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.
• «Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.
Работа по коррекции дисграфии.
• Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
• Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).
• Игра «Разгляди буквы».
• «Знакомство с буквой».
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы активно работаем по данному направлению, сделав особый акцент на систематичности и целенаправленности. Важная составляющая этой работы - взаимодействие между учителями-логопедами и воспитателями, особенно в группах с компенсирующей направленностью. Благодаря этому плотному партнерству, мы достигаем высоких результатов в развитии речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...
Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями
В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников пр...
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...
Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений.
Из опыта работы о применении нетрадиционных методов и приемов, позволяющих сделать процесс коррекционно – развивающего обучения наиболее эффективным....
Презентация "Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений".
Презентация из опыта работы...