Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии

При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).                      

В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:

I. Социальное развитие.

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении.

1. Представления о себе и ближайшем окружении

Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Как тебя зовут?

2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);

3. Сколько тебе лет?

4. Имена родителей или других родственников.

2. Средства общения ребенка:

• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);

• предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);

• речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

• устанавливает контакт легко и быстро;

• контакт избирательный;

• контакт формальный;

• не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

5. Особенности характера ребенка:

Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах) :

Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

2. Бег:

1. Бег за взрослым в прямом направлении«Беги за мячом, как я».

2. Бег за взрослым в разных направлениях«Догони меня».

3. Бег самостоятельно по прямой«Беги к домику».

3. Прыжки:

1. Подпрыгивание на месте на двух ногах«Прыгай как зайка».

2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см) : «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).

3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол«Прыгай через ручеек».

4. Ползание, лазание:

1. Ползание на четвереньках«Проползи через ворота».

2. Ползание на животе«Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).

5. Бросание:

1. Бросание в цель двумя руками«Брось мяч в корзину».

2. Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой«Бросай мячики».

Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия, выполняет задание после обучения, результат.

Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:

• Застегивание пуговиц;

• Нанизывание бусин на шнурок;

• Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;

• Умение держать карандаш, ведущая рука;

• Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);

• Обводка;

• Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

• Воспроизведение фигур из палочек;

• «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:

словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

VI. Математические представления

Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.

Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребёнка.

собеседника);

• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;

• Ориентировка в направлении движений;

• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);

• дни недели;

• части суток;

VII. Игровая деятельность

Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)

• преобладающее настроение;

5. Особенности характера ребенка:

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).

II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого.

границ, темп, мышечный тонус);

• Обводка;

• Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева

• Воспроизведение фигур из палочек;

• «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие.

частей тела, предметов, действий, обобщающие понятия, профессии, подбор определения к слову, синонимы, антонимы).

• Понимание загадок, пословиц, метафор.

• Словоизменение (сущ. мн. ч., косвенные падежи, Род. п. мн. ч., сочет. с числит. 2 и 5, согл прил. с сущ. по родам).

• Словообразование (умен. -ласкат. сущ., детёныши животных, образ. прилагат. от сущ., ответ на вопрос «Чей?»).

• Связная речь (пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).

VI. Математические представления

• Цвет

• Форма

• Названия величин (большой – маленький, длина-высота- ширина).

• Сериация по величине

• Сравнение множеств (приложением, линиями, сравнение чисел, на сколько больше, меньше).

• Счёт (отвлечённо, конкретно, прямой, обратный).

• Знание цифр, соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

• Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);

• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;

• Ориентировка в направлении движений;

• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);

• дни недели;

• части суток;

VII. Игровая деятельность

• характер возникновения игры;

• форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми);

• Ориентировка в направлении движений;

• оречевление деятельности последовательность);

• отноношение к правилам

  • характер действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...

Протокол психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста

Схема  обследования ребенка дошкольного возраста...

Протоколы психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста

Представлены протоколы обследований детей разных возрастных групп....

Особенности дефектологического обследования ребенка дошкольного возраста на базе ГБУ ЦДК СПб.

В данной презентации раскрываются основные принципы, лежащие в основе обследования учителем-дефектологом  детей ранего и дошкольного возраста, обращающихся за помощью в Центр диагнгостики и консу...

Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста.

При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического м...