Особенности развития произносительной стороны речи при расщелинах
учебно-методический материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития произносительной стороны речи при расщелинах | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития произносительной стороны речи при расщелинах
Нарушение дыхания | Особенности голосообразования | Особенности звукопроизношения |
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому при произнесении речи значительно (приблизительно в три раза) увеличивается его объем. Вдох становится короче и глубже. Еще одной особенностью речевого дыхания можно назвать ту, что выдох происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, для речеобразования эта струя должна быть сильной и направленной. Наличие врожденной расщелины нёба плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей с нёбной патологией вследствие велофарингеальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Нарушения функции дыхания приводит к гиперназализации, ограничению произнесения всех звуков и появлению в речи атипичных компенсаторных артикуляций (фарингеальных и глоточных реализаций). Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными расщелинами нёба является развитие речевого дыхания. Рекомендуется проводить его в три этапа. I. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха. II. Дифференциация ротового и носового выдоха. III. Формирование речевого дыхания. Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения. | В голосообразовании активное участие принимают диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа и его придаточные пазухи. | Неправильное функционирование небно-глоточного аппарата, приподнятый корень языка делают произношение гласных гиперназализованным. Согласные звуки произносятся искаженно, появляются призвуки, напоминающие храп. Произношение согласных звуков при ринолалии характеризуется наиболее выраженными отклонениями: дети пропускают звуки, заменяют их другими или образуют дефектным способом. В ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для правильного произнесения звуков. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое и называется ринолалией. Это очень характерный дефект, легко опознаваемый на слух. Общая характеристика - это храпящие звуки с носовым оттенком. Связь вида расщелины с тяжестью нарушения звукопроизношения не является прямой. Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации. Утечка воздуха в нос значительно затрудняет образование во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласныхЧаще всего направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют ее усиленным выдохом из глотки. Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки на пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным или фарингеальным. При ринолалии им произносятся почти все глухие согласные фонемы. Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором смычки и щели создаются на уровне гортани. Воздух трется о края голосовых складок. Этот способ звукообразования называют гортанным или ларингеальным. Произношение носовых звуков при ринолалии также может нарушаться из-за того, что органы артикуляции не могут принять правильную артикуляционную позу. У детей с расщелинами неба наблюдается снижение кинестезий и расстройство фонематического слуха за счет понижения тактильной чувствительности языка. Пониженное давление воздуха в полости рта притупляет тактильное восприятие "взрывов" и потоков воздуха. Ортодонтические аппараты и съемные зубные протезы, прикрывая слизистую оболочку неба и альвеолярного отростка, еще больше затрудняют ощущение отдельных артикуляций. С возрастом кинестетические ощущения понижаются все больше. Это вызывает еще большие затруднения при постановке и автоматизации звуков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...
Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...
Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.
Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста....
Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.
Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....
Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика».
Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика». Цель: развитие произносительной стороны речи у дошкольников. Интеграция образовательных...
«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...