Игры для развития слухового внимания
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Эти игры научат Вашего ребёнка слушать, слышать, понимать и правильно выполнять речевую инструкцию взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_sluhovogo_vnimaniya.docx | 57.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Эти игры научить Вашего ребёнка слушать, слышать, понимать и правильно выполнять речевую инструкцию взрослого.
Игра «Слушаем слова»
Вы произносите самые разные слова, а ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например:
• топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение;
• прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное;
• взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.
Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо — шёпотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 — 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но чётко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
Игра «Угадай, чей звук»
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные и металлические ложки, бубен, бумага, ножницы, свисток, погремушка, копилка с монетками и т.д. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведён звук.
Игра «Топ-хлоп»
Вы произносите разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы — понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живёт в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.
Игра «Зайчики, медведи, галки»
Договоритесь с ребёнком, что по команде «Зайчик» он будет прыгать как зайчик, по команде «Медведь» — косолапить как медведь, по команде «Галка» — махать руками. Постепенно задания можно усложнять, добавляя новых животных: «Рак» — надо пятиться назад. «Лошадка» — скакать как на лошадке и цокать язычком.
Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка — говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за вами повторяет. «На стол!» — руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.
Игра «Нос — пол — потолок»
Договоритесь с ребёнком, что, когда вы скажете слово «нос», ему надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», ребёнок должен направлять палец на потолок, а когда он слышит слово «пол», то показать пальцем на пол. Ребёнку надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Ребёнок же должен всегда показывать в правильном направлении.
Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц, можно распечатать фотографии из фотоальбома Вашей семьи или группы. Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.
Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей — оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки и т.д.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.
Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.
Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.
Игра «Лови — не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например, «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите: «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.
Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Дайте ребёнку платочки и объясните, что, когда вы громко зазвените в бубен, ударите в ложки или засвистите, он должен поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть, ударять или свистеть тихо, пусть ребёнок опустит платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко и тихо звенеть, стучать или свистеть. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх — четырёх раз.
Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями — малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 — 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.
Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай... » — говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» — дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» — вариаций игры может быть достаточно много.
Игра «Аисты — лягушки»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас он будет ходить по кругу и «превращаться» в аиста или лягушку. Если вы хлопнете в ладоши один раз, ребёнок должен «превратиться» в аиста: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, ребёнок «превращается» в лягушку: садится на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, ребёнок продолжает ходьбу по кругу.
В эту игру можно играть и с группой детей.
Начинайте игру: сначала приучайте ребёнка к определённой смене движений, а потом старайтесь его запутать.
Игра «Тихо — громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» — говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» — громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» — говорите шёпотом. «Ходим на носочках» — говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.
Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух — трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребёнок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы.
Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.
Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.
Игра «Найди повтор»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» — говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно — два слова.
Игра «Заяц и черепаха»
Для игры понадобится бубен или погремушка. Расскажите ребёнку, что заяц бегает быстро, а черепаха ползает медленно. Можно показать картинки зайца и черепахи. Предложите ребёнку поиграть в зайчика и черепаху. Объясните, что когда вы будете быстро стучать в бубен или погремушку, надо бегать или прыгать быстро, как зайчик. Когда бубен или погремушка звучит медленно, надо ходить или ползать очень медленно, как черепаха. Начинайте играть в бубен или погремушку и старайтесь неожиданно менять темп стука.
Эту игру можно разнообразить, предлагая ребёнку под разный ритм изображать разных животных.
В эту игру можно играть и с группой детей.
Игра «Что не так?»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Список примерных стихотворений и загадок:
* Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней сапог. (правильно — пирог)
* Видит хитрая лисица,
Где вьёт гнездо перелётная спица. (правильно - птица)
* Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную картинку. (правильно - корзинку)
* Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий лёд. (правильно - мёд)
* Просыпайся карапуз —
Ку-ка-ре-ку кричит пастух. (правильно - петух)
* Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно свечка. (правильно - печка)
* С длинным языком, шипя
По земле ползёт швея. (правильно - змея)
* Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это грелка. (правильно - белка)
* Грохоча на всякий случай,
Принесла нам дождик куча. (правильно - туча)
С пожеланиями плодотворной работы ваш учитель-логопед Макеева Т.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека. Игры для развития слухового внимания
В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....
Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста
Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...
Дидактические игры для развития слухового внимания
Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания...
Игры на развитие слухового внимания.
Игры для детей среднего, старшего и подготовительного возраста....
Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).
Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.Подготовительная работа...
Дидактические игры на развитие слухового внимания в 1 младшей группе
Подборка игр на развитие слухового внимания....
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
С детьми играем- речь развиваем....