Кейс-технология в работе с детьми с ОНР
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Ценность кейс-технологии заключается в том, что дети учатся исследовать проблему, находить решение и обосновывать свое мнение. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.
Задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, анализировать ситуацию, делать самостоятельно выводы.
Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.
Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие связной речи.
- Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь.
- Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.
Суть кейс-метода в работе с детьми с ОНР заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Ценность такого метода заключается в том, что ребенок учится:
- отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;
- развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;
- развивать способность вести конструктивный диалог;
- развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
В работе с дошкольниками можно применять следующие виды кейс-технологии:
1) кейс-ситуации;
2) кейс-иллюстрации;
3) фото-кейс.
1. Технология кейс-ситуации – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
2. Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Мы с воспитателем показали иллюстрацию картинки «Нужно ли быть вежливым?» и предложили детям обсудить, что же произошло. Дети высказывали свое мнение и видение данной ситуации. Миша даже заметил, что возмущается одна бабушка, а у другой только удивленные глаза, и она молчит. Все задумались, почему так. Предположений и рассуждений детей было много, каждому хотелось высказаться. Каждый находил свои собственные решения, доказывал, почему считает их правильными. Нашей задачей было, чтобы дети самостоятельно пришли к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
3. «Фото-кейс». В него входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает события;
— вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Кирилл не ест молочную кашу»
Цель: Создать мотивацию необходимости кушать на завтрак кашу.
Текст: В детском саду наступило время завтрака. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную кашу. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Кирилл сидел над тарелкой и не ел кашу.
Вопросы: Почему Кирилл не ест кашу? Чем полезна каша? Как бы ты поступил на его месте?
Фото-кейс «Случай во время обеда»
Цель: Формирование культуры поведения за столом.
Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разложила еду по тарелкам. Все стали обедать, только Максим сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.
Вопросы: Что произошло? Почему у Максима не было ложки? Как поступить в этой ситуации?
Фото-кейс «Самостоятельность»
Цель: Формировать основы безопасного поведения при выходе на прогулку.
Текст: Группа детей при выходе на прогулку должна была спускаться по ступенькам, держась за перила. Только Алиса не послушалась воспитателя и начала спускаться самостоятельно, не держась за перила.
Вопросы: Что неправильно сделала Алиса? Почему так произошло? Как правильно поступить? Всегда ли нужна такая самостоятельность? Как проявлять свою самостоятельность в коллективе?
В процессе освоения и применения нами кейс-технологии в работе с детьми, были получены неплохие результаты:
- дети пополняли необходимую информацию в общении;
- научились задавать вопрос, участвовать в дискуссии;
научились не только отстаивать свое мнение, но и считаться с мнением других участников, работать в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»
Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...
«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста» (мастер – класс для педагогов ДОУ)
Самый лучший учитель - жизнь. Цель технологии - помочь каждому ребенку определить собственный путь освоения знаний, через использование жизненных ситуаций...
Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...
Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...
Мастер – класс «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
суть метода кейсов заключается в использовании конкретных ситуаций для развития умений детей самостоятельно определять проблемы и находить пути их решения....
Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....