Понятие "Тяжелое нарушение речи" и основные подходы к классификации
статья по логопедии
Речевые нарушения у детей – это большая группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики ребенка дошкольного возраста и влекут за собой нарушения в последующем обучении письму и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tnr_opublikovat.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «Тяжелое нарушение речи» и основные подходы к классификации
Речевые нарушения у детей – это большая группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики ребенка дошкольного возраста и влекут за собой нарушения в последующем обучении письму и чтению.
Интеллект у ребенка с нарушениями речи обычно сохранен. Однако, его коммуникация с окружающими затруднена из-за характерных трудностей. В связи с этим детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями необходимо сопровождение учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ. Только под руководством грамотных специалистов можно вовремя обратить внимание на проблему, приступить к коррекции и минимизировать возможные сопутствующие осложнения.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
Исследования детей с нарушениями речи начались в конце 19-начале 20 века. В первую очередь исследователи того времени изучали познавательную деятельность детей с тяжелой речевой патологией.
В процессе изучения высших психических функций у детей данной категории как в зарубежной, так и в отечественной науке активно разрабатывается вопрос о взаимоотношении речи и мышления в структуре речевого нарушения. По своим выводам исследователи разделились на три группы.
Первая группа ученых (А. Куссмауль, П. Мари, М.В. Богданов-Березовский) считали, что речевые расстройства напрямую зависят от интеллектуальной недостаточности. По их мнению, именно нарушения интеллекта определяют проблемы в развитии речи.
Вторая группа ученых (К. Гольдштейн, Х. Хэд) считали, что и нарушения речи, и нарушения интеллекта происходят по причине нарушений интегративной деятельности мозга.
И третья группа ученых (А. Пик, Ф. Лотмар, Г.Я. Трошин) предполагали зависимость расстройств мышления от речевых нарушений.
В дальнейших исследованиях методологической основой научных становится культурно-историческая теория психического развития, разработанная Л.С. Выготским.
Именно Л.С. Выготский доказал и описал социально обусловленную природу высших форм психической деятельности и ведущую роль речи, а также о связи речи и личности человека.
Идеи Л.С. Выготского в последующие годы получили теоретическое развитие в рамках многих научных направлений. Большой вклад в этой развитие внесли исследования Р.Е. Левиной в области психологии детей с речевыми нарушениями. Она выявила взаимосвязь между нарушениями мотивационных процессов у детей с ТНР и развитием познавательной и речевой активности.
Нарушения речи широко распространены среди детей дошкольного возраста. По некоторым оценкам те, или иные трудности с речью наблюдаются у 25% дошкольников. В некоторых случаях они легко поддаются коррекции (особенно, в случаях, когда меры коррекционного воздействия предпринимаются профессионально и своевременно). А иногда, к сожалению, к ним присоединяется высокий риск развития эмоционально-волевых нарушений, социальной дезадаптации.
Дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи сложнее влиться в социум, так как их особенность не позволяет им полноценно и качественно коммуницировать со взрослыми и с детьми. Важно понимать, что речь влияет не только на способность произносить слова и доносить смысл сказанного до собеседника. Её связь с мыслительной деятельностью и психикой обусловливает серьезное воздействие речевых нарушений на формирование личности и вектор развития психических процессов. В связи с этим, дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в коррекционно-развивающей помощи.
Причины появления тяжелых нарушений речи могут быть биологическими и социальными.
К биологическим причинам относят негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, которые нарушают регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Причинами могут выступать токсикозы во время беременности, вредные привычки будущей мамы, родовые травмы новорожденных, черепно-мозговые травмы, различные перенесенные заболевания в раннем возрасте и проч.
К социальным причинам относят неблагополучное речевое и семейное окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и их родителями, педагогическая запущенность которые тормозят речевое развития и сказываются еще на психическом развитии. Существует другая причина появления общего недоразвития речи у ребенка при дефиците вербального общения (например, при глухонемых родителях), многоязычия в семье, искаженная речь взрослого.
Существуют разные подходы к классификации нарушений речи.
В классификации, предложенной Бадаляном Л. О., выделяют следующие группы нарушений речи.
- Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы.
Алалия – полное отсутствие или серьезное недоразвитие речи. Возникает из-за поражения речевых центров головного мозга, которое произошло внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. В случае недоразвития речи отмечается позднее начало разговора, скудность словарного запаса, сложности в построении предложений, нарушение фонематических процессов. Существует три вида алалии: моторная, сенсорная и смешанная.
