Наставничество
материал

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Наставничество: приказ, программа, отчет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_nastavnichestvo.docx22.31 КБ
Файл programma_nastavnichestva.docx498.62 КБ
Файл prikaz.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о работе наставника учителя-логопеда Сайфуллиной Р.С. с начинающим учителем-логопедом Воробьевой О.М.

на 2021-2022 уч. гг.

ФГОС предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу в этом году, мы поставили перед собой цели и задачи:

Цель:         Профессиональное самоопределение

        Творческая самореализация

        Проектирование профессиональной карьеры

Задачи:

  1. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя-логопеда.
  2. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
  3. Развивать творческий потенциал педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога в течение года.
  4. Повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  5. Создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию.

Основные направления работы:

  • изучение нормативно-правовой базы;
  • ведение документации логопункта
  • организация индивидуально-подгрупповой работы;
  • использование новых образовательных технологий в коррекционно-образовательном процессе.
  • выбор методической темы для самообразования;

Механизм реализации:

  1. Была проведена консультация и анкетирование по  знанию  теоретических основ логопедии, невропатологии, умения анализировать и применять коррекционные методики и технологии с учетом структуры дефекта ребенка.
  2. Оказана практическая помощь по правильной организации ведения документации логопункта: экрана звукопроизношения, таблиц мониторинга, журнала учета индивидуальных занятий, речевых карт и индивидуальных маршрутов воспитанников, планов индивидуально-подгрупповой работы.
  3. Проведена консультация по составлению рабочей программы логопункта с учетом требований ФГОС ДО.
  4. Консультация по обследованию и диагностике речевых нарушений.
  5. Организовано взаимопосещение занятий по коррекции звукопроизношения.
  6. Проведена совместная диагностика детей разных возрастных групп ДОУ,
  7. Совместное проведение коррекционного часа, в группах с детьми, посещающими логопункт.
  8. Обсуждали вопросы повышения профессиональной компетенции с помощью специальной литературы. Учитель-логопед Воробьева О.М. пополнила свою методическую копилку книгами: Нищевой, Богомоловой, Крупенчук и др. авторов.
  9. Обсуждали вопросы применения ИКТ-технологий. Воробьева О.М. училась применению в коррекционном процессе программы «Игры для Тигры», ресурса «Адалин».
  10. Для успешной организации коррекционной деятельности при логомассаже, постановке дыхания, звукопроизношения педагог наблюдал за моей Проанализировав, отметили положительные моменты, которые можно использовать в работе.
  11. В апреле 2022 года в рамках педагогического часа провели совместный семинар- практикум по теме «Артикуляционная гимнастика в детском саду».
  12. Учитель-логопед Воробьева О.М. разработала планирование коррекционно- образовательной работы, которое поместили в банк документов логопункта ДОУ.
  13. Воробьева О.М. работает над темой самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе». Изготовила материал для мелкой моторики, развития речевого выдоха, карточки для артикуляционной гимнастики. Разработала альбом картинного материала для автоматизации звуков.
  14. Учитель-логопед Воробьева О.М. совершенствует свое самообразование, идет в ногу со временем- прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация  образовательного  процесса в  дошкольного-образовательной сфере в рамках ФГОС ДО».
  15. Совместно участвовали в разработке раздела Рабочей программы ДОУ «Речевая коммуникация».
  16. По итогам мониторинга воспитанники Воробьева О.М., выпущены в школу с чистой речью и значительными улучшениями.

        При подведении итогов работы за учебный год, в мае было проведено повторное анкетирование, которое показало значительное повышение профессиональной компетенции учителя-логопеда Воробьева О.М.. в организации работы логопункта ДОУ и коррекции речи воспитанников.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 49

Г. НИЖНЕВАРТОВСКА «РОДНИЧОК»

                                        

Принято на педагогическом совете №1  

протокол педсовета №1 от 30.08.2022г.

Программа наставничества

«Речевое мастерство»

Разработала учитель-логопед Р.С. Сайфуллина

Содержание Программы:

№ п/п

Разделы Программы

Страница

1.

