Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств
консультация на тему

Кочанова Людмила Ивановна

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств.

   Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях.

 Многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка. А от повторений никуда не деться – нужно сформировать и отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка правильно произносить звук. В отдельных случаях трудно дается постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий ребенка и взрослого. Если этап автоматизации звуков растягивается, воспитателю необходимо фантазировать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен.  Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятиях, что приведет впоследствии к желаемому результату.

   В.А.Сухомлинский писал: «Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался… среди наглядных образов… . …если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой… »

Использование наглядных средств делает всю работу по постановке и автоматизации звуков более эффективной. Применение наглядности оправданно на всех этапах  работы.

При  выборе наглядных средств  необходимо учитывать принципы последовательности, занимательности, избыточности и доступности.

Принцип последовательности предусматривает, что усвоение предлагаемого

материала идет системно и в определенном порядке.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и

объема предлагаемого материала с  уровнем развития и подготовленности

детей.

Принцип избыточности - ребёнок получает в несколько раз больше информации, чем способен сразу запомнить его мозг. Таким образом, за короткие сроки он усваивает максимальное количество той  информации, которое возможно только для него. При этом одновременно задействуются все виды памяти (визуальной, слуховой, речевой и осязательной).

М.М.Алексеева и В.И.Яшина предлагают использовать при обучении правильному звукопроизношению показ иллюстративного материала и показ положения органов артикуляции.

  На этапе постановки звука дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.  Каждое артикуляционное упражнение  называется, далее демонстрируется картинка.  

   Также на этом этапе можно применять модели артикуляции звуков, над которыми ведется работа. Модели артикуляции звуков были предложены и разработаны Акименко В.М.  При разработке моделей согласных звуков автор учитывал наличие или отсутствие вибрации голосовых связок, способ артикуляции, место артикуляции, наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому небу, место резонирования. Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции автор разработал специальные символы.

     Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляции в момент произнесения того или иного звука, соответствуют характеристике звука, замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения.

   Вместе с детьми мы рассматривали и проговаривали артикуляцию звуков.

   Например, звук Р- звонкий, на модели колокольчик; дрожащий –  на модели волнистая линия чуть выше середины, т.к. кончик языка находится у верхних зубов и совершает колебательные движения, звук твердый. Губы разомкнуты или принимают положение последующего гласного звука- на модели круг.  

      Каждый ребенок рисовал модель звуков, и в начале каждого занятия артикуляция звуков проговаривалась.

     Звук поставлен, начинается работа по его автоматизации.

     Автоматизация звуков в слогах- важный, но малоинтересный для детей  вид работы, заключающийся в многократном повторении за педагогом. Если задействовать зрительный анализатор, наглядные средства - процесс ускорится.

   Детям предлагаются следующие задания:

  • помочь зверюшкам добраться до лакомства, проводя пальцем по линии и произнося прямые слоги;
  • помочь пароходу доплыть до острова, проводя пальцем по линии, произнося цепочки слогов;
  • помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося обратные слоги;
  •  проговаривая цепочки слогов, нарисовать, как разматывается клубок;
  • показать путь самолета или рыбки, проговаривая слоги и цепочки слогов.

   Данные виды упражнений варьируются и применяются при автоматизации  прямых и обратных слогов.

    Ввести поставленный звук в повседневную речь детей сложно, выработанные нервные связи еще слабые, дети пользуются приобретенным звуком крайне нерегулярно, часто под контролем родителей и воспитателей.

  Как отмечают психологи, при использовании наглядного материала дети в 1,5- 2 раза успешнее воспроизводят слова с автоматизируемым звуком, чем по прямому заданию повторить то или иное слово.

   При автоматизации звука в словах, словосочетаниях и предложениях нами используются пособия, названные «Девять картинок» и «Звуковая Улитка».

   Пособие «Девять картинок» удобно в использовании, доступно в изготовлении, позволяет на небольшом картинном материале решать основные  задачи по автоматизации звуков.

Оно состоит из наборов отдельных или расположенных на одном листе 9-ти картинок и листа с заданиями.

   Принцип подбора картинок зависит от места нахождения звука:

  • в прямом ударном слоге в начале слова;
  • в прямом безударном слоге в начале слова;
  • в прямом ударном слоге в середине слова;
  • в прямом безударном слоге в середине слова;
  • в начале слова при стечении согласных;
  • в обратном слоге в конце слова;
  • в ударном закрытом слоге в середине слова;
  • в середине слова при стечении согласных;
  • в различных позициях.  

          Пособие «Звуковая Улитка» представляет из себя фанерный силуэт улитки, разделенный на секторы. В каждый сектор наклеена картинка.        Количество наборов картинок в первом пособии и порядок их использования в обоих пособиях индивидуален и зависит от артикуляционных возможностей ребенка.

   Задания подбираются на уровне слова, словосочетания, предложения

   Все упражнения решают следующие задачи: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях; совершенствование фонематических процессов; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи,  развитие пространственных представлений.