При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны: упрощения слоговой структуры слова, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей может быть разным: от полного отсутствия устной речи до возможности связных высказываний, в которых наблюдаются разнообразные ошибки. Эти дети хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.
Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Оно может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Из-за того, что дети с такой речевой патологией не понимают обращенную к ним речь окружающих, их часто воспринимают как умственно неполноценных. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется. Им необходима ранняя, длительная и достаточно квалифицированная логопедическая помощь.
Третий вид алалии – сенсомоторная. Она включает в себя признаки как первого, так и второго вида. И в 100% случаев сопровождается интеллектуальными нарушениями.
Афазия – патология формирования, воспроизведения или восприятия речи. Ребенок утрачивает способность понимать чужую речь или пользоваться собственной. При этом органы слуха и мышцы артикуляционного аппарата сохранны. Расстройство возникает из-за органического поражения центров восприятия или формирования речи.
Дизартрия – расстройство произношения отдельных слов, звуков или слогов. Вызвано патологией мышц, задействованных в акте речи, и центрального отдела речедвигательного анализатора. Дизартрия включает проблемы звукопроизношения, речевого дыхания, речевой моторики.
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС, среди которых:
- заикание – судороги гортанной и артикуляционной мускулатуры, из-за которых ребенок задерживаться на каком-либо звуке, часто повторяет звуки, слоги, слова. Речь может полностью останавливаться на моменте заикания или разрывать плавность разговора, его ритмику;
- мутизм - характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата;
- сурдомутизм – это врожденное или приобретенное в долингвальном периоде отсутствие слуха, которое препятствует развитию речи.
II. Речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата: механические дислалии, ринолалия.
III. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
Существует еще одна классификация, которая выделяет 3 группы по клиническому составу категорий детей:
- неосложненная форма характеризуется минимальной мозговой дисфункцией: плохая регуляция мышечного тонуса, моторных дифференцировок, а также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы;
- осложненная форма включает в себя детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и т. д.;
- грубое недоразвитие речи отмечается у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга.
В педагогической практике тяжелые нарушения речи, чаще всего, разделяют на 3 уровня.
I уровень.
Речевые средства у дошкольника общения крайне ограничены. Активный словарь ребенка состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика.
II уровень.
Коммуникация осуществляется посредством искажённого и ограниченного запаса слов. Возможно некоторое использование местоимений, простых предлогов. Ребенок может ответить на вопросы, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуется простыми предложениями, состоящими из 3–4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений.
III уровень.
Характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков. У ребенка с ТНР III уровня могут наблюдаться ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными и т. д. Большое количество ошибок может присутствовать в использовании предлогов.
Также довольно известной и используемой в практической деятельности является психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левиной. подразделяется на 2 группы:
- Нарушения средств общения.
В эту группу входят 2 подгруппы: фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это «нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем».
Общее недоразвитие речи (ОНР)— различные полиморфные дефекты речи, при которых происходят нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к звукосмысловой стороне. Существует несколько общих признаков этих нарушений: более позднее развитие речи, бедный словарный запас, различные дефекты произношения, аграмматизмы; при образовании фонем имеются нарушения.
II. Нарушения применения коммуникативных средств, или средств общения.
Для успешной реализации коррекционно-развивающей работы необходима тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя. А также понимание психических и личностных особенностей детей с ТНР разного возраста.
Список литературы
Обязательная литература (см. папку модуля «Литература»)
- Абраменко Е.В. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск : Цицеро, 2015. — 139 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000 – 192 с.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000 - 80 с.
Дополнительная литература
- Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Слыш Наталья Кирилловна ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi
- Волковская Татьяна Николаевна Генезис научных представлений о психологических особенностях детей с нарушениями речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-nauchnyh-predstavleniy-o-psihologicheskih-osobennostyah-detey-s-narusheniyami-rechi
- Е. Ю. Серова, Н. И. Сидорова Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-realizatsii-fgos
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация нарушений речи
Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей исто...
Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития.
В статье представлены формы и методы психокоррекционной работы по преодолению нарушений в личностном развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Классификация нарушений речи.
Консультация для родителей...
Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация
У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...
Классификация нарушений речи.
Часто родители задают вопросы о нарушениях речи у детей. Остановимся на основных видах речевых нарушений. И что означают эти диагнозы. В настоящее время существуют две классификации речевых ...
КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Клиническая классификация (психолого-педагогические критерии). В неё входят:Нарушения по формам речи;Нарушения по видам речевой деятельности;Нарушения по поражению звена порождения или восприятия...