Актуальность программы

3

2.

Цели, задачи, механизм реализации программы

4-5

3.

Реализация программы, ее этапы, ожидаемые результаты

6-7

4.

Контроль реализации и координация программы

8

5.

План работы «Наставничество» Приложение 1.

9-11

6.

Семь золотых правил педагога. Приложение 2

11

7.

Рекомендации педагогу. Приложение 3

11

8.

Памятка для наставника начинающего педагога. Приложение 4

12

9

Входящий мониторинг. Анкета профессиональной готовности педагога. Приложение 5

13

10

Итоговый мониторинг. Анкета. Приложение 6

14

11

Консультации. Приложение 7

15-18

12

Ссылки на интернет-ресурсы. Приложение 8

19

13

Список литературы

19


Актуальность

В условиях модернизации системы образования, введением ФГОС ДО, в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

В связи с этим, наиболее актуальной является помощь опытных специалистов узких профессий тем коллегам которые, имея большой стаж и профессиональное мастерство в качестве воспитателя и др., продолжают развиваться и осваивать новые профессии, например, учителя-логопеда. Обобщение и передача опыта, наработанных практических навыков в коррекционной деятельности, позволит такому педагогу создать свой собственных банк научно-методических и мотивационных условий для профессионального роста, а также послужит более легкой адаптации в профессии.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет такому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

При поддержке наставника начинающий учитель-логопед начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации учителей-логопедов к трудовой деятельности:

новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение начинающим логопедом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление

рост численности детей со сложной речевой патологией, трудности  в проведении диагностики речевого нарушения и определении правильного образовательного маршрута.

Становление начинающего учителя-логопеда, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Этапы становления учителя-логопеда включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Цель программы: помочь становлению начинающего учителя-логопеда, а именно:

  1. профессиональному самоопределению
  2. творческой самореализации
  3. проектированию профессиональной карьеры
  4. самоорганизации и развитию профессиональной карьеры

Задачи:

  1. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя- логопеда.
  2. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
  3. Развивать творческий потенциал педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога в течение года.
  4. Повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-- воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  5. Создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию.

Механизм реализации программы

«Наставничество» представляет собой постоянно действующую форму повышения методической грамотности начинающего педагога: пропедевтическая адаптационная работа, мониторинговые исследования, сопровождение начинающего педагога; организация профессиональной коммуникации. Реализация программы будет осуществляться путем организации различных форм методической работы: взаимопосещение занятий, консультации, беседы, самообразование и др. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного  процесса необходимо вести в четырех направлениях:

Первое направление:

мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - это отслеживание 2 раза в течение года (на начало и конец) результатов деятельности педагога по следующим направлениям: знание теоретических основ логопедии, умение анализировать и применять коррекционные методики и технологии с учетом структуры дефекта ребенка, знание возрастной психологии.

Результаты посещения занятий, бесед, помогают выявить, какие проблемы возникли в процессе работы, каких успехов достиг педагог, какую методическую и практическую помощь ему необходимо оказать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Второе направление:

адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, спецификой набора детей на логопункт, планами учебной, методической работы, документацией, основными требованиями по её ведению.

Третье направление:

практическая деятельность - сопровождение начинающего педагога: совместная диагностика детей, начиная с младших возрастных групп, показ методов и приемов коррекции в сложных случаях, при сочетанных нарушениях. Организация индивидуальных мастер-классов.

Четвертое направление:

профессиональное становление - методист или куратор должен выступать в роли тьютора педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

  1. дидактические – искусство передавать знания в доступной форме;
  2. конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
  3. экспрессивные - умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
  4. коммуникативные – правильный подход к  ученикам в процессе обучения и воспитания;
  5. способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
  6. актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
  7. умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов. Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы как консультации.

Начинающие педагоги получат конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов занятий, рекомендации. Неопытный педагог получает помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.

