КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Вышеназванные проблемы, если вовремя не обратить на них внимание и не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosodika.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация). Вышеназванные проблемы, если вовремя не обратить на них внимание и не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Очень важно, чтобы развитие просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями и стертой дизартрией проходило через всю деятельность детей в детском саду. Такая работа должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. Свою работу по коррекции просодической стороны речи строю следующим образом:
1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с основными видами интонаций (вопросительной, восклицательной, интонаций завершённости и незавершённости);
- нормализация процесса речевого паузирования;
- формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.
Особенно трудно дается детям умение задавать вопросы, используя вопросительную интонацию. Поэтому совместно с музыкальным руководителем нами была собрана картотека народных игр, которые мы активно используем на логопедических и музыкальных занятиях. Это такие игры как «Коршун», «Маковое зернышко», «Смешинка», «Как живете, что жуете?», «Яму копал», «Мы с тобой шли», «Лиски» и др.
Например, народная игра «Коршун». Цель: формирование умение задавать вопросы, активизация употребления глаголов. Ведущий Коршун избирается по жребию, считалкой и т.д. Дети окружают его стайкой, и начинается диалог. Вопросы дети задают по очереди.
- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.
-Коршун, что делаешь?
- Ямочку рою.
- Зачем ямочка?
- Денежку ищу.
- Зачем тебе денежку?
- Иголку купить.
- Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить?
- Зачем мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем камешки?
- В детей кидать.
- За что?
- Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови нас.
Есть и второй вариант игры, когда выбирается коршун и наседка, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка? Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что? — Они потоптали капусту у меня в огороде.
— А высока ли была у тебя изгородь?
Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:
— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.
Далее работа над интонацией ведется с помощью малых форм фольклора, построенных в виде разговора.
- Ты пирог съел? - Нет, не я. - А вкусный был? - Нет, не очень. - Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает! -Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Петр что делает? - Да на печи лежит. Где ты был вчера котёнок? У большой-большой реки. Что ты видел там котёнок? Как ловят рыбу рыбаки. А теперь куда спешишь? Посмотреть, как ловит мама Лапкой серенькую мышь. - Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла. - Где кони? - За ворота ушли. - Где ворота? - Огонь сжёг. - Где огонь? - Вода залила. - Где вода? - Быки выпили. - Где быки? - За гору ушли. - Где гора? - Черви выточили. - Где черви? - Утки склевали. - Куда, Фома едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить. - На что тебе сено? - Коровок кормить. - На что тебе коровки? - Молоко доить. - А зачем молоко? - Ребяток кормить. - Что делать после дождика? - По лужицам скакать! - Что делать после дождика? - Кораблики пускать! - Что делать после дождика? - На радуге кататься! - Что делать после дождика? - Смеяться, улыбаться! - Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил. - Для кого сапожки? - Для любимой крошки! Далее используется разнообразный речевой материал: стихотворения, тексты и др. Например, О.Сердобольская «Все в порядке», М.Карим «Вы видали», О.Григорьев «Полотер», «Кулек конфет», «Яма», В.Лунин «Кошка», Б.Заходер «Ежик», «Медведи на обеде», В.Левановский «Черный кот», Т.Бокова «Киска, киска, как дела?», Л.Барбас «Когда прилетают скворцы?» и др. Для формирования у детей восклицательной интонации в самом начале работы лучше всего пользоваться стихотворениями, постепенно включая в работу и другие тексты. В. Коркин «Доброе утро» Солнышко ясное встало -Доброе утро! – Сказало. -Доброе утро! – Кричу я прохожим Веселым прохожим, на утро похожим. -Доброе утро! – Я слышу в ответ. Мне улыбнулся сосед. Но если проснешься, а дождик в окно стучит да стучит И без солнца темно? -Доброе утро! – Друзья, все равно. -Доброе утро! – И в холод, и в град. -Доброе утро! – Не зря говорят. Доброе утро велит быть добрей, Честней и упорней, и веселей… Придумано мудро: -Доброе утро! Стихотворение А.Кондратьева «Сорока» подойдет для формирования у детей как вопросительной, так и восклицательной интонации. - Умеешь ли, сорока, Считать до сорока? - А хоть и не умею- Беда не велика! - А можешь ли, сорока, Минутку помолчать? - Ну вот еще морока – Не выдержу я срока! Не вижу в этом прока! Не буду отвечать! Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка. Например, игра «Лесные жители». Детям предлагается внимательно послушать стихотворения и сказать, что говорит каждый герой и выразить это мимикой. Картинка 1. “Зайчик”: Бедный зайчик задрожал, Зайчик в кустик убежал. Его гонит туда страх: (что он говорит) “Ах!” Картинка 2. “Муравьи”: Весь день хлопочет муравей, Идти ему не близко. Зовет на помощь он друзей: “Эй!” Картинка 3. “Ёжик”: Бусы ежик примеряет, Ежик громко восклицает: “Как красиво! О!” Картинка 4. “Белка”: Белка наша не скучает, Всех зверюшек выручает. Спешит на помощь поскорей, Несет лекарство: “Не болей! Эй!” Картинка 5. “Паук”: Паутину сплел паук, Попадешься в сети: “Ух!” Картинка 6. “Кузнечики”: Музыка звучит лесная, Музыканты – молодцы. Но домой нам всем пора, Скажем им “Браво! Ура!” Картинка 7. “Улитки”: Улитки делят гриб лесной: “Ой, как вкусно! Не отдам! Ам!” Играя в игру «Лесные жители» детей можно познакомить с понятием «междометие». Объяснить, что это специальные слова, которые служат для выражения эмоций. Прочитать стихотворение: «Мне, - сказало Междометие, –Интересно жить на свете: Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Тех, кого охватит страх, Произносят слово «Ах» . У кого тяжелый вздох Произносят слово «Ох» . Кто встречается с бедой Произносит слово «Ой» . Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй» . У кого захватит дух, Произносит слово «Ух» . Интересно жить на свете, Если знаешь междометья". Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка, значительно облегчает ему общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами, обеспечивает ребёнку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей. 2. Работа над логическим ударением. Приступая к работе над логическим ударением, важно объяснить детям, что определённые слова в предложении нужно выделять голосом, например, произносить громче или более растянуто, чем остальные слова в предложении. Чтобы дети поняли, о чем идет речь необходимо привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, логопед произносит фразу: Мама купила свежие огурцы. 1.Кто купил огурцы? (Мама). То есть главное слово в предложении мама. 2.Что купила мама? (Огурцы) 3.Какие огурцы купила мама (Вкусные). 3. Где мама взяла огурцы? (Купила). Работая над логическим ударением целесообразно проводить такие упражнения как: - «Слушай, хлопай, объясняй». Услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено. - «Назови главное слово». Услышав выделенное слово, повторить его, объяснить, почему это слово выделено. - «Эрудит». Логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него, выделив голосом главное слово, объяснить, прочему они это слово выделили. -Чем рисует художник? - Чем режут хлеб? -Чем гладят белье? И т.д. - «Скажи, что ты любишь», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается». К данным упражнениям необходимо подготовить предметные картинки. Речевым материалом для упражнений могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, небольшие по объему. Значительно усложнит выполнение заданий использование незнакомых текстов, а при анализе отдельных фраз - однократное воспроизведение образца. 2. Работа над ритмикой слова. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. Целесообразны игры с мячом. Например, дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку- четыре удара мяча: Снего - снего – снегопад, Каждый очень – очень рад: Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки. Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Будем фрукты мы считать: (4 удара) Груша, персик, мандарин, (3 удара) Абрикос и апельсин (2 удара) Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Фруктов было ровно пять (4 удара). Такие игры я подбираю к каждой лексической теме. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием). Прекрасно подходят для этой цели такие музыкальные игры как «Мы идем теперь направо», народные игры «Воробей», «Опаньки» и др. Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико – интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движения голоса вверх – вниз, поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. При формировании мелодико- интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением – хлопаньем в ладоши, притопыванием. Катя ела грушу. Катя ела грушу. Катя ела грушу). 3. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием строится следующим образом: 1. Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя. 2.Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку. 3.Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темп. Опыт показывает, что целенаправленная, педагогически продуманная система работы и тщательный подбор приемов, соответствующего литературного материала, игр и упражнений, театрализованной деятельности, позволяет значительно улучшить или полностью исправить просодические нарушения речи, связанные с нарушением звукопроизношения, обусловленные стертой дизартрией. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...
Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...
Доклад на тему: «Профилактика нарушений просодической стороны речи у детей с ОНР средствами мультипликации»
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии....
Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР
Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР...
Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией
Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...
Коррекция нарушений просодической стороны речи у детей с заиканием
В данной статье говорится о причинах возникновения просодических нарушений у детей, страдающих заиканием, а также о методах и приёмах коррекции просодической стороны речи при данной речевой патологии,...