Детские ошибки в речи. Не замечать или поправлять?
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Детские ошибки в речи.
Не замечать или поправлять?
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?
Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость» вместо «сырость». Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
Не нужно хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, вы можете восторгаться «словотворчеством» ребенка, но таким поощрением вы закрепите неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
Часто встречающиеся ошибки в детской речи:
- Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.
К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на другие.
- Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.
Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».
- Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения
Консультация логопеда для педагогов ДОУ...
Родительское собрание: "Ошибки устной речи у детей 4 - 5 лет".
Родительское собрание«Ошибки в устной речи у детей 4 -5 лет»Чем и как занять ребенка дома или игры для детского ума.Ход мероприятия-Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в...
Консультация для родителей "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"
Консультация для родителей "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"...
Исправляйте грамматические ошибки в речи детей
Консультация для родителей по формированию грамматически правильной речи у детей, на тему "трудности усвоения грамматики"....
"Детские ошибки"
материал для родителей...
Методическая тема: "Типичные ошибки в речи дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня"
Лексико-грамматические и фонетико-фонематические ошибки у дошкольников с ОНР...
« Детские ошибки в речи: не обращать внимание или исправлять?»
Для нормального формирования и овладения речью необходима спокойная обстановка, окружающий мир ребенка должен быть ему понятен и предсказуем. Огромную роль играет семья и отсутствие конфликтов. Научи...