Реализация программы

Первый этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

Цель: Создание методической базы для реализации программы: рекомендации, обучающие и диагностические материалы.

Содержание:

  • Разработка плана работы «Наставничество» (приложение 1)
  • Изучение нормативно-правовой базы.
  • Организация образовательно - воспитательного процесса в ДОУ.
  • Составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом.
  • Создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;
  • Диагностика профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога;
  • Разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации;
  • Оказание методической помощи при разработке диагностического материала;
  • Методическая помощь при разработке образовательной программы;
  • Методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования;
  • Оказание методической помощи при разработке планов занятий.

Ожидаемые результаты:

  1. Определение методических и практических затруднений учителя-логопеда
  2. Повышение уровня         профессиональной         компетентности         при         создании документации для НОД логопедического пункта ДОУ.
  3. Создание методической базы для реализации проекта.
  4. Разработка программно-методического, информационного обеспечения.

Второй этап. Практический (ноябрь-март)

Цель: повышение профессиональной компетенции учителя-логопеда при организации и проведении НОД.

Содержание:

  • Информационная         и         методическая         поддержка         учителя-логопеда:         консультации, рекомендации, беседы.
  • практические мастер-классы по запросу педагога, (показ технологий по постановке звуков, дыханию, логопедическому массажу, артикуляционной и пальчиковой гимнастике).
  • взаимное посещение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции речи.
  • совместное проведение консультаций, собраний, клубов для родителей ДОУ.
  • передача опыта по использованию ИКТ в работе учителя-логопеда.
  • (создание игр и презентаций, работа с порталами  Мерсибо,  Адалин;  «Игры  для Тигры» и другие).
  • промежуточная диагностика (посещение занятий).

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной компетенции учителя-логопеда
  2. Повышение результативности обучения;
  3. Расширение возможностей для полноценного развития личности ребенка.

Третий этап. Аналитический (апрель-май)

Цель: Анализ, перспектива развития учителя-логопеда.

Содержание:

  1. Осуществление мониторинга         взаимного         воздействия,         роста         уровня профессиональной компетентности учителя-логопеда через:
  • овладение и практическое использование в коррекционной практике современных технологий (в том числе и интерактивных форм и методов обучения) в устранении речевых расстройств.
  • умении применять здоровьесберегающие методики в процессе занятий.
  • повышении  своего профессионального самообразования путем чтения специальной литературы, посещения РМЦ учителей-логопедов, использования интернет-ресурсов.
  1. Итоговая диагностика. Самодиагностика (приложение 8)
  2. Анализ своей работы в качестве наставника в течение учебного года. Справка по итогам работы.

Методическое обеспечение программы

  1. Программа «Наставничество»
  2. План работы наставника с начинающим учителем-логопедом. (приложение 1)
  3. Памятка для начинающего педагога (приложение 5).
  4. Рекомендации начинающему педагогу (приложение 6).
  5. Памятка для наставника начинающего педагога (приложение 7).

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы будет способствовать:

  • Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков  учителя- логопеда.
  • Повышению профессиональной компетентности педагога в вопросах логопедии
  • Использованию в работе начинающего учителя-логопеда новых  коррекционных технологий.

Контроль за реализацией программы осуществляет:

Администрация МАДОУ ДС № 49 «Родничок».

Механизм реализации программы «Наставничество»

Координатором Программы «Наставничество» является администрация МАДОУ ДС № 49 «Родничок».

Исполнителем Программы является учитель-логопед Сайфуллина Рушания Сягитовна

Координатор:

  • Разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;
  • Анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
  • Подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировке механизмов реализации Программы;

Исполнитель:

  • участвует в реализации мероприятий Программы.
  • разрабатывает  календарно-тематический  план,  необходимый  для  реализации Программы;
  • несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
  • обеспечивает методическое и организационно–техническое сопровождение реализации Программы;
  • проводит мониторинг реализации Программы;

Форма предоставления результатов:

  • Справка (отчет)

План работы «Наставничество».


Приложение 1.

