Игры для развития речи у неговорящих детей
методическая разработка по логопедии

Практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya.docx749.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Березовского  «Детский сад №1 «Звездочка»

Методическая разработка

Игры для развития

    речи у неговорящих детей

Подготовила:учитель-логопед

Полевода Мария Анатольевна

                                                 

Пояснительная записка

 

          Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

          С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

           Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

          - обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности

           Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

           На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

           Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

                                                               

                                                      323.jpg

                                             

                                           

                                                    Игра «Солнце-дождик».

Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.

Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.

Ход игры: Занятие проводится с группой детей. Логопед предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Дети вместе с логопедом изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Логопед в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент логопед эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, детей не спрятавшихся под зонтик, логопед слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова логопед произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.

                                     a6568aa8ac7beb8bb47512ec44bd9df1.jpeg

                                           

                         

                                                 Игра «Выжимаем губки».

Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».

Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.

Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.

Ход игры. Логопед ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем логопед предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».

                                                   6c506522d3e148eb176cd4693456fd07.jpg

                                               Сенсорные альбомы

 Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).

Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.

Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.

Ход игры: Логопед показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.

                                 item_1674.jpg

                   

                    Игрушки для развития речевого дыхания

Развитие речевого дыхания у ребенка, очень важная составляющая его правильной и красивой речи. Умение правильно, громко и четко произносить звуки необходимо тренировать с самых ранних лет жизни ребенка. В этом поможет дыхательный тренажер  «Аэробол».

Суть игры в том, чтобы поднять шарик как можно выше и плавно опустить его на место. А еще можно попробовать добиться эффекта «зависания» шарика в воздухе. Игры на дыхание развивают легкие, носоглотку, речевое дыхание, постановку речи, голос.

В процессе игры  ребенок научится плавному дыханию, что способствует правильному звукообразованию и развитию его речи. Тренажёр помогает удерживать внимание и сосредотачиваться. Перед применением тщательно протрите аэробол. Тренируйтесь ежедневно и увеличивайте интенсивность занятий.

Любимые игры среди детей:

«Высоко-низко». Попробуйте регулировать силу и продолжительность выдоха, управляя шариком и заставляя его взлетать выше или ниже.

«Кто дольше?». Тренируйте длинный выдох, соревнуясь с ребенком, кто дольше продержит парящий шарик.

Занятия всего по 5 минут, но каждый день, принесут очень хорошие результаты.

                                                22706.jpg

                        Игрушки  для  формирования предметно-игровых действий

Матрешки сформируют  у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

"Сделаем мебель для матрешки"

 Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.

Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

                                             matrioshka-suvenir-igrushka-makro-boke.jpg

Сортер –прекрасная игрушка для развития , где нужно сортировать предметы по разным признакам. Даже небольшое число отверстий в сортере поможет ребенку различать и соотносить форму и размер фигур с их изображением на плоскости. Сортер развивает логику , зрительную память и мелкую моторику. Ребенку постарше лучше выбрать более сложный по количеству отверстий и форм сортер.

                                          0ce701aaf64fc7bec855d4fec2bf9225.jpg

Посуда. Игры с посудой занимательны и познавательны.Здесь огромное поле для создания сюжетов, что стимулирует развитие речи . Детская посуда задействует мелкую моторику , развивает сенсорные ощущения.

                               6359961461.jpg

Игрушки-шнуровки

Предназначены для развития мелкой моторики и памяти .Шнурок продевается через определенный предмет с дырками (фигурка,пуговица, ботинок ).Иногда для удобства присутствует пластмассовая игла. Получается своеобразная модификация пирамидки. Игрушки –шнуровки –это разные сюжетные игры. Например, инсценировка «Репки». Мама читает сказку , а ребенок сцепляет шнурком поочередно всех участников событий (бабку , дедку и т.д.)

                                       6199.970.jpg

Список игр и игрушек может быть огромным. Выбирать нужно, исходя из конкретной ситуации. Интуиция и помощь специалиста обеспечат успех в развитии речи у вашего ребенка.

                   

                                                Веселых Вам игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для неговорящих детей

Если  ребёнок не говорит,  а ему уже 2 года и больше, значит,  малышу нужно помочь, а не ждать чудо…...

Игры для неговорящих детей

Игры для неговорящих детей...

Игры для неговорящих детей. (1)

Игры для неговорящих детей. (1)...

Игры для запуска речи неговорящих детей

В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Игры для активизации речи неговорящих детей дошкольного возраста.

Простые логопедические игры для активизации речи неговорящих детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для неговорящих детей

Практические советы родителям. Если ребенок молчит....