Мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинской Московской области «Детский сад №15 «Аистенок» |
Педсовет |
«Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых» |
|
Выполнила воспитатель: О.В.Бельдюк. Пушкино, 2021г. |
Педсовет
Тема:«Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;
2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
Предварительная работа:
1.Отбор и изучение литературы по вопросу звуковой культуры речи
2.Сбор информации и оформление материалов по теме педсовета
3.Консультации для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников», «Логоритмические упражнения в практике работы воспитателей», «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников».
4.Изготовление игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.
5.Конкурс по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.
6.Конкурс конспектов непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
7.Разработка сценария проведения педагогического совета.
Ход педсовета:
1.Теоретическая часть
Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка ( и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мыщц, принимающих участие в образовании звука.
Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.
Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.
Понятие звуковой культуры речи
Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.—— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.
Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.
- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
- воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной
речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.
2. Выступление педагогов
«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»
«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста»
II.Практическая часть
3. Деловая игра «Вспомнить все!»
Педагоги делятся на 2 группы.
Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»
1-е задание — «Зарядка для языка»
1-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков).
2-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (звук [p]).
2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий.
Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.
*Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
*Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
*Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)
*Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)
*Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (речь.)
*Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)
3-е задание – Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что относится к букве ( звук – ухо, губы и язык; буква – глаз, книга, ручка)
Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»
1-е задание —«Придумайте рифму к слову».
На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)
2-е задание «Подберите слово к схеме».
На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов — названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)
3-е задание «Подберите слово с наибольшим количеством букв».
Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)
Конкурс «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»
1 команда называет формы работы по формированию звуковой культуры речи:
занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
игры-драматизации;
праздники и развлечения;
артикуляционная гимнастика;
дидактические игры;
шутки-скороговорки.
2 команда называет методы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи:
игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);
упражнения («Подуем на пушистики»);
Приемы:
образец педагога;
объяснение;
образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);
хоровые и индивидуальные повторения;
совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;
оценка, исправление;
образная физкультурная пауза.
III.Итоги конкурса по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.
Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....
Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса при формировании звуковой культуры речи дошкольников.
Выступление на районном методическом объединении....
Мастер-класс на тему" Создание тематической папки ЛЭПБУК, как вид совместной деятельности детей и взрослых"
дидактическое пособие...
Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»
Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи детей "Со звуками играем - речь развиваем"
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи детей....
Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры ...