Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи (средняя группа)
Игра 1. «Угадай, кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Стрекочет (кто?) – кузнечик
Бегает (кто?) – муравей
Ползает (кто?) – гусеница
Звенит (кто?) – комар
Собирает нектар (кто?) – пчела
Жужжит (кто?) – жук
Порхает (кто?) – бабочка
Игра 2. «Назови ласково»
Цель: образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Муравей – муравейчик, муравьишка
Гусеница - гусеничка
Комар - комарик
Пчела – пчёлка, пчёлочка
Жук – жучок
Стрекоза – стрекозочка
Муха – мушка, мухочка
Лапа – лапка
Оса – осочка
Ус - усик
Игра 3. «Один – много»
Цель: образование существительных в форме множественного числа.
Кузнечик – много кузнечиков
Муравей – много муравьёв
Гусеница – много гусениц
Комар – много комаров
Стрекоза – много стрекоз
Пчела – много пчёл
Жук – много жуков
Бабочка – много бабочек
Муха – много мух
Оса – много ос
Паук – много пауков
Игра 4. «Подбери признаки»
Цель: расширение словаря.
Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…
Муха – вредная, надоедливая, противная
Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная
Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей – шустрый, быстрый, работящий.
Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.
Комар – звонкий, надоедливый.
Игра 5. Проговаривание чистоговорок.
Вей-вей – это муравей
Овка-овка – божья коровка
Чок-чок-чок – вот и паучок
За-за-за – прилетела стрекоза
Очка-очка – это бабочка
Чик-чик – прыгает зелёный кузнечик
са-са-са – за окном оса
Игра 6. Пальчиковая игра « Комар»
Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Игра 7. «Скажи одним словом»
Цель: образование сложных слов признаков.
- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).
- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).
- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).
- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).
Игра 8. «Назови части тела насекомых»
Цель: составление притяжательных прилагательных от названий насекомых
Голова комара (чья?) - комариная
Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные
Крыло осы (чьё?) - осиное
Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный
Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное
Грудь шмеля (чья?) - шмелиная
Игра 9. «Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
1) Заяц, еж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Таракан, муха, пчела, майский жук;
8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) Лягушка, комар, жук, бабочка;
10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Игра 10. «Закончи предложение»
Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.
- Муравей сидел около… .
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
Игра 11. «Кто без чего?»
Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.
Бабочка без (крылья) чего?… - крыльев
кузнечик без (усики) чего?… - усиков
паук без (ножки) чего?… - ножек
пчела без (хоботок) чего?… - хоботка
муравьи без (муравейник) чего?… – муравейника
гусеница без (волоски) чего? … - волосков
стрекоза без (хвост) чего?… - хвоста
божья коровка без (крылышки) чего?… - крылышек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...