Содержание работы

Форма работы

сроки

Место проведения

« Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе)

Собеседование, тестирование

сентябрь

МАДОУ ДС

№ 49

Выбор методической темы по самообразованию.

консультация

сентябрь

МАДОУ ДС

№ 49

Правила оформления документации  логопеда

консультация

сентябрь, в течение года

МАДОУ ДС

№ 49

Методика проведения логопедического обследования детей с ФФНР, ТНР.

совместная деятельность

сентябрь,

в течение года

МАДОУ ДС

№ 49

Проведение ППК (ППМС) в ДОУ

совместная деятельность

сентябрь, май;

в течение года по запросу

МАДОУ ДС

№ 49

Разработка тематических планов фронтальных занятий для детей с ФФНР, ТНР, речевых маршрутов для детей с различными видами речевого недоразвития.

практикум

сентябрь

МАДОУ ДС

№ 49

Проведение совместных мероприятий для родителей: собраний, консультаций, родительских клубов.

совместная деятельность

сентябрь, май;

в течение года

МАДОУ ДС

№ 49

Посещение коррекционного часа по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики в разных возрастных группах.

«Мастер-класс»

наблюдение, индивидуальная беседа

октябрь

МАДОУ ДС

№ 49

Посещение занятия педагога-наставника по постановке звуков с использованием элементов логопедического массажа, с целью наблюдения и последующим анализом деятельности.

«Мастер-класс»

наблюдение, индивидуальная беседа

ноябрь,

в течение года по запросу

МАДОУ ДС

№ 49

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий начинающего учителя- логопеда.

наблюдение, анализ, индивидуальная беседа

В течение года

МАДОУ ДС

№ 49

Работа с индивидуальными логопедическими тетрадями на занятиях. Методика поведения звукового анализа слова. Развитие фонематического восприятия.

консультация- практикум

ноябрь

МАДОУ ДС

№ 49

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда.

индивидуальная беседа, практикум

декабрь- январь,

в течение года по запросу

МАДОУ ДС

№ 49

Система работы с детьми, имеющими заключение ТНР. Работа над коррекцией слоговой структуры слова.

консультация- практикум

январь

МАДОУ ДС

№ 49

Использование игровых технологий в индивидуальной работе с детьми-логопатами

консультация- практикум

февраль

МАДОУ ДС

№ 49

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

консультация- практикум

март

МАДОУ ДС

№ 49

Использование интернет- ресурсов:(Мерсибо, Адалин, «Логозавр» «Логопед- мастер») для повышения профессиональной компетенции.

консультация- практикум

апрель

МАДОУ ДС

№ 49

Знакомство с новыми педагогическими технологиями (приемы нейрогимнастики, работа на доске Бильгоу, с кинезио- мячиками, мешочками, ортоковриками ).

самостоятельно, на форсайте- учителей- логопедов

в течение года

На базе проведения РМЦ

Подведение итогов работы за год.

Справка-анализ деятельности педагога, анкета

май

МАДОУ ДС

№ 49

Анализ работы наставника

справка по итогам работы

Май

МАДОУ ДС

№ 49

Индивидуальные консультации по возникающим вопросам

1-й понедельник каждого месяца с 12.30-13.00

МАДОУ ДС

№ 49

Приложение 2

Семь золотых правил для педагога

  • Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)
  • Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)
  • Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)
  • «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс)
  • Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
  • Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)
  • Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Приложение 3

Рекомендации начинающему педагогу

  • Умей радоваться маленьким успехам своих воспитанников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего воспитанника. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в  нем личность  открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

Приложение 4

Памятка для наставника начинающего педагога

  • Вместе с начинающим педагогом разработайте и глубоко проанализируйте образовательные программы и пояснительные записки к ним.
  • Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения.
  • Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с воспитанниками. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своей группе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия,        с        тем,        чтобы        дать начинающему педагогу        возможность        методике раскрытия наиболее сложных тем.
  • Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.
  • Посещайте        занятия начинающему педагога        с        последующим        тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.
  • Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
  • Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  • Помогайте        своевременно,        терпеливо,        настойчиво.        Никогда        не        забывайте отмечать положительное в работе.
  • Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а  вырабатывать собственный педагогический почерк.

