Конспект интегрированного занятия для детей с ТНР подготовительной группы "Прогулка в огород"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия для детей с ТНр подготовительной группы "Прогулка в огород"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatin_progulka_v_ogorod.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана  «Центр развития ребенка – детский сад №115»

Конспект интегрированного занятия для детей с ТНР подготовительной группы

«Прогулка в огород»

                                                                            Учитель – логопед:

                                                                                       Гаврилейко В.П. 

Интегрированное  занятие для детей с  ТНР   подготовительной группы

Тема:  Прогулка в огород

Цель: Актуализация предметного, глагольного словаря по теме «Овощи» при выполнении речедвигательных упражнений.                                                                                                                          Задачи: Совершенствоввть выразительность и ритмичность движений.                                                                                Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.                                        Воспитывать самоконтроль в коллективной деятельности.

Оборудование: картинки (огурец, помидор); овощи: морковь, капуста; муляжи овощей, шапочки овощей; панно на пластилиновой основе с изображением корзины, пластилин разных цветов, стеки, салфетки.

Этапы занятия. Действия педагога

Действия детей

Задачи этапа

1.

Оргмомент. Учитель-логопед: Брат сестру свою зовёт на прополку в огород.                                                 - Кто зовёт?  Кого зовёт? Зачем зовёт?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Развивать слуховое внимание и память.

2.

 Вводная ходьба, бег. Воспитатель по физической культуре:                                                                  - Мы тоже пойдём с вами в огород. Перед нами узкая тропинка, по ней мы пойдём в огород и посмотрим, что там растёт.                                 Плавно идёт капуста.                                          Важно шагает помидор.                               Осторожно идёт редиска.                         Легко бежит горошек.                                   Не  спеша вышагивает редька.                Вприпрыжку  спешит морковь.    Маршируют огурцы-молодцы.                Упражнение «Тропинка». Воспитатель по физической культуре объясняет:                                                      - По сигналу «тропинка!» встаньте за ведущим (называет, за кем).                - По сигналу «Копна!»  поднимите вверх сцепленные руки.                                - По команде «Кочка» - присядьте.

-  Гимнастический шаг;                                     - ходьба приставным шагом;                                           - ходьба с захлестыванием;                                                         - ходьба высоко поднимая колени;                             - легкий бег;                                                  - ходьба на полусогнутых ногах;                                                         - боковой галоп;                                            - гимнастический шаг.       Дети ходят по залу под музыку. По сигналу воспитателя «Тропинка» становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. По команде «Копна» поднимают сцепленные руки вверх. По команде «Кочка» приседают, кладут голову на руки.

Упражнять в ходьбе в разнообразном темпе.

Развивать слуховое внимание.

3.

Общеразвивающие упражнения. Воспитатель по физической культуре:                                      «Ярко  светило солнышко летом, пригревало капусту».                             «Хорошая уродилась капуста!»           «Мы любуемся капустой»                    «Собираем урожай»                             «Лоскуток на лоскутке –                           зелёные заплатки.                                      Целый день на животе                                 Нежилась на грядке»

Дети выполняют упражнения с мячом:                      

- поднимание рук вверх;               - повороты в стороны;             - приседания (мяч на полу);                                                - сидя на полу – наклоны вперёд  (мяч в руках);                                  - лёжа на животе, поднимают руки с мячом вверх.

Формировать правильную осанку, развивать творческое воображение в решении различных двигательных задач.

4.

 Упражнение «Неправильное слово». Учитель-логопед показывает детям картинку с огурцами (помидорами) и громко, чётко называет: огурец (помидор). Я буду называть это слово то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я скажу правильно, вы кивайте головой и говорите: «Да, да», а если я ошибусь и произнесу слово неверно, то качайте головой и говорите: «Нет, нет»:                                                               - огурцы, окурцы, огулцы, огурцы, огурсы;                                                                   - помидор, бомидор, помидар, помидор, понидор.

Дети внимательно слушают и выполняют условие: при  правильном произнесении слова кивают головой и говорят «Да, да», при неправильном произнесении качают головой и говорят: «Нет, нет».

Активизировать внимание, развивать фонематическое восприятие – различать слова, близкие по звуковому составу.

5.

 Артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед:                                          - «Птенчик» (выросли овощи, ждут, когда уберут).                                       - «Шарик» (Щёки надуть. Спеют круглые крупные помидоры).                                                 - «Лопаточка» (кабачок греет свой бочок).

Удерживают артикуляционную позу, пока звучит музыка. Когда музыка замолкает, дети отдыхают: закрывают рот и придают лицу нейтральное выражение.

Упражнять в умении удерживать артикуляционную позу. Развивать статику артикуляционных движений.

6.

Речь с движением. Учитель-логопед:                                                     Мы сами копали весной огород,       

Мы сами сажали, пололи  и вот:                         

В огороде за забором                           

Поспевают помидоры,                       

Держатся за колышки,                          

Греются на солнышке.                               

А на грядке растут в ряд                       

Огурцы, редис, салат.

 Вместе с педагогом проговаривают текст и выполняют:                                      - согнутая правая рука описывает полукруг слева направо;                                      - туловище слегка наклонить вперёд, руки вниз;             - круговые движения перед собой поочерёдно правой и левой рукой;                     - ладони соединить на уровне груди, сводить и разводить ладони;                             - руки на пояс, грудь и живот немного вперёд – напыжиться, концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик»;                                      - поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу, руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку;            - указательный жест вниз;                                                - ладони рук выдвинуть вперёд, затем давящим движением опустить вниз;

Вырабатывать умение сочетать речь с движением.

7.

Массаж носа «Морковь». Воспитатель по физической культуре:  Вот-вот-вот                                            Морковки водят хоровод.                           Ава-ава-ава-                                                Весёлая забава.                                         

Овь-овь-овь –                                             Вкусная морковь.

 Выполняют движения:                                                       - потереть большими пальцами указательные;                     - массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх;                                 - погладить крылья носа сверху вниз.

Профилактика простудных заболеваний.

8.

Мимическое упражнение «Капуста». Учитель-логопед:                            Что за скрип? Что за хруст?                      Это что ещё за куст?                                        - Как же быть без хруста,                                Если я капуста?

Изображают удивление: брови и верхние веки приподняты, рот приоткрыт, губы слегка выдвинуты вперёд. Дети выражают гордость мимикой и движениями тела и рук.

Учить выражать мимикой и движениями большое удивление и гордость.

9.

Гимнастика для глаз. Учитель - логопед с  морковкой в руках встаёт в одном углу зала, воспитатель по физической культуре с капустой – в противоположном. На слово «морковь» вверх поднимается морковь. На слово «капуста» вверх поднимают капусту. 

Дети смотрят на морковь.

Дети переводят взгляд на капусту. Голова при этом неподвижна.

Профилактика миопии.

10.

Подвижная игра «Капуста». В центре зала – большой круг, в нём муляжи овощей. Учитель-логопед:                                                            Раз, два, три, четыре, пять,                              Будем овощи считать:                               Лук, редиска, кабачок,                                Помидор и чесночок.

Музыкальный руководитель играет русскую народную песню  «Я на камушке сижу»

Дети считалкой выбирают водящего. Все участники игры – за кругом, в центре – хозяин на корточках. Хозяин поёт, выполняя действия в соответствии со словами песни:                                                          - Я на камушке сижу,         Мелки колышки тешу,      Мелки колышки тешу,    Огород свой сторожу. Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волк и лисица,                    Бобёр и куница,               Заинька усатый,              Медведь толстопятый.             С окончанием песни дети пытаются быстро забежать в огород, схватить овощ и убежать. Тот, кого хозяин успеет задеть рукой, выбывает из игры. Игрок, унесший из огорода больше других капусты, становится победителем.

Развивать: ловкость, быстроту реакции; певческие навыки.

Закрепить в речи шипящие звуки

11.

Релаксация. Учитель-логопед надевает на головы детям шапочки овощей:                                                        - Устали овощи, сели отдыхать:                Отдувается капуста,                              Морковка,                                                    Горох,                                                          Огурец.

«Ах! Ах!» - обмахивают лицо ладошками.                            «Эх! Эх!» - хлопают по коленям.                                          «О-хо-хох!» - легко ударяют пальчиками по коленям.                                          «Ух! Ух!» - хлопают в ладоши

Успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, двигательное беспокойство.

