КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность  как фонетической, так и просодической сторон речи.   Вышеназванные  проблемы, если вовремя не обратить на них внимание и  не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими,  то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosodika.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность  как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация). Вышеназванные  проблемы, если вовремя не обратить на них внимание и  не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими,  то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Очень важно, чтобы развитие просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями и стертой дизартрией проходило через всю деятельность детей в детском саду. Такая работа должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. Свою работу по коррекции просодической стороны речи строю следующим образом:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с  основными видами интонаций (вопросительной,   восклицательной, интонаций завершённости и незавершённости);

- нормализация процесса речевого паузирования;

- формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

  Особенно трудно дается детям умение задавать вопросы, используя вопросительную интонацию. Поэтому совместно с музыкальным руководителем нами была собрана картотека народных игр, которые мы активно используем на логопедических и музыкальных занятиях. Это такие игры как «Коршун», «Маковое зернышко», «Смешинка», «Как живете, что жуете?», «Яму копал», «Мы с тобой шли», «Лиски» и др.

Например, народная игра «Коршун». Цель: формирование умение задавать вопросы, активизация употребления глаголов. Ведущий Коршун избирается по жребию, считалкой и т.д. Дети окружают его стайкой, и начинается диалог. Вопросы дети задают по очереди.

 - Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.

 -Коршун, что делаешь?

- Ямочку рою.

- Зачем ямочка?

- Денежку ищу.

- Зачем тебе денежку?

- Иголку купить.

- Зачем тебе иголка?

- Мешочек сшить?

- Зачем мешочек?

 - Камешки класть.

- Зачем камешки?

- В детей кидать.

- За что?

- Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови нас.

Есть и второй вариант игры, когда выбирается коршун и наседка, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?

— Ямку рою.

— На что тебе ямка? Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку куплю.

— На что тебе иголочка?

— Мешочек сшить.

— На что тебе мешочек?

— Камешки класть.

— На что тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что? — Они потоптали капусту у меня в огороде.

 — А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

— Вот какая!

— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

— А я их все-таки поймаю.

— Не дам тебе своих деток ловить.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.

Далее работа над интонацией ведется с помощью малых форм фольклора, построенных в виде разговора.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Нет, не очень.

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда.

- Не идет.

- Так сам иди.

- Да он меня не пускает!

-Где ты, брат Иван?  

 - В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Где ты был вчера котёнок?

У большой-большой реки.

Что ты видел там котёнок?

Как ловят рыбу рыбаки.

А теперь куда спешишь?

         Посмотреть, как ловит мама

Лапкой серенькую мышь.

- Кисонька-мурысонька, где была?

- Коней пасла.

- Где кони?

- За ворота ушли.

- Где ворота?

- Огонь сжёг.

- Где огонь?

- Вода залила.

- Где вода?

- Быки выпили.

- Где быки?

- За гору ушли.

- Где гора?

- Черви выточили.

- Где черви?

- Утки склевали.

- Куда, Фома едешь? Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровки?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

          - Ребяток кормить.

- Что делать после дождика?

 - По лужицам скакать!

- Что делать после дождика?

- Кораблики пускать!

- Что делать после дождика?

- На радуге кататься!

- Что делать после дождика?

- Смеяться, улыбаться!

- Был сапожник?

- Был.

- Шил сапожки?

- Шил.

- Для кого сапожки?

- Для любимой крошки!

Далее используется разнообразный речевой материал: стихотворения, тексты и др. Например, О.Сердобольская «Все в порядке», М.Карим «Вы видали», О.Григорьев «Полотер», «Кулек конфет», «Яма», В.Лунин «Кошка», Б.Заходер «Ежик», «Медведи на обеде», В.Левановский «Черный кот», Т.Бокова «Киска, киска, как дела?», Л.Барбас «Когда прилетают скворцы?» и др.

Для формирования у детей восклицательной интонации в самом начале работы лучше всего пользоваться стихотворениями, постепенно включая в работу и другие тексты.

В. Коркин «Доброе утро»

Солнышко ясное встало

-Доброе утро! – Сказало.

-Доброе утро! – Кричу я прохожим

Веселым прохожим, на утро похожим.

-Доброе утро! – Я слышу в ответ.

Мне улыбнулся сосед.

Но если проснешься,  а дождик в окно стучит да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро! – Друзья, все равно.

 -Доброе утро!

– И в холод, и в град.

 -Доброе утро!

– Не зря говорят.

Доброе утро велит быть добрей,

Честней и упорней, и веселей…

Придумано мудро: -Доброе утро!

  Стихотворение А.Кондратьева «Сорока» подойдет для формирования у детей как вопросительной, так и восклицательной интонации. - Умеешь ли, сорока, Считать до сорока? - А хоть и не умею- Беда не велика! - А можешь ли, сорока, Минутку помолчать? - Ну вот еще морока – Не выдержу я срока! Не вижу в этом прока! Не буду отвечать!

Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка.

Например, игра «Лесные жители». Детям предлагается внимательно послушать стихотворения и сказать, что говорит каждый герой и выразить это мимикой.

Картинка 1. “Зайчик”: Бедный зайчик задрожал, Зайчик в кустик убежал. Его гонит туда страх: (что он говорит) “Ах!”

Картинка 2. “Муравьи”: Весь день хлопочет муравей, Идти ему не близко. Зовет на помощь он друзей: “Эй!”

Картинка 3. “Ёжик”: Бусы ежик примеряет, Ежик громко восклицает: “Как красиво! О!” Картинка

4. “Белка”: Белка наша не скучает, Всех зверюшек выручает. Спешит на помощь поскорей, Несет лекарство: “Не болей! Эй!”

Картинка 5. “Паук”: Паутину сплел паук, Попадешься в сети: “Ух!”

Картинка 6. “Кузнечики”: Музыка звучит лесная, Музыканты – молодцы. Но домой нам всем пора, Скажем им “Браво! Ура!”

Картинка 7. “Улитки”: Улитки делят гриб лесной: “Ой, как вкусно! Не отдам! Ам!” 

Играя в игру «Лесные жители» детей можно познакомить с понятием «междометие». Объяснить, что это специальные слова, которые служат для выражения эмоций. Прочитать стихотворение: «Мне, - сказало Междометие, –Интересно жить на свете: Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Тех, кого охватит страх, Произносят слово «Ах» . У кого тяжелый вздох Произносят слово «Ох» . Кто встречается с бедой Произносит слово «Ой» . Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй» . У кого захватит дух, Произносит слово «Ух» . Интересно жить на свете, Если знаешь междометья".

Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка, значительно облегчает ему общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами, обеспечивает ребёнку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

2. Работа над логическим ударением. Приступая к работе над логическим ударением, важно объяснить детям, что определённые слова в предложении нужно выделять голосом, например, произносить громче или более растянуто, чем остальные слова в предложении. Чтобы дети поняли, о чем идет речь необходимо привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, логопед произносит фразу: Мама купила свежие огурцы. 1.Кто купил огурцы? (Мама). То есть главное слово в предложении мама. 2.Что купила мама? (Огурцы) 3.Какие огурцы купила мама (Вкусные). 3. Где мама взяла огурцы? (Купила). 

Работая над логическим ударением целесообразно проводить такие упражнения как:

- «Слушай, хлопай, объясняй». Услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено.

- «Назови главное слово». Услышав выделенное слово, повторить его, объяснить, почему это слово выделено.

- «Эрудит». Логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него, выделив голосом главное слово, объяснить, прочему они это слово выделили. -Чем рисует художник? - Чем режут хлеб? -Чем гладят белье? И т.д. - «Скажи, что ты любишь», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается».

К данным упражнениям необходимо подготовить предметные картинки. Речевым материалом для упражнений могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, небольшие по объему. Значительно усложнит выполнение заданий использование незнакомых текстов, а при анализе отдельных фраз - однократное воспроизведение образца.

2. Работа над ритмикой слова. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. Целесообразны игры с мячом. Например, дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку- четыре удара мяча: Снего - снего – снегопад, Каждый очень – очень рад: Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки. 

Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Будем фрукты мы считать: (4 удара) Груша, персик, мандарин, (3 удара) Абрикос и апельсин (2 удара) Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Фруктов было ровно пять (4 удара).  Такие игры я подбираю к каждой лексической теме.

При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием). Прекрасно подходят для этой цели  такие музыкальные игры как «Мы идем теперь направо», народные игры «Воробей», «Опаньки» и др.

Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико – интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движения голоса вверх – вниз, поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. При формировании мелодико- интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением – хлопаньем в ладоши, притопыванием. Катя ела грушу. Катя ела грушу. Катя ела грушу).

3. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием строится следующим образом:

 1.  Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.

2.Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.

 3.Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темп.

Опыт показывает, что целенаправленная, педагогически продуманная система работы и тщательный подбор приемов, соответствующего литературного материала, игр и упражнений, театрализованной деятельности, позволяет значительно улучшить или полностью исправить просодические нарушения речи, связанные с нарушением звукопроизношения, обусловленные стертой дизартрией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Доклад на тему: «Профилактика нарушений просодической стороны речи у детей с ОНР средствами мультипликации»

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии....

Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР

Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...

Коррекция нарушений просодической стороны речи у детей с заиканием

В данной статье говорится о причинах возникновения просодических нарушений у детей, страдающих заиканием, а также о методах и приёмах коррекции просодической стороны речи при данной речевой патологии,...