Входящий мониторинг.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Приложение 5

АНКЕТА

профессиональной готовности педагога

  1. Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.
  2. Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.
  3. Положительная заряженность, остроумие, юмор.
  4. Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.
  5. Умение перед входом в учреждение сбрасывать с себя груз проблем.
  6. Толерантность – приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.
  7. Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.
  8. Увлеченность всяким делом, за которое взялся.
  9. Умение хранить детские тайны.
  10. Умение жить интересами детей.
  11. Инициативность, энергичность.
  12. Авторитет среди детей и родителей.
  13. Наличие интересов, привлекательных для ребят.
  14. Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.
  15. Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.
  16. Умение инициировать, организовывать и помогать  детским самодеятельным организациям.
  17. Умение вовремя приходить на помощь.
  18. Способность к поиску, творчеству.
  19. Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.
  20. Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.
  21. Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.
  22. Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.
  23. Способность к самоиронии.
  24. Рефлексивная способность.
  25. Постоянная забота о своем здоровье и здоровье обучающихся.
  26. Умение доводить начатое до конца.
  27. Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к занятиям.
  28. Умение признавать свои ошибки.
  29. Способность к индивидуальной продуктивной работе с обучающимися

Итоговый мониторинг

  1. С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.
  2. Как их преодолеваете?
  3. Кто вам помогает в работе? Как?
  4. Коррекция каких нарушений вами достигается наиболее трудно?
  5. Чем вы объясните трудности в своей деятельности?

Приложение 6

  1. Как в корекционно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?
  2. Чему и как можно научиться у опытного педагога?
  3. Какие книги по логопедии, педагогике, психологии, вы прочитали за прошедший учебный год?
  4. Какие у вас были педагогические открытия?
  5. Какие занятия, прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша профессиональная удача?


Приложение 7

Консультации

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ

Перед нами ребенок с дислалией, дизартрией, ринолалией. Прежде чем грамотно спланировать логопедическое обследование, необходимо провести диагностику.

Она должна включать в себя сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Прежде всего надо запастись оборудованием для обследования. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования (речевую карту). Лучше всего использовать готовые комплекты картинного материала для диагностики речевых нарушений. Но вполне можно сделать такой набор самостоятельно.

Порядок работы.

Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого  рассчитаны на групповые занятия.

Процедура обследования включает пять этапов:

На I этапе необходимо познакомиться с ребенком, расположить его к себе и получить от родителей краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование(например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования (речевую карту).

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторного аппарата следует описывать, пользуясь следующей схемой: • Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя. • Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие. • Прикус: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус. • Твердое нѐбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).

• Мягкое нѐбо: нормальное, короткое, расщелина.

• Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.

• Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.

                В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие). Следует отметить особенности глотания.

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию исследователя определенных действий. 1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их. 2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”. 3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры. 4. Для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого неба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п. Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:

  • Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  • Объем движений: полный, неполный.
  • Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  • Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  • Наличие сопутствующих движений (указать какие).
  • Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  • Длительность удерживания органов артикуляции в определенной позиции: больше (или меньше) 3 секунд.

На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное). По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме: - при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; - в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; -нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, рь, л, ль) Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к

V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку.

Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

  1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.
  1. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина), “Что проехало?” (трамвай), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
  1. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.
  1. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; “семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.
  1. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

а) определить, есть ли звук “с” в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах: сок, оса, нос; в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш; г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р; д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован). Если ребенку требуется дополнительное исследование у врача –невролога , ЛОР или психолога, то следует направить ребенка к этим специалистам. По результатам логопедического обследования выставляется диагноз. Все данные заносятся в протокол обследования (речевую карту). Обязательно укажите дату проведения обследования и свою фамилию.


КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ

При коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией основное внимание в подготовительный период обращается на развитие у них речевой моторики. Однако здесь важно учитывать особенности проявления парезов и упражнять именно слабые мышцы, что требует специальных знаний.

