Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности в работе учителя-логопеда
презентация по логопедии
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnost_prezentatsiya2.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно , отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни . С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые нуждаются в совершенствовании. С этой точки зрения, большой интерес представляют использование творческих заданий в процессе обучения, как наиболее эффективное средство формирования креативного мышления. Одна из самых основных задач учителя - активизация познавательной деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем генерировать новые идеи, действовать не так, как привыкли, и находить выходы из сложных ситуаций.
Основные составляющие креативности Беглость мысли Гибкость мысли Оригинальность Любознательность Способность к разработке гипотезы Удовлетворенность В понятие креативности входит как умение нестандартно решать проблемы, так и способность достигать цель, находить выход из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом. Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и использовать это по-другому.
Использование методов технологии креативного мышления в процессе развития речи школьников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами; формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Существует ряд правил, которыми руководствуются учителя в работе : • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим; • не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; • уважать точку зрения ученика; • предлагать детям свободу в творческих проявлениях в ходе занятий; • творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса; • не навязывать свою программу образов и действий, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее; • поддерживать процесс; • предлагать разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой; • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей.
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК
В своей работе можно использовать множество творческих заданий , которые дети с удовольствием выполняют: « Определяйка » «Подходит-не подходит» «Безумный генетик» «Очумелые глазки» «А что если бы?...» «Мурзилка» «Угадай – ка» «Вспоминай-ка» «Третий- лишний» «Мозаика» «Что на что похоже» И многие другие
На логопедических занятиях используются инсценировки . Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Учащиеся легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой нужно отгадать ее название. Потом команды меняются местами. Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Ученики становятся более свободными, раскрепощенными.
Активно используются на занятиях скороговорки . Учащимся предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд. На подготовку дается 3 минуты. Для развития четкой артикуляции и дикции часто используется на занятиях скороговорки- языколомки . 1. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 2. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. 3. Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон. 4. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке. 5. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Активное использование в традиционном учебном процессе разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности в работе учителя-логопеда Подготовила Учитель-логопед МБОО «Школа № 1» Пушкина Татьяна Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»
Для проекта была выбрана знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...
«Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использования познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда»
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Развитие креативного мышления и мелкой моторики средствами изобразительного искусства на логопедических занятиях у детей
Статья посвящена методам подбора способа развития мелкой моторики, влияющего на формирование креативного мышления, мотивации и ускоряещего преодоление речевых нарушений у дошкольников....
Наглядные средства в обучении математике, как средство активизации творческой познавательной деятельности дошкольников
Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...