Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektologicheskoe_obsledovanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).
В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:
I. Социальное развитие.
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении.
1. Представления о себе и ближайшем окружении
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Как тебя зовут?
2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);
3. Сколько тебе лет?
4. Имена родителей или других родственников.
2. Средства общения ребенка:
• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);
• предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);
• речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
• устанавливает контакт легко и быстро;
• контакт избирательный;
• контакт формальный;
• не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).
5. Особенности характера ребенка:
Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.
6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах) :
Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).
2. Бег:
1. Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
2. Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».
3. Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».
3. Прыжки:
1. Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см) : «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».
4. Ползание, лазание:
1. Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».
2. Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).
5. Бросание:
1. Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».
2. Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».
Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия, выполняет задание после обучения, результат.
Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:
• Застегивание пуговиц;
• Нанизывание бусин на шнурок;
• Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
• Умение держать карандаш, ведущая рука;
• Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
• Обводка;
• Параллельная штриховка.
III. Конструктивный праксис.
Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, а так же с применением следующих тестов:
• Воспроизведение фигур из палочек;
• «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)
IV. Интеллектуальное развитие
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:
словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
VI. Математические представления
Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребёнка.
собеседника);
• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
• Ориентировка в направлении движений;
• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
• дни недели;
• части суток;
VII. Игровая деятельность
Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)
• преобладающее настроение;
5. Особенности характера ребенка:
6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).
II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого.
границ, темп, мышечный тонус);
• Обводка;
• Параллельная штриховка.
III. Конструктивный праксис.
Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева
• Воспроизведение фигур из палочек;
• «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)
IV. Интеллектуальное развитие.
частей тела, предметов, действий, обобщающие понятия, профессии, подбор определения к слову, синонимы, антонимы).
• Понимание загадок, пословиц, метафор.
• Словоизменение (сущ. мн. ч., косвенные падежи, Род. п. мн. ч., сочет. с числит. 2 и 5, согл прил. с сущ. по родам).
• Словообразование (умен. -ласкат. сущ., детёныши животных, образ. прилагат. от сущ., ответ на вопрос «Чей?»).
• Связная речь (пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).
VI. Математические представления
• Цвет
• Форма
• Названия величин (большой – маленький, длина-высота- ширина).
• Сериация по величине
• Сравнение множеств (приложением, линиями, сравнение чисел, на сколько больше, меньше).
• Счёт (отвлечённо, конкретно, прямой, обратный).
• Знание цифр, соотнесение их с количеством.
VI. Пространственные и временные представления.
• Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
• Ориентировка в направлении движений;
• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
• дни недели;
• части суток;
VII. Игровая деятельность
• характер возникновения игры;
• форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми);
• Ориентировка в направлении движений;
• оречевление деятельности последовательность);
• отноношение к правилам
- характер действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...
Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста
1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.
Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...
Протокол психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста
Схема обследования ребенка дошкольного возраста...
Протоколы психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста
Представлены протоколы обследований детей разных возрастных групп....
Особенности дефектологического обследования ребенка дошкольного возраста на базе ГБУ ЦДК СПб.
В данной презентации раскрываются основные принципы, лежащие в основе обследования учителем-дефектологом детей ранего и дошкольного возраста, обращающихся за помощью в Центр диагнгостики и консу...
Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста.
При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического м...