Родители могут подключаться к этой работе (в плане проверки правильности выполнения ребенком домашних заданий) лишь после подробной консультации у логопеда.

Автоматизация правильного звукопроизношения даже при стертой дизартрии обычно занимает более продолжительное время, чем при дислалии. Во многих случаях оказывается необходимой также работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков и развитию фонематического анализа слов. Это объясняется тем, что как различение отдельных звуков, так и фонематический анализ слов включают в себя не только «слуховой», но и моторный компонент (более или менее выраженная степень проговаривания), который у детей с дизартрией страдает.

Ребенок с дизартрией недостаточно хорошо чувствует положение и движение своих артикуляторных органов, что затрудняет уточнение им звукового состава слова путем его громкого или «скрытого» проговаривают. Эффективность преодоления нарушений  звукопроизношения зависит в основном от его причинной обусловленности и от серьезности отношения как самого ребенка, так и его родителей к логопедической работе.

Функциональная моторная и сенсорная дислалия, как правило, поддается полному и сравнительно быстрому преодолению, если не иметь в виду случаи преждевременного прекращения логопедических занятий, о которых уже говорилось выше. Практически полный результат достигается и при стертой дизартрии, а также при нерезко выраженной механической дислалии, не связанной с особо грубыми анатомическими дефектами в строении речевого аппарата. При наличии же последних эффективность преодоления дефектного произношения звуков во многом зависит от того, насколько удастся устранить имеющийся анатомический дефект. О большей трудности и более длительных сроках преодоления дизартрии по сравнению с дислалией уже говорилось. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей заключается в устранении из жизни ребенка (или хотя бы в сведении к минимуму) действия тех причин, которые приводят к появлению дефектов в произношении звуков. В этом отношении важна забота как о сохранности речевых органов ребенка, так и о благоприятном для становления звукопроизношения социальном окружении.

Об этих двух направлениях профилактики выше уже говорилось. Дополнительно скажем здесь лишь о тех на первый взгляд несущественных моментах, которые могут в итоге приводить к появлению у детей механической дислалии. Речь идет о появлении у  некоторых детей «приобретенных» аномалий в строении челюстей и зубов, о чем необходимо знать родителям.

Возникновение прогнатий и прогений нередко бывает связано с привычкой детей почти постоянно держать во рту палец. Если он при этом направлен вверх, то со временем начинает выступать вперед верхняя челюсть, а если вниз — то нижняя. Во многих случаях это сопровождается также деформацией зубов и твердого неба (появляется так называемое «готическое», то есть очень высокое, твердое небо).

Возникновению аномалий прикуса может способствовать и наличие у ребенка увеличенных миндалин, заставляющих его переходить от носового дыхания к ротовому. При ротовом же дыхании вся масса языка подается вперед, оказывая постоянное давление на нижние резцы и приводя в конечном итоге к выступанию вперед нижней челюсти. К аналогичным последствиям иногда приводит и наличие короткой уздечки языка. В этих случаях кончик языка в состоянии покоя не прилегает, как обычно, к верхним передним зубам, а значит и не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд. В таких условиях верхние передние зубы под давлением мышц губ несколько наклоняются внутрь ротовой полости, что в конечном итоге опять-таки приводит к выступанию вперед нижней челюсти.

Предупреждение самого возникновения подобных аномалий или своевременное их устранение исключит и появление связанных с ними нарушений звукопроизношения. Не менее важную роль в этом плане играет и охрана слуха ребенка (в первую очередь необходимо тщательное долечивание ушных заболеваний).

Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения может оказываться в учреждениях разного типа. В каждом конкретном случае выбор определяется двумя факторами: во-первых, возрастом ребенка и, во-вторых, самой тяжестью дефекта.

Оба фактора приходится учитывать одновременно. В случаях тяжелых нарушений звукопроизношения (выраженная форма дизартрии или грубой механической дислалии), а также при проявлении дефектов звукопроизношения на фоне общего недоразвития речи логопедическая помощь оказывается в учреждениях стационарного или полустационарного типа.

