Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в старшей группе "Вода"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Развитие связной речи, лексико -грамматический категорий активация словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВОДА | 391.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в старшей группе «Вода».
Цель: развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, активизация словаря.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– раскрыть значение воды в жизни человека, животных и растений.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами;
- Практическое усвоение существительных в творительном и предложном падежах;
- практическое усвоение предлога «В» ;
- Использование в речи сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».
- Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- Развивать зрительное восприятие: выкладывание по образцу.
- развивать пальчиковую моторику и графические навыки.
Коррекционно-воспитательные:
– формировать бережное отношение к воде.
Оборудование: - мяч, картинки (где и в чём может находиться вода)
палочки счётные, образец «Лодочка»;
Листы с графическим
«Какая бывает вода?» - по кругу, передавая мяч.
3. Д/У «Где бывает вода? (дети сидят на ковре изображением волн;
Простые карандаши
Ход образовательной деятельности.
1. Орг. момент.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку. Может кто-то отгадает её?
«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шумит».
- Правильно, это вода.
(Появляется персонаж – Незнайка)
- Нет, нет, нет, это совсем не вода, это…компот, ну или дождик.
- А ты кто?
- Я, Незнайка!
- Вот что, дорогой Незнайка, ты даже не поздоровался с ребятами!
- Ой! Здравствуйте!
- Незнайка, ребята сейчас объяснят, что это не компот и не дождь.
(дети объясняют).
2. Д/У Упражнение «По секрету всему свету»
- Незнайка, становись с нами в круг и мы поиграем в игру «По секрету всему свету» мы расскажем)
– А ты знаешь, Незнайка, где бывает вода, где её можно увидеть?
-Конечно, знаю! Вода бывает в шкафу, в кармане.
- А вот и нет. Послушай, дети тебе сейчас расскажут.
( в туче, в луже, в банке, в стакане, в кастрюле, в бутылке, в кране, в реке, в водоёме, в колодце, в ведре…….
( в помощь детям картинки на доске)
4. Пальчиковая гимнастика «Дождик вышел погулять»
А сейчас мы приглашаем Незнайку посмотреть, как дети играют с пальчиками.
«Дождик вышел погулять»
1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук.
Левая начинает с мизинца, правая – с большого)
Вышел дождик погулять
(беспорядочные удары пальцами обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
(шагают средним и указательным пальцами обеих рук)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)
5. Д/У «Зачем нужна вода.
- Ребята, расскажите Незнайке, зачем нужна вода?
«Вода нужна, чтобы…
6. Игра "ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ"
- А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки (звучит музыка дождя). Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся (дети разбегаются по комнате, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (цепочки соединяются в одну). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан (дети образуют круг). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
7. Физминутка: « Море волнуется»
8. «Скажи ласково» и пройди сквозь ворота
- Незнайка, послушай, как наши дети могут называть ласково предметы.
( река, вода, капля, дождь, лужа, снег, лед, туча, )
9. Выкладывание из палочек лодочку по образцу
Незнайка: А я вот принёс ребятам лодочку. Сам её нарисовал.
- Незнайка, ты молодец, наши дети с удовольствием выложат из палочек такую лодочку. (Дети выкладывают, а Незнайка ходит и помогает)
10. Работа на листиках «Волны»
- Мне так понравилась игра «Море волнуется», что я нарисовал волны . Хотите тоже нарисовать волны?
11. Итог.
Незнайка: - Ребята я сегодня попал к вам не зря. Вы мне много рассказали про воду:, Где она находится, куму нужна, зачем нужна вода. А ещё, ещё…
- Ребята, помогите вспомнить, чему мы научили Незнайку? (Мы рассказали про воду, какая она и назвали ласково слова. Ещё выкладывали лодочку, рисовали волны, играли в игры «Дождик вышел погулять» и «Море волнуется»)
Логопедическое занятие
Тема: «Волшебница вода»
Цель: знакомить детей с системой круговорота воды в природе.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Стимулировать речевое общение детей.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: мультимедийная презентация «Круговорот воды в природе», капельки воды из самоклеящейся плёнки, сюжетная картина «Вода нужна всем».
Ход занятия:
Воспитатель-логопед. Ребята, посмотрите, к нам пришла волшебная капелька ( показывает детям капельку, вырезанную из бумаги). Как вы думаете, откуда она и как она могла у нас оказаться?
Дети предлагают разные варианты: Эта капелька из крана, дождевая капля, капля росы, капля из моря и т.д
Воспитатель-логопед. Эта волшебная капелька проделала огромный путь, прежде чем оказаться у нас. Вы хотите узнать об её путешествии? ( предлагает рассмотреть презентацию «Круговорот воды в природе» на экране, комментирует её содержание).
