Игры для развития речи у неговорящих детей
методическая разработка по логопедии
Практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya.docx | 749.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Березовского «Детский сад №1 «Звездочка»
Методическая разработка
Игры для развития
речи у неговорящих детей
Подготовила:учитель-логопед
Полевода Мария Анатольевна
Пояснительная записка
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
- обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Игра «Солнце-дождик».
Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.
Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.
Ход игры: Занятие проводится с группой детей. Логопед предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Дети вместе с логопедом изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Логопед в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент логопед эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, детей не спрятавшихся под зонтик, логопед слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова логопед произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.
Игра «Выжимаем губки».
Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».
Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.
Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.
Ход игры. Логопед ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем логопед предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».
Сенсорные альбомы
Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).
Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.
Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.
Ход игры: Логопед показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.
Игрушки для развития речевого дыхания
Развитие речевого дыхания у ребенка, очень важная составляющая его правильной и красивой речи. Умение правильно, громко и четко произносить звуки необходимо тренировать с самых ранних лет жизни ребенка. В этом поможет дыхательный тренажер «Аэробол».
Суть игры в том, чтобы поднять шарик как можно выше и плавно опустить его на место. А еще можно попробовать добиться эффекта «зависания» шарика в воздухе. Игры на дыхание развивают легкие, носоглотку, речевое дыхание, постановку речи, голос.
В процессе игры ребенок научится плавному дыханию, что способствует правильному звукообразованию и развитию его речи. Тренажёр помогает удерживать внимание и сосредотачиваться. Перед применением тщательно протрите аэробол. Тренируйтесь ежедневно и увеличивайте интенсивность занятий.
Любимые игры среди детей:
«Высоко-низко». Попробуйте регулировать силу и продолжительность выдоха, управляя шариком и заставляя его взлетать выше или ниже.
«Кто дольше?». Тренируйте длинный выдох, соревнуясь с ребенком, кто дольше продержит парящий шарик.
Занятия всего по 5 минут, но каждый день, принесут очень хорошие результаты.
Игрушки для формирования предметно-игровых действий
Матрешки сформируют у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
Взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.
"Сделаем мебель для матрешки"
Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.
Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.
Сортер –прекрасная игрушка для развития , где нужно сортировать предметы по разным признакам. Даже небольшое число отверстий в сортере поможет ребенку различать и соотносить форму и размер фигур с их изображением на плоскости. Сортер развивает логику , зрительную память и мелкую моторику. Ребенку постарше лучше выбрать более сложный по количеству отверстий и форм сортер.
Посуда. Игры с посудой занимательны и познавательны.Здесь огромное поле для создания сюжетов, что стимулирует развитие речи . Детская посуда задействует мелкую моторику , развивает сенсорные ощущения.
Игрушки-шнуровки
Предназначены для развития мелкой моторики и памяти .Шнурок продевается через определенный предмет с дырками (фигурка,пуговица, ботинок ).Иногда для удобства присутствует пластмассовая игла. Получается своеобразная модификация пирамидки. Игрушки –шнуровки –это разные сюжетные игры. Например, инсценировка «Репки». Мама читает сказку , а ребенок сцепляет шнурком поочередно всех участников событий (бабку , дедку и т.д.)
Список игр и игрушек может быть огромным. Выбирать нужно, исходя из конкретной ситуации. Интуиция и помощь специалиста обеспечат успех в развитии речи у вашего ребенка.
Веселых Вам игр!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для неговорящих детей
Если ребёнок не говорит, а ему уже 2 года и больше, значит, малышу нужно помочь, а не ждать чудо…...
Игры для неговорящих детей
Игры для неговорящих детей...
Игры для неговорящих детей. (1)
Игры для неговорящих детей. (1)...
Игры для запуска речи неговорящих детей
В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...
Игры для активизации речи неговорящих детей дошкольного возраста.
Простые логопедические игры для активизации речи неговорящих детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения для неговорящих детей
Практические советы родителям. Если ребенок молчит....