"Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki_i_bukvy_starsh.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Конспект итогового занятия по обучению грамоте
в старшей группе
«Гласные звуки и буквы»
Подготовила и провела:
учитель – логопед
О.Н. Малышко
Цели:
- Обобщить знания детей о гласных звуках и буквах
- Закрепить умения:
- классифицировать гласные звуки по твердости - мягкости;
- определять место звуки в слове,
- выделять начальный звук из слова,
- соотносить зрительный образ буквы со звуком
- проводить звуковой анализ синтез коротких слов,
- Развивать фонематический слух.
Оборудование: Игра «Звукоморье» (см.приложение), предметные картинки, набор
букв, сигнальные карточки, звуковые кубики и полоски, разрезная
азбука («собери букву»).
Ход:
I. Организационный момент: сядет тот, кто назовет свою любимую сказку.
II. Игра «Звукоморье»:
Логопед: «Ребята, я вижу, вы очень любите сказки. А хотели бы вы сами побывать в сказке?
Дети: «да»
Логопед: «Тогда, я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в сказочную страну - «Звукоморье». Это необычная страна, морская. В ней живут звуки. А на чем же мы отправимся в плавание.
Дети: «на корабле»
Логопед: «Верно. А вот и наш кораблик. Ой, да тут пассажиры. Кто это, Узнаете?
Дети узнают себя на фотографиях в окошках корабля.
Логопед: «Действительно! Случилось чудо, и вы на самом деле очутились на
борту сказочного корабля. Ну, что, вперед! К приключениям! Только будьте
осторожны и внимательны, в сказке всякое может»
Кораблик продвигается вперед и останавливается.
Логопед: «Что такое! Не успели отплыть, а кораблик уже остановился и не двигается. Да тут какая-то помеха! (открывает первую картинку игры- АКУЛА)
Ребята - это Акулья скала! Она так называется потому, что здесь живут
акулы. Место опасное! Чтобы проплыть его надо правильно ответить на
вопросы.
Будьте внимательны, а то акула кого - нибудь съест.
Вопросы:
- с какого звука начинается название этой скалы Дети :- со звука «А»
- А что такое звук?
Дети: - то что мы слышим
- Какие звуки называются гласными и почему?
Дети :- звуки, которые поются голосом - гласные.
- Какие бывают гласные звуки?
Дети: - твердыми и мягкими
- А звук «А» - какой?
Дети : - твердый
- Придумайте слова, начинающиеся с твердого гласного звука: Дети называют
Логопед: « Молодцы! Такие умные дети акуле не по зубам. Отправляемся дальше».
Кораблик плывет и останавливается у второй картинки игры.
Логопед: «Что случилось! Опять кораблик остановился (открывает картинку- ЯКОРЬ)
Ой, ребята, у нас оторвался якорь и упал на дно. Чтобы его достать, надо выполнить задания:
Вопросы и задания:
1 .Какой первый звук в слове «якорь», твердый он или мягкий
Дети: «звук «Я», он мягкий».
2. «У вас на столах красные кубики. Поднимите кубик, если услышите мягкий гласный звук :
са -се - лё - ре - му - ми - зи - фа - до - рё - кп - бо -ге - ты - те - л а
З.Что такое буква?
Дети : «значок, обозначающий звук»
«У вас на столах - карточки с буквами. Они перемешались от толчка, когда упал якорь. Разложите карточки так, чтобы наверху оказались буквы твердых звуков, а внизу - мягких.
Дети выполняют. На доске выставляется правильный вариант.
Дети проверяют свой результат.
Логопед : Все в порядке. Поломку устранили, можно двигаться дальше.
Раздаётся звук « о -е - ей»,
«Что это ребята (открывается 3-я картинка- ПАРУСНИК).
Логопед: Да это же парусник «Полет» Мы чуть не столкнулись с ним.
Чтобы побежать аварии, надо потрудиться :
Задания:
1. Посмотрите на название парусника и назовите буквы гласных
звуков, которые есть в названии. Дети : «звуки О- ё».
- «У вас на столах картинки, в названиях которых есть звук «О».Найдите его в слове и под картинкой выложите звуковую полоску.
Демонстрация: - если звук «О» - в начале слова, то
Эту -
Если в середине -
Если в конце –
Картинки: «овощи, дом, автобус, снеговик, колесо, иголки, слон, цветок, ножницы.
Дети объясняют выполненное задание .
- Поднимите букву, соответствующую гласному звуку :
пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, жук, дочь, сад, пол, мыл, рис, эхо
Логопед: «Ну вот и справились. Полный вперед! И снова остановка. Кого мы еще встретим?
Ой, да это уточка. Что случилось? (открыта 4-я картинка- УТКА). Ребята, уточка говорит , что ее братья и сестры улетели на Юг, а она отстала от стаи. Не знает, где их искать. Надо ей помочь.
Задания и вопросы :
1 .Скажите, с какого звука начинается слово «уточка». Дети : со звука «У». А «Юг»?
Дети: со звука «Ю».
Логопед: Ребята, так это же звуки - братья. Только «У»какой?
Дети: «Твердый». А «Ю»?
Дети: «мягкий».
Логопед: Давайте все буквы разложим по парам: соединим твердых и мягких братиков. Может тогда и уточка пай дет своих родственников?
Дети выполняют задания.
Логопед: Молодцы, ребята! Теперь уточка полетит искать свою стаю, а мы отправимся дальше. В путь!.
Кораблик останавливается у следующей картинки.
Что-то опять случилось. Да это же пираты.(открывается картинка- ПИРАТЫ) От них так просто не уйдешь! Надо выполнить 3 задания.
Задания:
Назовите буквы красного цвета в слове «пираты» на картинке.
Дети :буквы И—Ы
2.Отгадайте загадки о буквах: Посмотри на колесо и увидишь букву... дети «О»
Чтобы «О» по укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка. что случилось
Получилась буква ... дети «Ю».
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь, а
Перед тобою буква ... дети «А».
3. Дорисуйте буквы:
Кораблик отправляется дальше и останавливается у последней
картинки препятствия (Матрос).
Логопед: Внимание! Человек за бортом! Это место заколдовано. Кораблик не сможет подплыть к человеку, пока мы не узнаем пароль.
Задания:
1. Выложите столько красных карточек, сколько звуков я назову
А У
- Какой первый звук (второй)
- Поменяйте местами и прочитайте, что получилось?
Дети «УА»
- Уберите карточку «а», что осталось?
Дети: «У»
- Добавьте синий квадратик, означающий звук «М», прочитайте, что получилось.
Дети: «УМ».
Хором читают пароль - «УМ»
Логопед: Наше путешествие завершилось в замке короля звуков. Мы никого не потеряли в пути. Преодолели все препятствия. Теперь можно отдохнуть.
Итоги: Встанет тот, кто придумает имя королю звуков. В его имени должны быть гласные звуки (любые). Назовите их в ответе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте....
Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)
Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...
Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"
Конспект НОД по обучению детей грамоте включает в себя интеграцию образовательных областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....