Психическое развитие детей раннего возраста.
консультация по логопедии
Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_razvitie_rebenka.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.
В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела), подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет), общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес.).
Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции и движения руки (с 4 мес.). Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т.е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными.
АДАПТАЦИЯ (1-2 месяца) | Медленно следит за игрушкой, которую вы держите высоко над кроваткой; Провожает взглядом висящую игрушку; Крепко держит игрушку в руке |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Если поддерживать головку, то держит прямо, но головка падает, если прекратить поддерживать; Лежит на животе, поднимает голову на 45' |
РЕЧЬ | Живое выражение лица; Вполне осмысленный при разговоре со взрослым взгляд Произносит одиночные гласные |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Улыбается, если взрослый кивает головой и разговаривает с ним; Провожает глазами движущихся около него людей |
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 2-3 МЕСЯЦА | |
АДАПТАЦИЯ | Быстрый взгляд за игрушкой, качающейся над кроваткой; Провожает взглядом игрушку или руки взрослого; Глядит на игрушку, которую держит в руке |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Если посадить, наклоняет голову вперед; Наблюдаются симметричные положения тела и головы; Лежа на животе, длительно удерживает голову на 45' |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Свободно сжимает руки в кулачки и разжимает их; Держит игрушку в руке с энергичным захватыванием |
РЕЧЬ | Гукает и смеется; «Разговаривает» если взрослый кивает головой или разговаривает с ним |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Смотрит преимущественно на взрослого (фиксирует на нем взгляд); Поднимает свою руку и смотрит на нее; Дергает одежду, теребит |
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 3-4 МЕСЯЦА | |
АДАПТАЦИЯ | Машет руками, поворачивается при виде игрушки, если она качается за спиной, или ее кладут на стол; Рассматривает игрушку в руке; Когда лежит, берет игрушку в рот |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Головка, устойчивая, направлена вперед, вертит, когда сидит; Преобладают симметричные положения тела; Лежа на животе, держит голову на 90', смотрит прямо |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Царапает, хватает пальцами одежду; Поднимает обе руки, играет своими пальцами |
РЕЧЬ | Громко кричит (лепечет) Сильно возбуждается в игре |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Улыбается, когда подходят люди и стоят рядом с ним; Когда видит свою бутылочку, узнает ее |
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 4-5 МЕСЯЦЕВ | |
АДАПТАЦИЯ | Тянется обеими руками к игрушке, лежа на спине или в положении сидя; Захватывает игрушку, только если она недалеко от руки или, если медленно отодвигать игрушку; Наблюдает за падающей игрушкой |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Когда сидит, голову держит прямо, устойчиво; Голова отстает, когда берут на руки и напряжена при сидении; Пытается «вылезти» их кроватки |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Царапает крышку стола или спинку кровати (если игрушка не в поле зрения) |
РЕЧЬ | Визжит (высокий голос) |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Смеется на самого себя, если увидит в зеркале; Берет бутылочку обеими руками, когда кормят |
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 5-6 МЕСЯЦЕВ | |
АДАПТАЦИЯ | Тянется за игрушкой и берет ее в обе руки; Тянется за игрушкой в пределах возможного; Когда удерживается в сидячем положении, берет игрушку в рот |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Захватывает ногу, когда лежит на спине; Переворачивается на живот, берется обеими руками за кроватку; Лежа на спине, поднимает голову |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Берет маленькую игрушку и зажимает ее в кулак |
РЕЧЬ | Мычит и бормочет, пускает пузыри; Заводит «разговор» с игрушками и человеком |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Отличает незнакомых от членов своей семьи; Смеется и показывает на себя, если подносят к зеркалу |
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 6-7 МЕСЯЦЕВ | |
АДАПТАЦИЯ | Тянется за игрушкой, которой взрослый делает дугу перед лицом ребенка, берет игрушку из руки взрослого; Легко перекладывает игрушку из одной руки в другую; В положении сидя бросает игрушку вверх и вниз, ударяет игрушкой там и сям, когда сидит с поддержкой |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Сидит 1 минуту прямо, неустойчиво, опираясь на руки; Садится, если поставить на твердую поверхность, опираясь на руки взрослого; |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Берет маленькую игрушку, держит ее на ладони 2-3 пальцами; Кладет изюм на руку, тщательно собирает его |
РЕЧЬ | Лепечет Произносит некоторые гласные звуки по порядку: а-а-а-у-у-у-о-о-о |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Когда лежит на спине, берет ногу в рот; Тянется руками и хлопает, когда увидит себя в зеркале |
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 7-8 МЕСЯЦЕВ | |
АДАПТАЦИЯ | Берет сначала одну маленькую игрушку, а затем вторую; Долго удерживает обе игрушки; Прикладывает к игрушке тесемку, если тесемка находится недалеко от руки, тянет шнурок на ботинок |
ОБЩАЯ МОТОРИКА | Сидит 10 минут устойчиво, без поддержки; Стоит во весь рост, поддерживаемый за плечи руками; Точка опоры создается при помощи рук |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Пытается взять и собрать изюм сначала большим пальцем, потом двумя и тремя, обычно маленькая ручка спешит |
РЕЧЬ | Произносит слоги «да, ба, га, ка» |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Берет в рот, кусает игрушку, но пока не лижет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста
Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями показателей развития малыша? Ведь своевременность фо...
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...
Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста
В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...
Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста
В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...
Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста
В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...
Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста
В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...
Из опыта работы «Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста».
Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят и...