12.

Упражнение на дыхание «Синьор-помидор». Учитель-логопед:

- Примерял помидор красную рубашку.

Дети делают спокойный вдох через немного приоткрытые губы, произносят фразу на длительном плавном выдохе.

Развивать речевое дыхание: произнесение целой фразы на плавном длительном выдохе, чётко артикулируя.

13.

Мимическое упражнение. Учитель-логопед:                                                      - Ты будешь толстяком помидором, а ты худышкой петрушкой, ты – толстушкой капустой, а ты  - худышкой луком и т.д. (всех детей)      Справа от меня овощи худышки, слева – овощи толстяки.                        Встретились толстяки и худышки. Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые!»  Рассердились толстяки: «Не такие уж мы толстые!» Ещё  больше удивились худышки: «О! Да вы ещё и сердитые!» Ещё больше рассердились толстяки: «У-у! Мы действительно сердитые.                          - Не ссорьтесь, дорогие овощи. Мы вас всех очень любим, ценим за то, что вы очень вкусные и полезные. Улыбнитесь друг другу.

«Худышки втягивают щёки, а «толстяки» надувают. Встают справа и слева от логопеда, смотрят друг на друга.                                                 Изображают удивление;       - гнев;                                                    - вытягивают губы трубочкой, поднимают брови;                                                      - вытягивают губы трубочкой, сводят брови, сжимают губы;                                        - морщат нос и шёпотом произносят: «Фу!»;                      - выражают возмущение, кривят уголки рта,                            - произносят шепотом  «Пф!»                                                  Улыбаются, изображают удовольствие, радость.

Учить изображать с помощью мимики удивление, гнев, возмущение, удовольствие.

14.

Самомассаж пальцев рук. Воспитатель по изодеятельности:          Вырос у нас чесночок,                               Перец, томат, кабачок,                          Тыква, капуста, картошка,                        Лук и немножко горошка.                      Овощи мы собирали,                                 Ими друзей угощали,                             Квасили, ели, солили,                                    С дачи домой увозили.                          Прощай же на год                                       Наш друг – огород!

На каждый ударный слог дети разминают фалангу одного пальца от ногтевой фаланги к основанию пальца, проговаривая текст совместно с воспитателем.

Развивать мелкую моторику.

15.

Пластилинография «Овощи в корзине». Воспитатель по изодеятельности.                                                 Детям предлагается панно с изображением корзины.                                         - Я предлагаю вам собрать в корзину овощи.                                                    - Какие овощи вы хотите собрать в корзину?                                                    Воспитатель предлагает детям вылепить разные овощи из пластилина и поместить их в корзинку.

Дети отвечают:                                     - Я хочу положить в корзину лук (картошку, свёклу и т.п.) Дети кусочкам пластилина придают форму овощей, расплющивая их между ладонями, прикрепляют на основу, дополняя деталями. Создают коллективную композицию в стиле барельефа.

Развивать мелкую моторику рук при создании панно из пластилина. Создавать композицию на плоскости из отдельных деталей, придавая им форму овощей.

16.

Итог занятия. Заключительная ходьба.

Дети дробным шагом идут к выходу.

Закрепить умение  строиться в колонну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы «Четыре стихии».

Конспект НОД по теме "Четыре стихии". Показать детям взаимосвязь всех стихий и их отрицательные стороны (какой вред они могут нанести), через познавательную и экспериментальную деятельность...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Во саду ли, в огороде»

Цели деятельности педагога:Образовательная цель:- формировать представления об овощах и фруктах; закреплять умение классифицировать по определенным признакам.- закрепить знания о месте произрастания.-...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе по теме: «В огороде на грядке у нас растут…»

Познакомить детей с характерными признаками овощей, обращая внимания на форму, цвет. Развивать сенсорное ощущение детей. учить внимательно слушать загадки об овощах и активно давать ответ. Развивать с...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе по теме: «В огороде на грядке у нас растут…»

Познакомить детей с характерными признаками овощей, обратить их внимание на особенности, цвет,форму. Развивать сенсорное ощущение детей. Развивать слуховое внимание. Формировать представление об овощя...