Для детей дошкольного возраста это могут быть речевые ясли, речевые детские сады или специальные речевые группы при массовых детских садах, а также речевые стационары. Во всех этих учреждениях ребенку может быть оказана необходимая комплексная и к тому же достаточно продолжительная помощь. Временное помещение таких детей в стационар желательно не только в лечебных, но и в диагностических целях, поскольку здесь имеются все необходимые условия для проведения тщательного комплексного обследования каждого ребенка разными специалистами. Детям школьного возраста с такого рода сложными расстройствами, при которых дефекты звукопроизношения являются лишь одним из симптомов каких-то более сложных речевых и других нарушений, коррекционно-диагностическая помощь может оказываться в  учреждениях стационарного или санаторно-курортного типа. Часть этих детей обучается в дальнейшем в специальных речевых школах или в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где с ними в течение ряда лет продолжается необходимая коррекционная работа.

При более легких формах нарушений звукопроизношения, являющихся самостоятельными речевыми расстройствами, логопедическая помощь детям как дошкольного, так и школьного возраста оказывается в основном в учреждениях амбулаторного типа. Для дошкольников это будут логопедические кабинеты при детских поликлиниках, для школьников — школьные логопедические пункты при общеобразовательных школах.

Подростки и взрослые могут получать логопедическую помощь в логопедических кабинетах при психоневрологических диспансерах. Кроме того, в последние годы все шире распространяется сеть так называемых Центров — учреждений амбулаторного типа, призванных оказывать диагностическую и коррекционно-профилактическую помощь детям дошкольного и школьного возраста с различными речевыми и нервно-психическими расстройствами.

В такие Центры очень часто обращаются дети с нарушениями звукопроизношения (в процессе комплексного обследования у них нередко выявляются значительно более серьезные речевые и другие расстройства). Во многих случаях детям и взрослым, страдающим дефектами в произношении звуков (равно как и любыми другими нарушениями речи), оказывается письменная консультативная помощь.


Приложение 8

Ссылки на интернет-ресурсы

  1. http://www.logopedmaster.ru/
  2. https://mersibo.ru/
  3. http://adalin.mospsy.ru/
  4. http://www.logozavr.ru/

Список литературы:

  1. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» - Москва, просвещение, 1990 г.
  2. Лизунова Л. Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи

«Игры дляТигры» - издательство «От и До», 2014 г.

  1. Беспалько В. П. «Образование и обучение с участием компьютеров» – Изд-во Моск. Псих-пед.института, 2002 г.
  2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В., Соломака Л. С. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» - СПб: «Детство – пресс», 2001 г.
  3. Васильева  М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа обучения и воспитания в детском саду» - 3 изд-е – Мозаика-Синтез, 2005г



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

628624, Российская Федерация, Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, ул. Мира, 62 а, строение 3

Телефон/факс: 45-72-92

E-mail: mbdoy_49@mail.ru    

ПРИКАЗ

«_15_»_января______2021г.                                                        №__114__

Об организации наставничества

над учителем-логопедом

        В целях развития наставничества, целенаправленной деятельности наиболее опытных сотрудников ДОУ по повышению профессионального мастерства педагогов с небольшим опытом работы,

Приказываю:

1.        Назначить наставником над учителем-логопедом, имеющим небольшой стаж работы Воробьевой О.М. учителя-логопеда Сайфуллина Р.С.

2.        Обязать наставника Сайфуллина Р.С.:

2.1. Оказывать помощь Воробьевой О.М. в освоении профессии, скорейшем овладении в полном объёме реализации коррекционных задач за счет передачи личного опыта.

2.2. Руководствоваться в работе по наставничеству Положением об организации наставничества в МАДОУ ДС №49.

2.3. Составить до 02.02.2021г. индивидуальный план наставничества. Принять меры по его реализации.

3.    Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заведующий МАДОУ

г.Нижневартовска

ДС№49 «Родничок»                                                             Смирнова В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...