Воспитатель-логопед. Вода есть в разных водоёмах: в ручьях, реках, озёрах, морях и океанах. Постепенно вода испаряется, превращается в пар и поднимается в воздух. Пар в небе собирается в облака. Пара в облаке становится очень много, облако превращается в тучу. Когда пар остыл и превратился в воду, из туч начинает идти дождь. Дождевые капли на земле превращаются в лужи и ручьи. Вода впитывается в землю и под землёй двигается в сторону рек и озёр. Водоёмы пополняются водой, которая начинает испаряться и подниматься в воздух. Круговорот воды в природе происходит постоянно.
(Дети по цепочке рассказывают об этапах круговорота воды в природе с опорой на схему.)
Беседа о значении воды в жизни природы и людей.
Воспитатель-логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать о значении воды в жизни природы и людей.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цели: упражнять в образовании приставочных глаголов.
Дети рассматривают сюжетные картинки. Образовывают приставочные глаголы, а затем составляют предложения по картинкам.
- Мальчик воду в стакан наливает.
- Из стакана в стакан воду переливает.
- Девочка воду в раковину выливает.
- Шофёр в машину воду заливает.
- Мама цветы поливает.
Дети. Вода нужна растениям, животным и людям. Никто не может жить без воды;
В воде живут рыбы и морские животные;
Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток;
Моет всех тоже вода;
Вода нужна для стирки и уборки;
Вода необходима для приготовления еды;
Вода - это дорога. По воде на кораблях можно путешествовать и перевозить грузы;
Вода нужна в батареях для отопления.
Воспитатель-логопед раздаёт детям капельки, вырезанные из самоклеящейся плёнки, и предлагает разместить эти капельки в групповой комнате, в тех местах, где используется вода. (В уголке природы, возле растений и аквариума, возле мойки, на батарее, возле крана для умывания, возле унитаза в туалете и т.д. )
Дидактическая игра «Отгадай загадки»
Цели: закрепить знания детей о воде. Развивать умение отгадывать загадки. Активизировать словарь детей по теме «Волшебница вода».
- Между небом и землёй - Меня никто не видит, но всякий
Летит губочка с водой. слышит. А спутницу мою всяк
Небо губку поджимает, но никто не слышит.
Губка землю орошает. (Гром и молния)
(Туча)
- Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид, огромный рост.
(Радуга)
- Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, хлеб)
- Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
- Зимой скрываюсь, - Бежит бычок,
Весной появляюсь, Золотой рожок,
Летом веселюсь, Бежит, журчит.
Осенью спать ложусь. (Ручей)
(Река)
- Не море, не земля, - Посреди поля лежит зеркало,
Корабли не плавают Стекло голубое, рама зелёная
И ходить нельзя. (Озеро)
(Болото)
- Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
- Белый, как снег, дуется как мех. (Пена)
- Заря – зарница, - День и ночь кричит, а голос не устанет
Красная девица, (Водопад)
По полю ходила,
Слёзы обронила.(Роса)
- Без рук, без топорища – выстроен мостище. (Лёд на реке)
- Текло, текло и легло под стекло. (Лёд на реке)
- В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
- Я как песчинка мал - Выросло, повыросло,
И землю покрываю; Из бороды повылезало,
Я из воды рождён Солнышко встало,
И сам её рождаю; Ничего не стало.
Как пух лежу в полях (Сосулька)
И как алмаз блещу
При солнечных лучах. (Снег)
Физминутка «Дождик»
Первая капля упала: «Кап!» движение правой рукой сверху вниз
Вторая побежала; «Кап!» движение левой рукой сверху вниз
Капельки «Кап – кап» - запели поочерёдное движение правой и левой рукой
Намочили лица
Мы их вытирали имитация вытирания лица руками
Туфли, посмотрите, дети показывают руками на обувь
Мокрыми стали.
Мы плечами поведём энергичные движения плечами
И все капельки стряхнём
От дождя убежим бег на месте
Под кусточком посидим. приседают, «прячутся от дождя»
Беседа о бережном отношении к воде.
Воспитатель-логопед. Если внимательно рассмотреть глобус, то можно заметить, что голубого цвета на нём намного больше, чем других цветов. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Воды на земле очень много, но значит ли это, что воду не нужно беречь? Воду нужно расходовать экономно, потому что уже сейчас в некоторых районах земного шара людям не хватает чистой воды.
А что значит «бережно относится к воде»?
Дети: Не загрязнять реки и озёра.
Убирать мусор с берегов реки после отдыха.
Охранять морских животных и рыб.
Закрывать кран, чтобы вода зря не текла, когда ей никто не пользуется.
Воспитатель-логопед. Правильно, ребята, и даже есть такая пословица.
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе « День рождения друга, дедушки Дуба»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитие связной речи, обогащение словаря детей....
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе «Хитрая лиса, где ты?»
Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....
Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весенняя сказка»
Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности«Весенняя сказка»...