Диагностические задания, чтобы выявить предпосылки к дисграфии и дислексии у детей шести–семи лет.
тест по логопедии (подготовительная группа)

Аликаева Марина Анатольевна

Диагностические задания, чтобы выявить предпосылки к дисграфии и дислексии.

10 заданий и Ключ к диагностическим заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тест с заданиями20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические задания, чтобы выявить предпосылки к дисграфии и дислексии у детей шести–семи лет

Используйте диагностические задания в работе с детьми подготовительных групп.

Задания помогут выявить риски возникновения дисграфии и дислексии у дошкольников. Возьмите согласие родителей на логопедическую диагностику и коррекционную работу с ребенком. Услуги учителя-логопеда – часть психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Диагностические задания, чтобы выявить предпосылки к дисграфии и дислексии

Задание 1

На столе несколько небольших кругов. Взрослый: «Послушай, сколько раз я хлопнула в ладоши. Положи столько же кружочков».

Задание 2

Взрослый предлагает ребенку две полоски бумаги: «Большая полоска – длинное слово, маленькая полоска – короткое слово. Послушай слово. Покажи нужную полоску: «пух»,

«стук», «пароход», «бегемот», «стол», «самосвал».

Задание 3

Взрослый просит ребенка послушать слоги и повторить: «па-ба-па», «ша-ша-жа», «са-за- са», «ко-го-го», «фо-во-во», «то-до-до». Следит, правильно ли он повторяет

последовательность слогов, не смешивает ли звуки.

Задание 4

Взрослый ритмично хлопает в ладоши и просит ребенка повторить за ним. Поочередно воспроизводит ритмические модели типов: х-Х, х-х-Х, х-Х-х, где «х» – тихий хлопок, «Х»

– громкий хлопок.

Задание 5

Взрослый спрашивает ребенка, о чем можно сказать, что оно обладает каким-либо качеством из списка. Например: «О чем можно сказать: красный? Мяч, платье или роза?»;

«…деревянная? Стул, кровать или блюдце?»; «…большое? Облако, тарелка или

карандаш?». Когда ребенок затрудняется, можно предложить ему предметные картинки.

Задание 6

Взрослый просит ребенка послушать и ответить: «Стол из дерева – деревянный, а кукла из бумаги – какая? А стакан из стекла какой? А шуба из меха какая? А сок из лимона какой?». Ребенок отвечает: «бумажная», «стеклянный», «меховая», «лимонный».

Задание 7

Взрослый просит ребенка сказать, где ручка, и обращает внимание на то, насколько правильно ребенок употребляет предлоги. Взрослый кладет ручку на стол, прячет под стол, достает из-под стола, прячет за спину, достает из-за спины, кладет в ящик, вытаскивает из ящика.

Задание 8

Взрослый просит ребенка выложить по образцу домик, елочку, рыбку. Ребенок выкладывает их из счетных палочек или геометрических фигур.

Задание 9

Взрослый просит ребенка выполнить графический диктант: «2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 7 клеток вниз, 5 клеток вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 11 клеток вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка

вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки влево, 4 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 1

клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вверх».

Итоговый рисунок графического диктанта – собака.

Задание 10

Задание только для детей, которые усвоили печатные буквы. Взрослый предлагает ребенку бланк с печатными буквами, которые написаны перевернуто, зеркально, с лишними элементами и просит зачеркнуть неправильные буквы.

Ключ к диагностическим заданиям

Считайте баллы за задания, которые ребенок выполнил неправильно:

  • 2 балла – ребенок не выполнил задание или выполнил неправильно;
  • 1 балл – ребенок выполнил задание правильно, но с помощью педагога;
  • 0 баллов – ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно.

Подсчет баллов

Норма

Низкий риск возникновения дисграфии и дислексии

Высокий риск возникновения дисграфии и дислексии

0–2 балла

2–7 баллов

7–20 баллов

Примечание: чем больше ребенок набрал баллов, тем выше у него вероятность риска возникновения нарушений чтения и письма. При высоком риске возникновения порекомендуйте родителям направить ребенка на углубленное обследование у учителя- логопеда. Особое внимание уделите детям из группы риска: дети с нарушениями речи, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, дети с проблемами концентрации внимания и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.

Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти...

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

консультация для воспитателей "Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста"

причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател...

Диагностические задания, чтобы определить особенности музыкального развития детей

Чтобы провести диагностику музыкального развития детей  дошкольного возраста, используйте готовые задания. Задания поделены на блоки по основным видам музыкальной деятельности. Они...