Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста являются одним из ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Формирование правильного звукопроизношения у таких дошкольников часто носит длительный характер и является достаточно серьезной нагрузкой для ребенка. В то же время, логопедические занятия нередко посещают ослабленные, часто болеющие дети. Нельзя обойти вниманием и проблему дефицита движения у современных детей. Их деятельность часто носит статический характер: дети сидя рисуют, лепят, слушают стихи и сказки, многие увлекаются компьютерными играми, смотрят телевизор. Поэтому современные условия требуют изменения подходов к организации коррекционной работы по формированию правильного произношения у дошкольников. Внедрение ФГОС ДО предполагает использование форм и методов работы, специфических для детей дошкольного возраста, а также ставит задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Использование подвижных игр и упражнений на логопедических занятиях позволяет не только качественно осуществлять коррекционную деятельность, но и удовлетворяет потребности детей в движениях, тем самым не мешает их полноценному физическому развитию. Организации таких игр позволяет интегрировать нескольких образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, в том числе и мозга. Физическая нагрузка увеличивает поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться. В логопедии широко применяется прием заучивания и повторения стихов и чистоговорок, насыщенных закрепляемым звуком, но у детей не возникает потребности повторять стихотворение большое количество раз. Эта проблема решается, если стихотворение или считалка используется в подвижной игре. Приведу примеры подвижных игр, которые могут быть использованы на логопедических занятиях. Игра "Золотые ворота" (автоматизация звука [р]) Ход игры: выбирают двух игроков, они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Пойманные образуют новые ворота, игра продолжается. Стихотворение для игры разучивается заранее. Во время игры педагог контролирует произношение. Игра "Ловишки" Ход игры: играющие стоят по кругу. У каждого из них ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот (на конце ленточки - картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук). В центре круга стоит ловишка. По сигналу учителя-логопеда "беги" дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова учителя-логопеда "Раз, два, три – в круг скорей беги!" дети строятся в круг. Ловишка называет картинки на "пойманных" лентах. Чтобы вернуться в игру, проигравшие выполняют задание (Называют слово с заданным звуком или произносят чистоговорку). Игра продолжается с новым ловишкой. Игра "Последний выбывает" Цель: автоматизация звуков в словах, формирование быстроты, ловкости. Ход игры: Несколько игроков (6-8) бежит по кругу мимо положенных на землю предметов (в названии которых есть заданный звук). Предметов должно быть меньше на один, чем игроков. По сигналу каждый старается схватить находящийся ближе к нему предмет. Кто не успел этого сделать – выполняет задание, чтобы вернуться в игру (называет слово с заданным звуком или произносит чистоговорку). Дети называют, какие предметы взяли. Игра продолжается. Игра "Бег с барьерами" (автоматизация звука [с]) Цель: автоматизация звука [с] в словах Ход игры: логопед раскладывает на полу перед игроками ряд из пяти картинок: сок, сон, соль, сор, сом. Каждый "спортсмен" поочередно должен "пробежать" по дорожке из картинок (перешагивая картинки) туда и обратно, правильно произнося все звуки. Язычок споткнется - Бегун назад вернется. Взяв в руки секундомер (или часы), логопед следит или делает вид, что следит за тем, кто из «бегунов» быстрее преодолеет дистанцию: - Сок, сон, соль, сор, сом, (обратно) сор, соль, сон, сок! Примечание: можно усложнить этот этап, предложив игрокам перепрыгивать через слова- "барьеры": скок через сок, скок через сон, скок через соль, и т.д. Игра " Цепочка слов" Цель: закрепить умение придумывать слова на заданный звук, выделять первый и последний звук в слове. Ход игры: Дети встают в круг, выбирают водящего. Водящий (или логопед) называет звук, с которым нужно придумать слово. Дети называют слово с заданным звуком и перекидывают мяч любому участнику игры. Поймавший мяч, называет свое слово. Участник, не назвавший слово, выходит из игры. Вариант 1: Можно называть слова, в которых звук стоит в определенной позиции (начало, середина, конец слова). Вариант 2: Водящий называет любое слово. Поймавший мяч участник игры называет слово, на последний звук услышанного слова и кидает мяч следующему участнику, следующие участники также вспоминают слова на последний звук услышанного слова. Использование подвижных игр и упражнений с логопедическим содержанием помогает сократить период овладения правильным звукопроизношением. Игровые двигательные действия мотивируют ребенка на выполнение задания, помогают снизить утомляемость. Дети учатся распределять произвольное внимание, направленное на правильную артикуляцию звука и выполнение правил игры. Повышаются способности произвольно регулировать свое поведение, что лежит в основе готовности к школьному обучению. Подвижные игры с речевым содержанием могут быть использованы на любом этапе логопедического занятия, в то же время необходимо учитывать ряд особенностей их проведения: - в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания;
- в конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений;
- игра не должна быть длительной по времени;
- игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки; следует развивать у детей навыки контроля чужой и своей собственной речи;
- нужно добиваться активного речевого участия всех детей;
- во время объяснения хода и правил игры нужно обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, четко определить речевую задачу;
- по ходу игры необходимо вносить коррективы и исправлять ошибки детей, в заключение обязательно поощрить всех детей;
- педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре;
- удобно использовать подвижную игру в качестве физкультминутки;
- в условиях логопедической группы и кабинета лучше использовать игры средней и малой подвижности, при которых характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов). Игры большой подвижности лучше проводить во время прогулки или в физкультурном зале.
- во время проведения игр удобно использовать спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки, повязки.
|
|