Лэпбук по автоматизации звуков
тренажёр по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Суслова Анна Михайловна

Лэпбук «Автоматизация звуков» – это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации того или иного поставленного звука. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_avtomatizatsiya_zvukov.docx913.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

F:\моя аттестация\лэпбук\титульный 2.jpg

Пояснительная записка: 

Лэпбук «Автоматизация звуков» – это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации того или иного поставленного звука. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.  Пособие предназначено для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 

 Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Актуальность:

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук – это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука, но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. Параллельно продолжается работа по развитию звукового анализа: умения определять позицию звука в слове.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Цель: в игровой форме автоматизировать звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Задачи:

– способствовать речевому развитию детей – закрепить правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразах;

– расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

– развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;

– развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

СодержаниеF:\моя аттестация\лэпбук\20230615_102936.jpg

1. «Гимнастика для язычка» - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука. (Педагог предлагает ребенку картинки–символы артикуляционных упражнений, необходимых для правильного произнесения каждого звука той или иной группы. Ребенок приклеивает на планшет картинку и выполняет задание. Все картинки съемные, выполнены на липучках)

F:\моя аттестация\лэпбук\20230615_102921.jpg

2. «Звуковые дорожки» - активизация двух сигнальных систем (движение и речь), развитие мышечного тонуса, правильного дыхания; автоматизировать изолированный звук, формировать звуковую культуру речи. (Ребенку предлагается символ данного звука, нужно пальчиком или передвигая картинку с символом провести по дорожке, произнося при этом поставленный звук изолированно)

F:\моя аттестация\лэпбук\20230615_102855.jpg

3. «Слоговые дорожки» - автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры, развитие мелкой моторики. (Ребенок выбирает символ, характерный для данного звука и произносит его в сочетании с гласным звуком, проводя по дорожке пальчиком или картинкой)

F:\моя аттестация\лэпбук\20230615_102650.jpg

4. «Посчитай-ка» -  упражнять в согласовании существительных с числительными (ребёнку предлагается сосчитать предметы на картинках и соотнести их количество с цифрой 1, 2, 3, 4, 5. Ребенок соотносит картинку с цифрой, правильно проговаривая автоматизируемый звук, окончания слов. Например, «Одно перо, два пера, пять перьев». Взрослый контролирует правильность произношения автоматизируемых звуков, обращаете внимание на правильность окончаний у слов, называемых ребенком).

 

F:\моя аттестация\лэпбук\20230615_102832.jpg

5. «Назови ласково» - автоматизация звука в словах, образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме (Предлагаем ребенку помочь великану и гному - у великана будут большие предметы, а у гномика маленькие. Необходимо рассказать, что ребенок «даст» великану, а что — гномику. Например, «Стул я дам великану, а стульчик — гномику». Слова надо называть парами: дом — домик, стол- столик, диван — диванчик.)

6. «Рассели слова по домикам» - упражнять детей в определении места звука в слове

: в начале, в середине, в конце ебенок выбирает картинку и называет слово. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить выбранную карточку в домик с закрашенным окошком в начале. Если звук слышится в середине слова, картинку приклеиваем к домику с закрашенным окошком в середине. Если звук в конце слова - закрашено последнее окошко. Ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.)F:\моя аттестация\лэпбук\20230615_102551.jpg

7. «Составь предложение «У кого что» - автоматизация звука в предложениях (Ребенок выбирает 2 картинки, одну располагает возле девочки, другую возле мальчика и составляет предложение, используя союз «а». Взрослый контролирует правильное произношение автоматизируемого звука)

Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука в речи. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме. Все планшеты в лэпбуке съемные, карточки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и подборка картинок для автоматизации звуков расположены в отдельных кармашках и выполнены на липучках, что позволяет использовать карточки на разную группу звуков. Проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

1. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.

2. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

3. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лэпбук как эффективное многофункциональное игровое средство в коррекционной работе с воспитанниками с ОНР" (автоматизация звука [С])

Лэпбук в работе учителя-логопеда.  Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная картонная  книжка с кармашками, дверками, окошками, подв...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с помощью Лэпбука «Карта Острова сокровищ»

Данное занятие направлено на автоматизацию звука Р в слогах, словах и предложениях. На занятии я использовала Лэпбук, с помощью которого дети выполняли задания и искали пиратский клад....

Игры для лэпбука автоматизация звука и дифференциация звуков Р-Рь

Игра «Что лишнее?»            Мнемотаблицы – дифференциация звуков р...

Лэпбук "День рождения у Роксаны". Автоматизация звука Р.

Лэпбук предназначен для детей дошкольного возраста. Он включает в себя задания и игры, помогающие автоматизировать звук «Р» . То есть в процессе выполнения этих игр и упражнений у ребенка будет закре...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»

Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14...

Представление авторской разработки "Применение технологии лэпбук для автоматизации звука Л в речи детей с ОНР"

Цель: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи»Ссылка на видеоролик: https://youtu.be/qDH6SgpHn74...