   Детям предлагаются следующие задания:

  • назвать картинку и уточнить значение слова;
  • «Кубик»; ребенок бросает кубик и называет слово столько раз, сколько выпало точек; или называет столько слов, сколько выпало точек;
  • «Клубочек»; назвать картинки по порядку, слева направо, по спирали и т.д., начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить». Темп речи зависит от движений руки;
  • «Снежный ком»; называть картинки с повторением предыдущих: доктор; доктор, помидор; доктор, помидор, шарф и т.д.
  • «Эхо»; произнести каждое слово 3 раза с разной силой голоса;
  • «Актер»; произносить слова с разной интонацией;
  • «Логические пары»: назвать картинки, подходящие друг к другу по смыслу: доктор и повар- профессии; тигр и корова- животные;
  • Назвать: живое- неживое; съедобное- несъедобное; что растет? и т.д.
  • Отгадать загадки;
  • Назвать картинку, расположенную справа от…, слева, под, над и т.д.;
  • «Где картинка?»; назвать, где находится заданная картинка, используя наречия и предлоги пространственного значения;
  • Назвать картинки по памяти;
  • «Подбери слово»; в предложении потерялись слова.
  • Мы начинаем предложение, а ребенок заканчивает словом со звуком, например, Р, (Рь);
  • Страна «Рыкрандия»: путешествие в загадочную страну Рыкрандию. Нам надо выучить ее язык, он очень похож на наш язык, только в начало или конец каждого слова добавляется «рык». Например, слово «рак» на этом языке звучит как «рыкрак». Называние картинок на «рыкрандском» языке.  
  • «Рифмы»;
  • «Телеграф»; назвать слово по звукам;
  • Произнесение слов с выделением ударного гласного;
  • «1- 3 - 5»;
  • «Скажи ласково»;
  • Образование притяжательных или относительных прилагательных;
  • Образование различных падежных форм;
  • Согласование названий картинок с притяжательными местоимениями;  
  • Закончи предложение;
  • Составить предложение;
  •  Составить предложение, используя 2-3 предметных картинки;
  • Придумать загадку о данном слове.

    Автоматизация звука в текстах проводится в несколько этапов:

  • Сначала мы разучиваемс ребенком или группой детей стихотворение, скороговорку, потешку или короткий текст со автоматизируемым звуком .
  •  Затем ребенку или группе детей предлагается проиллюстрировать текст, выкладывая картинки из счетных палочек по образцу, или выполняя аппликацию, или рисуя картину;
  • После этого, когда картина готова, дети самостоятельно рассказывают текст, соблюдая интонацию, правильное дыхание, темп и силу голоса, контролируя поставленный звук на протяжении всего текста.
  • Для закрепления пройденного материала на последующих занятиях детям предлагается  вспомнить тот или иной текст, опираясь на свою картинку.

    Анализ процесса и результатов работы по постановке и автоматизации звуков  показал, что использование моделей артикуляции звуков при выполнении комплекса артикуляционной гимнастики и при постановке звуков  делает эти этапы интересными. Сопостовляя  по модели уклад органов артикуляции и проводя построение самой модели, дети видят наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.

      Применение моделей артикуляции звуков ускоряет процесс его постановки  и способствует развитию наглядно- образного мышления.

      Использование наглядных средств на этапе автоматизации звука в слогах делает этот процесс менее монотонным, позволяет превратить автоматизацию в увлекательную и эмоциональную игру. Также развивается мелкая моторика, стимулирующая действие речевых зон коры головного мозга. А это также положительно сказывается на исправлении дефектов звукопроизношения.

 Применение наглядного материала, максимально насыщенного автоматизируемым звуком,  способствует быстрейшему введению поставленного звука в речь детей. Материал подбирается так, чтобы на занятиях у детей расширялся активный словарь и кругозор, формировалась грамматически правильная речь,  дети правильно строили предложения и развивали связную речь, формировались фонематические процессы, развивалась ориентацию в пространстве, закреплялись знания и умения, полученные на занятиях по ФЭМП.

   Применение наглядного материала повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков овладевать контролирующей, планирующей и регулирующей функцией речи, воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку. Также у детей развивается произвольное поведение,  и быстрее формируются навыки самоконтроля.

       Использование наглядных средств помогает разнообразить монотонный процесс автоматизации звуков, превращает каждое занятие в увлекательное действие, создает развивающую среду, способствует двигательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"...

Статья "Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников"

В статье  отмечается актуальность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, приведены основные виды упражнений для губ, щек...

Методическая разработка «Формирование звуковой культуры речи дошкольников по средством музыкальных развлечений»

Актуальность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство в формировании звуковой культуры речи дошкольника"

Консультация в помощь педагогам в работе с детьми дошкольного возраста  по формированию звуковой культуры речи . содержит игры и упражнения...

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры ...