Конспект занятия в старшей группе по теме "Овощи, огород"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе

по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

ЗАДАЧИ:

  • закрепить знания детей об овощах;
  • учить составлять описательные рассказы;
  • учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах;
  • образовывать прилагательные от существительных;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая»,
  • муляжи и картинки овощей,
  • картинно-графический план;
  • раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайд 1

Речевая

деятельность

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет какой-либо овощ.

Речевое развитие

Слайды 2 – 9

Речевая деятельность

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Осенний лес».

   Мы приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков.

Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.)

  • Значит, в какой лес мы приехали? (в осенний.)

  • Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматривают картины.)

  • Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое, облачное. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь и т.д.

Речевое развитие

Слайды 10-14  

Слайд 15

Слайд 16

Речевая деятельность

Игровая деятельность

3.        Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам)

—        Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.)

  • Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.)

  • Где растут овощи? (в поле, в огороде, на грядке.)
  • Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле. (Дети «собирают» овощи.)

  • Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.)

  • Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)

  • Что это? (Помидор.)

  • Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)

  • Чем они отличаются? (Огурец   — овальный, а помидор   круглый. Огурец зеленый, а помидор — красный.)

Чем они похожи? (Огурец вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.)

(Рассматривают еще две пары овощей.)

  • Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке.

(Каждый ребенок находит карточку.)

  • Андрей, ты отгадал, какой овощ   растет на этой грядке? (Свекла.)
  • Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.)

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

—        Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки).

Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)

Физическое развитие

Слайд 17  

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка «Паровозик» (элемент логоритмики).

Дети встают друг за другом, двигаются вперед, двигаются быстрее, «пыхтят», останавливаются, повторяют хором.

—        Вставайте в паровозик.
«Чух-чух-чух» —
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, —
«Тороплюсь!» — кричит.
Как паровоз кричит?

_ «у-у-у-у.»

Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие  

Слайд 18

Речевая деятельность

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Повар и овощи»

—        Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять —      

начинаем мы играть.

Ручками похлопаем,

ножками потопаем.

Покрутились, покружились,

В овощи вы превратились.

Дети считают хором,

хлопают, топают, крутятся, останавливаются.

(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)

  • Что это? (Капуста.)
  • Кем ты будешь? (Капустой.)
    (Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)

  • В каком виде можно есть овощи? (в тушеном, вареном и т.д.)

  • Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу…)
  •  Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы…)
       — Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту…)
  • Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту…)
  • Какие овощи можно печь? (Картофель…)

—        Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.)

  • Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)
  • А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)
  • Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)
  • А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)

  • Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность, Изо-деятельность

  1. Домашнее задание – приготовить рассказ о любимом овоще мамы или папы, нарисовать огород. 

Речевое развитие

Слайд 19

Речевая

деятельность

7. Итог занятия и домашнее задание

—        Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил  повар нам из овощей.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД.

Материал для закрепления для воспитателя, родителей и на индивидуальных занятиях.

I.        Запомнить названия овощей.

Уметь составлять описательный рассказ по плану. Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?Уметь находить сходство и различие между овощами.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.

Например, помидор — помидоры — помидоров и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например, огурец — огурчик.

  1. Образование прилагательных от существительных.
    Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
    Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

4.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например, Чья это репа? — Это моя репа.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде,числе. Например, красный помидор, желтая репа.

6.        Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:

  • Вкусный? Сочный? Ароматный?
  • Вкусная? Сочная? Ароматная?
  • Вкусные? Сочные? Ароматные?

  1. Согласование числительных с существительными.
    Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д.

8.        Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например, красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

9.        Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например, Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Различные схемы для описания овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Сад, огород"

Занятие для воспитателей логопедических групп. ...

конспект занятия в старшей группе лепка "Огород"

Закрепления материала по теме "Овощи". Развивать творческие способности у детей. Вызвать интерес к лепке овощей...

Конспект занятия в старшей группе "Во саду, ли в огороде"

Расширять представления детей о многообразии мира растений, об овощах, фруктах и ягодах. Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; ориентироваться на окончании сл...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы"

Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.Задачи: Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситу...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы"

Конспект занятия в старшей группе на тему "Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы"Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.Задачи: Формировать навыки...

Конспект занятия в старшей группе по лепке " А у нас в огороде...."

Вызвать интерес к лепке овощей. Учить лепить различные формы овощей (морковь, капусту, тыкву). Побуждать передавать характерные особенности каждой формы. Проявлять творчество при выполнении рабо...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Овощи, огород»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Овощи, огород»...