Сторителлинг - интерактивный метод работы с детьми
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Тертышная Надежда Ивановна

Сторителлинг- инновационная техника общения с детьми разного возраста. Научить детей рассказыванию просто, техника сторителлинг воспринимается детьми как игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon storitelling.doc39.5 КБ
Файл storitelling.pptx300.26 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы не раз замечали, как внимательно дети слушают, когда мы рассказываем им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если мы читаем ее в книге. 

Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.
Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом 
сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам педагогам.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Термин возник от слияния английских слов 
story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.
В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?
Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.
Цели: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
— развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике;
— способствовать раскрытию талантов и самовыражения;
— наглядно мотивировать поступки героев;
— формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.
Какие возможности (вытекают из задач) дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет:
— разнообразить образовательную деятельность с детьми;
— заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
— обогатить устную речь дошкольников;
— облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают
фантазию, логику.
Какие виды сторителлинга можно использовать для развития речи дошкольников?
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
— Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
— Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.
— Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
А как же истории составлять?
— Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
— История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.
— История должна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью этого метода можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется подсознание, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате ребенок получает опыт, изложенный естественно и без поучений.
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
— Вступление — вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
— 
Развитие события — здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
— 
Кульминация — именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
— 
Заключение — как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.
Правила техники рассказа историй:
— Начиная сочинять историю, необходимо придумать ее визуальный контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн). Визуализация поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир
— Начиная историю о приключениях героев, всегда учитывайте возраст детей и их настроение.
— Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я..», «Однажды со мной произошла такая история,,,». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.
— Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
— Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают их к участию в рассказывании истории.
— При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
Как построить образовательную деятельность?
Метод сторителлинга применяют совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.
Для младшего возраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как конверт – доска и кубики историй с простым сюжетом.
Кубики историй (Сопровождается показом) –
игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Историю можно составлять без определённой темы. И я предлагаю вам, сейчас составить свою историю.
Правила игры таковы:
— Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.
— Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу — сказка за 5, 6, 7,.. ходов.

— Первый игрок берет кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения, на верхней грани, начинает рассказывать историю.
— Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
— Начать можно используя варианты вступления: «Однажды…», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»
(Сочинение истории педагогами)
«Кубики историй» — настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Большеколпанская СОШ» структурное подразделение- дошкольное отделение Педагогическая находка: « Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй». Подготовила учитель-логопед: Тертышная Н.И.

Слайд 2

Термин «сторителлинг» возник от английского слова «storytelling» и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Однако , в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

Слайд 3

Цель «Сторителлинга» – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Слайд 4

Задачи: • развивать творческое мышление, воображение; • развивать грамматически правильную речь; • способствовать раскрытию талантов и самовыражению. • наглядно мотивировать поступки героев; • научиться умственному восприятию и переработке информации, • c формировать желание общаться.

Слайд 5

Структура истории : - Вступление -Развитие событий -Кульминация -Заключение

Слайд 6

Правила игры: Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает. Первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его в зависимости от выпавшего изображения на верхней грани, начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования. 9 КУБИКОВ, 54 КАРТИНКИ

Слайд 7

Рассказывание историй: - раскрепощает застенчивых, - делает робких –смелыми, - молчаливых –разговорчивыми, - повышает настроение Сочинять истории-это не только полезно, но еще и очень увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение...

Проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;Проблема, на решение которой направлен проект:Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей р...

ПРОЕКТ «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ....

Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг —  интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста....

Мастер - класс "Сторителлинг"интерактивный метод работы с детьми ОВЗ , как средство развития речи дошкольника.

Сторителлинг, или «рассказывание историй» – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования.Цель сторителлинга– обогащение...

мастер-класс: «Сторителлинг интерактивный метод работы с детьми ОВЗ, как средство развития речи дошкольника»

Очень часто наши  дети не только ОВЗ, но и обычные очень хотят ответить, тянут руку, а выходя к доске , чтобы рассказать рассказ по картине или ответить на вопросы не могут связать и пары слов, с...