Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»
материал по логопедии

Бурая Наталья Олеговна

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры речи дошкольников через использование артикуляционных сказок в работе педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 г. Славянска-на-Кубани Муниципального образования Славянский район

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Учитель-логопед

Бурая Н.О.

2023г.

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры речи дошкольников через использование артикуляционных сказок в работе педагога

Оборудование: картинки к артикуляционным упражнениям, пример артикуляционной сказки

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами поговорим об использовании артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников. Для этого мы превратимся в сказочниц. Но сказки мы будем рассказывать необычные - артикуляционные.

Артикуляционная гимнастика - основа для формирования правильного звукопроизношения. Она полезна всем. Но одни и те же артикуляционные упражнения быстро надоедают детям. В этом случае можно сделать ее интересной. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в артикуляционную сказку.

Артикуляционные сказки направлены на развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики. Приступать к сказке можно тогда, когда дети усвоили все артикуляционные упражнения. Артикуляционные сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Также можно использовать сказочного персонажа - помощника при рассказывании сказки.

Давайте и мы с Вами попробуем рассказать артикуляционную сказку «Как язычок учился рычать».

Для начала повторим артикуляционные упражнения, которые встречаются в сказке.

1.Повтор артикуляционных упражнений

Инструкция: выполните артикуляционные упражнения перед зеркалом, с использованием карточек

Упражнения: «Окошко», «Лопаточка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Почистим зубки». «Маляр», «Заборчик», «Мостик», «Парус», «Дятел», «Молоточек», «Пулемет».

2 . Совместное рассказывание артикуляционной сказки с педагогами

«Как язычок учился рычать»

Инструкция: послушайте сказку и выполняйте упражнения вместе со мной

За высоким-высоким забором жил-был любознательный язычок, который очень хотел научиться рычать (упражнение «Заборчик»). И узнал язычок о великом волшебнике и решил его отыскать. Выглянул он в окошко(упражнение «Окошко»). На небе светило яркое солнышко. И решил язычок отправиться в путь. Перешел через невысокий мостик (упражнение«Мостик»). И оказался на берегу широкой реки. Стал думать, как ему перебраться на другой берег. Вдруг увидел сломанную лодку. У лодки не было паруса. Починим лодку?(упражнение «Парус»). Починил язычок лодку и отправился вниз по реке. Добрался до другого берега, но там не оказалось дома великого волшебника. Зато он встретил лошадку, которая согласилась ему помочь (упражнение «Лошадка»). Но по дороге у друзей случилась беда, у лошадки сломалась подкова. И они решили ее починить с помощью волшебного молоточка (упражнение «Молоток»). Пока друзья чинили лошадке подкову за ними наблюдал дятел. Он был удивлен и решил с ними познакомиться и застучал по дереву (упражнение «Дятел»). Оказывается, дятел тоже слышал о великом волшебнике и даже знал, где он живет. Он решил проводить лошадку и язычок. Долго они шли и оказались на полянке, на которой сидел маленький тигренок с великим волшебником. Волшебник учил тигренка рычать (упражнение «Пулемет»). Тигренок научился рычать и язычок тоже. И стали они все вместе дружить.

3. «Я - сказочница»

Инструкция: попробуйте сочинить свою сказку, используя знакомые артикуляционные упражнения.

(педагоги делятся на две подгруппы и выполняют задание)

4. Рассказывание артикуляционных сказок педагогами

5. Рефлексия

В заключении хочется сказать:

- предлагаемые детям артикуляционные сказки, делают занятие интересным, увлекательным, эмоциональным,

помогает:

• формировать кинестетическую основу движений,

• развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

• воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,

• поддерживать интерес детей к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Дети не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Удачи вам в занятиях, радости в общении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

«Использование словесных игр для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Для использования педагогами словесных игр с детьми дошкольного возраста.Материал для развития речи....

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"...

Артикуляционная гимнастика в формировании звуковой культуры речи.

Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями проведения артикуляционной гимнастики с детьми.Задачи:1. Рекомендации по выполнению артикуляционной ...

Статья "Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников"

В статье  отмечается актуальность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, приведены основные виды упражнений для губ, щек...

Мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...